Не стоит сопротивляться прогрессу

128
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

С каждым годом в Украине остается все меньше водителей, принципиально не использующих ремни безопасности, но такие все-таки еще есть. Чем чревато пренебрежение Правилами дорожного движения и здравым смыслом?

Едва ли в истории автомобильной промышленности найдется пример еще одного столь же простого и одновременно эффективного средства спасения жизни, как ремни безопасности. Результаты множества исследований показывают, что эти устройства позволяют в среднем в два раза снизить риск смерти и увечий при фронтальном ударе.

В отличие от простейшей конструкции трехточечного ремня, предложенной более полувека назад специалистами Volvo, у современных устройств, снабженных механизмом преднатяжения, автоматически срабатывающим в случае аварии, гораздо лучшие показатели. К тому же эффективная работа подушек безопасности и иных средств пассивной безопасности также возможна только в случае применения ремней.

Тем не менее наша страна традиционно идет своим путем и до последнего сопротивляется прогрессу. Заглушки в замки ремня, заставляющие замолчать надоедливый зуммер, пользуются стабильным спросом. Ту же цель преследуют и ремни, протянутые за спинкой переднего сиденья или перед ней, но навечно вставленные в замок. Поэтому стоит ли удивляться, что споры о пользе ремней безопасности до сих пор можно услышать как в гаражных посиделках, так и в пафосных клубах? Причем находятся и такие, кто на полном серьезе утверждает, часто ссылаясь на собственный опыт, что от ремней больше вреда, чем пользы. Наверное, переубеждать таких нет смысла. Для тех же, кто придерживается менее радикальных позиций и не пристегивается из соображений бравады или дискомфорта, сообщим несколько фактов, которые, возможно, позволят пересмотреть свое отношение к привычкам.

В ответе за всех

Обязанность использовать ремни безопасности Правилами дорожного движения у нас возложена на водителя: он должен не только пристегнуться сам, но и проследить за тем, чтобы это сделали другие седоки, включая обитателей второго ряда сидений. Невыполнение этой обязанности грозит водителю штрафом в 51–85 грн. (статья 121.5 КоАП Украины). Штраф, на наш взгляд, совершенно не соответствующий нарушению. Неоднократно предпринимались попытки повысить уровень ответственности (в по­-следний раз до 170–310 грн.), но пока непристегнутый ремень обойдется именно в эту сумму. Возможно, поэтому ГАИ оформляет такие штрафы крайне редко. А в Европе копы это делают регулярно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  МВД закручивает гайки

У многих возникает вопрос, накажут ли водителя, если в машине ремней нет в принципе? Ответ на него зависит от причины их отсутствия. Если ремни были принудительно демонтированы, то это не может быть оправданием их неиспользования. Но штрафа не будет, если ремни изначально не были предусмотрены конструкцией транспортного средства.

Водителю нужно знать, что сидящий за ним непристегнутый пассажир представляет для него самого без преувеличения смертельную опасность. Ведь механизм фронтального удара таков, что в момент, когда ремень и подушка безопасности отбрасывают переднего седока назад, задний только начинает движение вперед по инерции. В результате их головы встречаются в районе переднего подголовника с печальными, а нередко фатальными последствиями для обоих.

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы ситуация в нашей стране меняется к лучшему. Вряд ли на нее повлияли символические штрафы – скорее, это результат пропаганды и опыта зарубежных поездок. К сожалению, пока какие-то сдвиги касаются только самих водителей: пассажиры переднего сиденья пристегиваются редко, а заднего – практически никогда. Одной из ключевых ошибок является зависимость использования ремня безопасности от интенсивности движения.

Помните, что самые серьезные последствия, как правило, имеют аварии под утро –
когда лихачи уверены, что машин на дороге нет и можно «оторваться». Еще одно распространенное заблужде­ние – «раз ехать недалеко, ничего не случится». В то же время, по данным Всемирной организации здраво­охранения, две трети ДТП с пострадавшими происходит в радиусе 15 км от дома.

Ремни требуют внимания

Современные ремни безопасности практически не нуждаются в каком-либо уходе. Тем не менее конструкции становятся все сложнее, поэтому для их корректной работы лучше регулярно выполнять несложные манипуляции. Чтобы ремень в катушке не сминался и не перекручивался, периодически стоит вытягивать его на полную длину и дать возвратному механизму возможность плавно втянуть обратно. Не только законодательство, но и здравый смысл требует не использовать ремни безопасности после серьезной аварии, особенно если сработал пиропатрон механизма преднатяжения или имеются повреждения лямки или замка. Как и у любого устройства в автомобиле, у ремней далеко не бесконечный запас прочности, который может однажды оказаться исчерпанным. Тогда при очередной аварии ремни не обеспечат должной защиты.