Новый порядок

В последнее время можно часто услышать пессимистические заявления о том, что, кроме переименования милиции в полицию, больше в этой структуре никаких изменений не произошло. Это в корне неверно, и, даже если отойти от классического «взяток не берут», изменения найти можно – в том числе и процедурные

145
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

В частности, с 13 ноября 2015 года начали действовать новые процедуры полицейского контроля водителей на состояние опьянения, а также оформления админматериалов по фактам правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Речь идет о двух новых нормативно-правовых актах. Во-первых, это Инструкция о порядке выявления у водителей транспортных средств признаков алкогольного, наркотического либо иного опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, а во-вторых – Инструкция по оформлению полицейскими материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных не в автоматическом режиме.

Слегка подправили

Первая инструкция для водителей интересна прежде всего тем, что, зная процедуру проведения такого осмотра, можно обезопасить себя от незаконного привлечения к административной ответственности.

В целом новый порядок освидетельствования на состояние опьянения не сильно отличается от предыдущего. Максимально допустимый показатель количества алкоголя в крови остался прежним – 0,2 промилле.

Изменения же в основном касаются двух моментов.
Первый заключается в том, что согласно предыдущей редакции освидетельствование на состояние алкогольного опьянения водителя транспортного средства осуществлялось уполномоченными лицами Госавтоинспекции МВД, патрульной службы МВД, имеющими специальные звания и которые прошли соответствующую подготовку.
Сегодня освидетельствование на состояние алкогольного опьянения водителя транспортного средства должно осуществляться полицейскими, которые имеют специальные звания. То есть априори считается, что полицейские являются лицами, прошедшими соответствующую подготовку для установления того, находится тот или иной водитель в состоянии алкогольного опьянения или нет. А следовательно, обжаловать их действия на этих основаниях уже нельзя.

Другое новшество заключается в процедуре оформления результатов осмотра водителя. В частности, если ранее результаты освидетельствования указывались в соответствующих графах протокола об административном правонарушении, к которому добавлялась распечатка из «Драгера» или другого прибора, то сегодня результаты освидетельствования на состояние опьянения водителя транспортного средства, проведенного полицейским, указываются также в специальном акте освидетельствования, форма которого является утвержденной этой же инструкцией. В случае установления состояния опьянения результаты осмотра, проведенного полицейским, указываются в протоколе об административном правонарушении, к которому присоединяется данный акт.

Акт освидетельствования составляется в двух экземплярах, один из которых вручается водителю, а второй остается у полицейского и/или приобщается к протоколу об административном правонарушении в случае установления состояния опьянения.
Нужно иметь в виду, что отсутствие такого акта в материалах административного дела является несомненным основанием для закрытия административного производства и освобождения водителя от ответственности.

Также следует учитывать, что новой Инструкцией о порядке выявления у водителей транспортных средств признаков алкогольного, наркотического либо иного опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, утверждены новые формы акта медицинского освидетельствования и заключения о его результатах, которые составляются соответствующим органом здравоохранения по результатам осмотра водителя. Они практически не отличаются от тех, что были раньше, но использование бланков старого образца этих документов формально делает невозможным привлечение лица к административной ответственности по статье 130 КУоАП, поскольку последние не могут считаться допустимыми доказательствами по данной категории дел.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Французские власти экспериментируют с полицейскими дронами

Без протокола

Вторая инструкция определяет процедуру оформления работниками патрульной полиции материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированными не в автоматическом режиме.

Здесь изменений уже гораздо больше, и они заслуживают особого внимания.
Так, теперь в случае выявления правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, рассмотрение которого отнесено к компетенции Национальной полиции Украины, полицейский выносит постановление по делу об административном правонарушении без составления соответствующего протокола.

Постановление по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 80 и 81 (в части превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах транспортных средств), частями первой, второй, третьей, пятой и шестой статьи 121, статьями 1211, 1212, частями первой, второй и третьей статьи 122, частью первой статьи 123, статью 1241, статьями 125, 126, частями первой, второй и третьей статьи 127, статьями 128, 129, статьей 1321, частями шестой и одиннадцатой статьи 1331, частями первой, второй и третьей статьи 140 КУоАП, выносится на месте совершения административного правонарушения.
Полицейский во время подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении должен решить следующие вопросы:
1) относится ли к его компетенции рассмотрение этого дела;
2) правильно ли составлены протокол (если составление протокола предусмотрено
КУоАП) и другие материалы дела об административном правонарушении;
3) уведомлены ли надлежащим образом лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения (если дело не рассматривается на месте);
4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы, необходимые для решения дела;
5) подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката.Рассмотрение дела начинается с представления полицейского. Он объявляет, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет участвующим лицам их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении (если составление протокола предусматривается КУоАП), заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. При рассмотрении дела потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, полицейский выносит одно из следующих постановлений:
1) о наложении административного взыскания;
2) о применении мер воздействия, предусмотренных статьей 24-1 КУоАП;
3) о прекращении дела.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  МВД закручивает гайки

Содержание постановления должно соответствовать статье 283 КУоАП. Причем такое постановление может составляться как в письменной форме, так и, при наличии технической возможности, в электронной форме в виде ленты, которая распечатывается с помощью специальных технических устройств.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия в течение трех дней вручается или высылается по почте заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено.

Копия постановления в тот же срок вручается или направляется потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку.
В случае если копия постановления направляется письмом, об этом делается соответствующая отметка в деле.

В случаях, предусмотренных статьей 258 КУоАП, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, на месте совершения правонарушения.

Постановление вступает в законную силу после его вручения лицу или получения почтового уведомления о вручении либо об отказе в его получении.

С изъятием

При наличии оснований полагать, что водителем совершено правонарушение, предусмотренное КУоАП, за которое может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортным средством, полицейские временно изымают водительское удостоверение.

Порядок изъятия удостоверений, в принципе, не изменился. Единственно, добавилось правило, согласно которому при вынесении постановления суда о лишении водителя прав в случаях, когда водительское удостоверение не изымалось, уполномоченное лицо соответствующего подразделения патрульной полиции в трехдневный срок направляет лицу, привлекаемому к административной ответственности, по месту его жительства (пребывания) сообщение о лишении его прав, в котором указываются реквизиты вынесенного судом постановления, положения статьи 321 КУоАП, а также информация о необходимости прибытия в подразделение патрульной полиции в определенный срок для сдачи водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством. Если водитель, удостоверение которого подлежит изъятию, не является в течение месячного срока, серия и номер водительского удостоверения заносятся уполномоченным лицом подразделения патрульной полиции в автоматизированную базу данных об удостоверениях, подлежащих изъятию.

Также новая Инструкция по оформлению полицейскими материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных не в автоматическом режиме, дополнена новым разделом, посвященным временному задержанию транспортного средства. Однако на данной теме мы остановимся подробнее в следующем номере журнала.