Оторванные колеса: кто заплатит за ремонт?

Каждая оттепель оставляет на наших дорогах ямы и выбоины. Остатки разбитого асфальтового покрытия в виде щебня, отсева и других мелких фракций вылетают из-под колес транспорта, разбивают лобовые стекла и кузова автомобилей, а ямы служат коварными ловушками для колес и деталей ходовой. Порвали шину, треснул диск или стекло? Требуйте законную компенсацию!

2123
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...
Фото: Ekaterina Pokrovsky/Shutterstock/ТАСС, Peter Gudella/Shutterstock/ТАСС, shervyd/Shutterstock/ТАСС

Водители знают: каждая лужа может таить в себе яму убийственных размеров; каждый камешек может стать причиной серьезной аварии или поломки. Даже в столице нашей страны уже сейчас, по прошествии двух месяцев зимы, не сыскать и сотни метров идеальной дороги. Что происходит в регионах, трудно даже представить. Один из читателей «АвтоМира» за три минувших месяца лишился четырех покрышек. Каждая ценой в сотню долларов, и ни одна не поддается ремонту из-за дыр, в которые помещается ладонь взрослого мужчины.

Почему дороги «тают»?

Из уроков физики нам известны свойства жидкости во время перехода ее из одного состояния в другое. Дождь и снег, выпадающие на дороги, подтапливаются солнцем и подмерзают во время похолоданий, попадают в мельчайшие трещины в асфальте и буквально разрывают покрытие, замерзая внутри этих трещин. Свое дело делают и реактивы, которые обильно добавляются в песок для посыпания дорог. Абразивные свойства песка, приправленного солью, продолжают дело, начатое водой.

В результате ямы растут не только количественно, но и качественно. Однако наибольшее зло для дорог, как ни странно, исходит от тех, кто призван следить за их целостностью. Каждая яма на наших дорогах – на совести «Укравтодора» и его структурных подразделений, которые не смогли подготовиться к зиме, своевременно не залатали выбоины на начальных стадиях их появления либо провели ямочный ремонт без соблюдения соответствующих технологий. Ярким примером служат прецеденты, когда в дождь и снегопад работники дорожных служб засыпают асфальт в лужи. Причем делается это в спешке, лопатами из кузова грузовика, стоящего рядом с местом ремонта. Такие засыпки только вредят дорогам и их пользователям. Каждую весну толпы водителей выстраиваются в очереди на СТО. Даже у тех, кто просто приехал на диагностику ходовой, мастера находят неисправности, возникшие по вине плохих дорог.

Дороги бьют по карманам автолюбителей не только зимой и весной. Часто можно наблюдать машины, стоящие на «аварийках», домкратах, а то и эвакуаторах, летом и осенью. В эти минуты водители молча подсчитывают убытки и проклинают «Укравтодор». Однако над тем, что за ремонт «железного коня» можно и нужно привлекать к ответственности тех, кто запустил дорогу, думают лишь единицы.

Кто заплатит за ремонт?

Если вы задались этим вопросом, то первый шаг уже сделан. Каждая дорога кем-то обслуживается. У каждой есть хозяин. Однако неправильно утверждать, что за все в ответе только «Укравтодор». Это как винить Министерство образования в том, что в какой-то школе не побелен потолок. Поэтому, если вы вдруг решите пожаловаться в «Укравтодор» на то, что в вашем городе вместо дороги яма на яме, вас попросту не станут слушать. Вы обратились не по адресу.

Государственная служба автомобильных дорог Украины – главная организация, курирующая всю дорожную сеть страны. Она подчиняется Министерству транспорта и связи, а в подчинении «Укравтодора» находятся все дорожные организации, как областного, так и районного уровней. Это облавтодоры, осуществляющие строительство, ремонт и обеспечение содержания дорог, а также их филиалы в райцентрах и дорожно-эксплуатационные участки. В компетенции «Укравтодора» находятся государственные дороги и дороги общего пользования – трассы и автомагистрали. За дороги областного и межгородского значения в ответе обл- и райавтодоры. Дороги в населенных пунктах, называемые муниципальными, находятся в подчинении местных властей – муниципалитетов. Если у вас есть претензии к качеству покрытия во дворах жилых домов – обращайтесь в местные жэки.

«Информацию о том, кому принадлежит тот или иной участок дороги, можно узнать либо в местном муниципалитете, либо у инспекторов полиции. Для этого необязательно обращаться туда с официальным запросом, достаточно просто позвонить (например, в мэрию) и спросить, какая организация обслуживает конкретный участок пути», – говорит юрист Павел Молчанов.

Как привлечь к ответственности?

Ответственность эксплуатационных организаций не заканчивается на необходимости содержания инфраструктуры в должном состоянии. Местные автодоры, муниципалитеты и жэки в полной мере отвечают и за то, что происходит на этих дорогах по вине халатного отношения к возложенным на эти организации задачам. Речь идет о том, что называется созданием аварийных ситуаций, а также несоответствием дорог общепринятым стандартам.

«Если по вине обслуживающей фирмы или агентства вы попали в аварию, в которой пострадало ваше имущество или же причинен ущерб здоровью, то это является достаточным поводом для того, чтобы рассчитывать на получение компенсации затрат на ремонт и лечение. Привлекать к ответственности эти организации – ваше законное право. Стоит также отметить, что согласно действующим ПДД дорожно-транспортным происшествием является любая ситуация на дороге, в которой есть виновник и пострадавший. Влетели в яму и разорвали колесо, объезжали разбитый участок дороги и зацепили отбойник – все это классифицируется как ДТП», – уточняет Павел Молчанов.

Если вдруг вы попали в подобную ситуацию, не рекомендуется покидать место аварии и ехать на СТО. Нужно сразу вызывать полицию и оформлять все по закону. С этого момента вы пострадавшая сторона, и, чтобы доказать свою правоту, нужно все делать последовательно.

Вызвав полицию, не стоит просто сидеть и ждать. Многое зависит от ваших дальнейших действий. Собирайте доказательства! Для этого вам придется задействовать все доступные способы. Если у вас есть видеорегистратор, который записал момент аварии, не забудьте сохранить нужный файл. В суде это станет доказательством в вашу пользу.

Кроме того, выйдите из машины и, вооружившись телефоном, фотографируйте или снимайте на камеру все, что объективно передает дорожную обстановку. Обязательно зафиксируйте яму, в которую вы въехали. Если есть рулетка – замерьте ее диаметр и глубину. Если яма не одна и вы влетели на разгромленный участок дороги – зафиксируйте его. Сфотографируйте повреждения своей машины.

«Важным моментом являются знаки дорожного движения, которые сигнализируют о том, что с дорогой что-то не в порядке. Будь то неровности, ремонтные работы, нахождение постоянных или временных габаритных предметов (например, обвал камней), обо всем этом должны предупреждать знаки, которые в обязательном порядке дублируются. Сначала за 50 метров до проведения работ или нахождения на дороге чего-либо, в том числе и ям, а затем за 10 или 15 метров до аварийного участка. Как правило, это временные знаки на желтом фоне. Если их нет, то вас не предупредили об опасности, а это уже серьезное нарушение со стороны обслуживающей организации. Обязательно зафиксируйте отсутствие знаков. Это, как и причину аварии, в мельчайших деталях нужно зафиксировать в протоколе, составляемом полицией. Отсутствие освещения, из-за которого вы не увидели выбоины, – в протокол. Не поленитесь настоять на том, чтобы каждая деталь была записана полицейским. Обязательно укажите, что ДТП произошло по вине обслуживающей компании», – рекомендует Павел Молчанов.

Известны случаи, когда сразу после ДТП на место аварии приезжали работники автодора и постфактум вешали предупреждающие об опасности знаки. После этого водителю просто давали понять, что авария, дескать, произошла по его же невнимательности, и что-то доказывать было уже бесполезно. Дорожники умеют заметать следы своей халатности – научены годами работы в сфере обслуживания.
Кстати, на место аварии не лишним будет пригласить и представителя обслуживающей организации для составления акта несоответствия дороги стандартам. Естественно, в большинстве случаев там найдут причины не приезжать, мотивируя это чем угодно (от больничного до зарубежной командировки), однако в своих пояснениях у вас уже будет возможность зафиксировать отказ от осмотра места происшествия. Это обязательно нужно делать в присутствии свидетелей или сотрудника полиции, чтобы в суде у вас были все доказательства халатности дорожников.

Оформив ДТП должным образом, сразу же отправляйтесь на ближайшее СТО. Если ваш автомобиль доставили туда эвакуатором – берите чек. С этого момента вы начинаете собирать доказательства суммы ущерба, чтобы потом указать цифру в судебном иске.
«Заключительный момент связан с документированием затрат, которые водитель несет на восстановление своего автомобиля. Посетите СТО и составьте хотя бы примитивный акт осмотра транспортного средства с его повреждениями и списком того, что необходимо ремонтировать или менять. Впоследствии добросовестно собирайте все чеки, связанные с ремонтом в результате конкретного ДТП. То же самое касается и вопроса медицинской помощи, если такая будет необходима водителю или пассажирам», – отмечает Павел Молчанов.

В завершение следует добавить лишь то, что, если вы все-таки решили отсудить у дорожников ремонт своего автомобиля, не обольщаетесь мыслями, что сделать это будет легко и просто. Судебная тяжба может затянуться на годы, а юристы «Укравтодора» будут делать все, чтобы доказать невиновность своей организации.