Некачественное топ ливо: возмещение вреда

Качество автомобильного топлива в нашей стране всегда вызывало много нареканий у наших граждан. Помните «Джентльменов удачи» и Василия Алибабаевича Алибабу? В то время всем было понятно, что за продажу разбавленного ослиной мочой бензина можно получить реальный срок. А что же сегодня?

319
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Выбирая автозаправочную станцию, каждый водитель кроме цены, безусловно, будет учитывать и то, как его автомобиль поведет себя после такого выбора. Но когда мы видим, что в бак заправили бодягу, которую трудно назвать горючим, и необходимость ремонта автомобиля обеспечена если и не сразу, то в ближайшем будущем, – что делать в таком случае? Каким образом добиться возмещения причиненного нам ущерба?

На сегодняшний день, несмотря на актуальность данной проблемы, случаев возмещения ущерба владельцам транспортных средств по указанным основаниям довольно мало. Поэтому мы попробуем разобраться в этой ситуации на примере одного реального дела, которое рассматривалось судами нескольких инстанций в 2011 году.
Истцом по данному делу был не сам водитель, а предприятие, в котором тот работал и которое через посредника заключило договор с сетью автозаправочных станций на приобретение бензина. Однако сути это не меняет, сам случай является показательным.

Итак, 6 мая 2010 года водитель автомобиля Mercedes S500 4Мatic, владельцем которого являлась некая компания, используя карточки на топливо, заправился на АЗС 50 литрами бензина марки А-95 на общую сумму 409,50 грн. (и где же те времена, когда бензин был по 8 грн. за литр!).

После заправки указанным бензином в автомобиле возникла неисправность, в связи с чем был вызван эвакуатор и в тот же день Mercedes был доставлен на станцию технического обслуживания.

Согласно справке старшего мастера сервиса от 07.05.2010 в топливной системе и в топливном баке автомобиля был обнаружен некачественный бензин (наличие воды и других веществ), что привело к засорению фильтров топливной системы автомобиля.
7 мая 2010 года с участием представителя предприятия, в котором работал наш водитель, мастера сервиса, где была обнаружена поломка, и представителя компании, с которой заключался договор на приобретение бензина, был составлен трехсторонний акт забора бензина из бензобака автомобиля Mercedes S500. Пробы были опломбированы в трех емкостях (по одной для каждой стороны). Стоимость ремонта указанного автомобиля составила 6048,85 грн.

Часто уже в суде сторона-ответчик строит защиту на том, что плохой бензин в бак авто мог попасть уже после заправки на АЗС, к которой предъявляются претензии, но до отбора проб. Однако по закону доказывание не может строиться на предположениях, то есть в таком случае именно вторая сторона должна привести доказательства того, что машина заправлялась где-то еще

Решая вопрос о частичном удовлетворении иска и о взыскании с ответчика убытков, состоящих из стоимости ремонта автомобиля, стоимости услуг эвакуатора и стоимости бензина, суд первой инстанции исходил из того, что бензин, который был приобретен истцом у ответчика и был получен на его АЗС, не отвечал требованиям ГОСТа и пункта 1.3 договора, что подтверждалось заключением экспертизы нефтепродуктов.
Казалось бы, в данной ситуации все сделано правильно. Установлен факт заправки некачественного бензина, причиненного вреда и причинная связь между этими обстоятельствами.

Однако дело пересматривалось в апелляционном и кассационном порядке, и решение суда первой инстанции было отменено, а в удовлетворении иска отказано.
В чем возникла проблема? Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный хозяйственный суд отметил, что для определения качества приобретенного бензина следовало взять образец не только из бака автомобиля, но и из раздаточного крана топливно-раздаточной колонки на АЗС, что истцом сделано не было. Кроме того, на момент заправки 6 мая 2010 года автомобиля Mercedes S500 4Мatic на указанной АЗС в баке автомобиля уже находилось 25 литров бензина неизвестного происхождения, а следовательно, заключение экспертизы нефтепродуктов коллегия судей апелляционного суда не может принять во внимание.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Беспилотники допустят на дороги в 2025 году?

С этим можно спорить, поскольку понятно, что если автомобиль ездил на предыдущей заправке без проблем, а сразу после последней заливки топлива его пришлось доставлять на СТО, то причинная связь в данном случае очевидна. Однако для недопущения такой ситуации в будущем мы попробуем составить ориентировочный алгоритм порядка действий.

Порядок действий

1. Итак, отъехав от автозаправки, мы обнаружили, что наш автомобиль перестал работать как раньше или, и того хуже, вообще не заводится, и мы подозреваем, что это случилось из-за некачественного топлива. Первым нашим шагом должно быть обращение на АЗС, где мы заправлялись. Возможно, менеджер заправки пойдет навстречу и вы сможете договориться на месте. Если же это невозможно, то в первую очередь нужно, привлекая хотя бы двух свидетелей, предложить сотрудникам АЗС в вашем присутствии отобрать пробы бензина из бензобака, а также из раздаточного крана топливно-раздаточной колонки, где вы заправлялись, о чем должны быть составлены соответствующие акты. Отобранных образцов топлива (их нужно опломбировать), как и составленных актов, должно быть по два экземпляра. Один остается на АЗС, другой – у вас. В случае отказа работников АЗС осуществить указанные действия следует в произвольной форме составить акт, в котором следует сообщить о таком отказе и подписать его самому и вашим свидетелям.

2. Следующий наш шаг будет заключаться в доставке автомобиля на СТО. Желательно, чтобы данная станция тех­обслуживания была официальной и могла изложить на бумаге выводы (обычно в виде акта выполненных работ) о причинах поломки вашего автомобиля, а также предоставить соответствующие счета, в которых отображалась бы стоимость ремонта.

3. Далее мы можем обращаться к нашей автозаправке, предъявив заключение СТО, в котором должно быть указано, что причиной поломки является именно некачественное топливо, а также расчет стоимости проведенного ремонта и других расходов (например, тех же услуг эвакуатора). Если АЗС все равно отказывается возмещать причиненный вред, тогда готовимся в суд.

Подготовка к суду

Мы уже неоднократно писали, что, защищая свои права в суде, не обязательно делать это самостоятельно.

Все АЗС являются по своей сути субъектами предоставления соответствующих услуг. На них распространяется действие Закона Украины «О защите прав потребителей». Поэтому совсем нелишним будет привлечь к решению вашей проблемы Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей через его территориальные органы. Также существует немало общественных организаций потребителей (их объединений), которые смогут предоставить соответствующие консультации и даже обратиться в суд с иском.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Французские власти экспериментируют с полицейскими дронами

Иск и действия в суде

Готовя исковое заявление в суд, следует помнить, что законодательство определяет его обязательные реквизиты, несоблюдение которых приведет к оставлению иска без движения. В частности, исковое заявление должно содержать:

1) наименование суда, в который оно подается;
2) имя (наименование) истца и ответчика, а также имя представителя истца, если исковое заявление подается представителем, их место жительства (пребывания) или местонахождение, почтовый индекс, номера средств связи, если таковые известны;
3) содержание исковых требований;
4) цену иска;
5) изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования;
6) указание доказательств, которые подтверждают каждое обстоятельство, наличие оснований для освобождения от доказывания;
7) перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Заявление о защите прав потребителя должно также содержать сведения о том, какое право потребителя нарушено; когда и в чем это выразилось; о способах защиты, которые предстоит принять суду; о размере сумм, в отношении которых заявлены требования, с соответствующими расчетами и обоснованием; о доказательствах, подтверждающих иск. К заявлению должны быть приложены необходимые документы – в зависимости от заявленных требований (например, договор, квитанция, накладная, чек).

На сегодняшний день дела о защите прав потребителей ввиду последних изменений в законодательстве облагаются судебным сбором, поэтому нужно быть готовым оплатить иск в размере 1% от его цены, но не менее 551 грн. 20 коп.
Возникает вопрос: а для чего мы делали отбор проб топлива из бензобака и АЗС? Все просто: если дело дойдет до суда, обязательно нужно будет проводить экспертизу нефтепродуктов. Именно здесь и пригодятся наши образцы.

Моральный вред

По таким делам весьма актуальным является требование возмещения морального вреда. Но сразу следует отметить, что на огромный его размер рассчитывать не стоит.
Так, в 2011 году были случаи удовлетворения морального ущерба по аналогичным делам в размере 3000 грн. В то время это было где-то $400. То есть сегодня рассчитывать на cумму более чем 10 000 грн. (фактически те же $400), и это в лучшем случае, по нашему мнению, не стоит. Хотя все возможно, поскольку суд оценивает моральный ущерб исходя из соображений разумности и целесообразности и исходит из того, что моральный вред, несмотря на его сущность, нельзя возместить в полном объеме, поскольку нет (и не может быть) точных критериев имущественного выражения душевной боли. Несмотря на это, любая компенсация морального вреда не может быть адекватной действительным страданиям, поэтому любой его размер может иметь чисто условное выражение (правовая позиция Верховного суда Украины №6-28008св10 от 13.07.2011 года).