Регистрация авто. Прогресс по чайной ложке

66
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...

В последнее время с перерегистрацией автомобилей произошло немало пертурбаций. В том, как обстоят дела в данном сегменте на сегодняшний день, разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ

Если говорить об уже состоявшихся изменениях, то их за последние годы было не так уж мало. Прежде всего стало возможным проведение всех операций с автомобилями (снятие с учета, постановка на учет и перерегистрация) независимо от места прописки владельца. То есть как продать, так и приобрести либо перерегистрировать транспортное средство можно в любом уголке Украины независимо от места проживания человека, оформляющего ту или иную операцию. При этом в случае оформления приобретенного автомобиля не по месту жительства новому владельцу все равно выдают номерной знак с серией области, в которой он прописан.

Немаловажным нововведением является и то, что в настоящее время для продажи автомобиля уже не обязательно снимать его с учета. Теперь вместо снятия с учета продавцом и постановки на учет покупателем можно провести перерегистрацию с одного владельца на другого — так, как это было в советские времена, но потом данную схему отменили как «экономически нецелесообразную». Теперь же к ней снова вернулись.

Правда, и сейчас перерегистрация осталась гораздо более дорогой и забюрократизированной процедурой, чем ранее. Так, если в советские времена ее стоимость составляла 20 коп. (да-да, двадцать копеек!), то сейчас она подросла до 152,63 грн. То есть с учетом 30-кратного роста цен данная услуга подорожала примерно в 25 раз.

К тому же, если раньше для перерегистрации автомобиля автовладельцу достаточно было написать в ГАИ соответствующее заявление, то теперь это считается слишком простым решением данного вопроса.

Перед перерегистрацией (в случае изменения владельца) необходимо оформить у нотариуса либо на бирже договор купли-продажи или справку-счет. При этом за справку-счет сейчас просят обычно порядка 700–800 грн. (для постоянного клиента могут сделать и за 600, а с несведущего могут запросить все 1200 грн.), тогда как средняя стоимость договора купли-продажи составляет 900–1200 грн. Причем оформить его гораздо сложнее и отнимает он намного больше времени, поэтому последние сейчас популярностью не пользуются и практически не оформляются. Правда, при оформлении справки-счета нотариусы, как правило, требуют справку о том, что на автомобиль не наложен арест и что он не находится в розыске. Такую справку можно получить в МРЭО, причем бесплатно. Напомним: справка-счет действительна на протяжении десяти дней, поэтому заблаговременно ее лучше не оформлять.

Сейчас во время перерегистрации автомобиля в ГАИ разрешают установить газобаллонную установку (в том числе и оформить документы на уже установленное ГБО), чтобы заодно вписать ее в свидетельство о регистрации. Хотя в соответствии с Законом «О дорожном движении» это, напомним, переоборудованием не является и в подобном случае перерегистрация не требуется. Но в ГАИ все еще считают иначе…

Когда закон не писан

Примечательно, что еще позапрошлым летом (в авгус­те 2013 г.) постановлением Кабмина в Порядок регист­рации и перерегистрации транспортных средств были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления договоров купли-продажи непосредственно в МРЭО, или, как они сейчас называются, центрах ГАИ по оказанию услуг в сфере использования транспортных средств. Тем не менее до сих пор это остается всего лишь декларацией. В центрах ГАИ ссылаются на то, что «данная норма в настоящее время еще не реализована». В переводе на нормальный язык это
означает, что соответствующих указаний до сих пор не поступало.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Nissan Pathfinder 2005-2014. В поисках проблем

Поговаривают, что причина подобной медлительности «в реализации данной нормы» кроется в стоимости процедуры оформления договоров купли-продажи в ГАИ, которую до сих пор не могут определить. Секрет прост: изначально было установлено, что стоимость заключения подобного договора должна составлять 5 необлагаемых минимумов, или 51 грн., что и должно было найти свое отражение в соответствующем прейскуранте (Перечне платных услуг, предоставляемых органами МВД и Государственной миграционной службы), утверждаемом Кабмином. Однако против этого решительно выступили нотариусы, которым грозили значительные потери финансовых поступлений. А так как запросить за оформление договора купли-продажи в ГАИ больше, чем стоит все переоформление вместе взятое, было бы явным абсурдом, данную проблему решили просто отложить в долгий ящик. Мы отправили Министру внутренних дел Арсену Авакову соответствующий запрос, с просьбой разъяснить, кто и с какой целью саботирует выполнение Положения о порядке регистрации транспортных средств, однако ответа пока так и не получили.
Впрочем, вернемся непосредственно к перерегист-рации.

Напомним, в настоящее время так называемый экспертный осмотр, во время которого теоретически должны выявляться перебитые номера (а практически это всегда было просто одним из добровольно-принудительных платежей), стал необязательным. И несмотря на то, что данный осмотр по-прежнему нередко упорно стараются навязать покупателям, он является исключительно добровольной процедурой и может проводиться только по желанию автовладельца.

Если говорить о стоимости перерегистрации (естественно, речь в данном случае идет об автомобиле, бывшем в употреблении, при оформлении которого не требуется платить пенсионный сбор и налог с владельца транспортного средства за первую регистрацию), то для автомобиля отечественного производства (изготовленного на постсоветском пространстве) она составляет 401,63 грн., для импортного — 439,15 грн. В том числе стоимость бланка свидетельства о регистрации — 114 грн., стоимость номерных знаков — 135 грн. и непосредственно стоимость услуг по перерегистрации отечественного транспортного средства — 152,63 грн. (190,15 грн. — импортного).

Отметим, если перерегистрация происходит в пределах одного региона (независимо от места ее проведения), за автомобилем могут быть сохранены прежние номерные знаки. Соответственно, стоимость перерегистрации уменьшится на их стоимость и составит 266,63 грн. (304,15 грн. — для иномарки).

В числе последних изменений — незначительное снижение стоимости бланков свидетельств о регистрации транспортных средств, которые еще в начале года стоили 198 грн. (сейчас — 114 грн.).

Опасность по доверенности

В настоящее время весьма популярной является продажа машин по генеральной доверенности. Данный способ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего оформить доверенность можно быстро и недорого: ее стоимость на 10 лет обычно укладывается в 300–500 грн., хотя кое-где за это просят и 700 грн. Правда, при этом следует учитывать, что впоследствии переоформить автомобиль на самого себя будет нельзя — для этого в доверенность необходимо вписать еще одного человека, пользующегося доверием.

Что же касается недостатков, то их немало. Прежде всего это возможность отзыва доверенности. Это может произойти как из-за недобросовестности продавца, так
и по причине возникновения у него проблем в связи с неуплатой штрафов покупателем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Штраф за непристегнутый ремень может вырасти до 850 грн.

Кроме того, проблемы у покупателя могут возникнуть, например, в связи с неуплатой штрафов у юридического владельца или с возникновением у него других финансовых или имущественных проблем, что может привести в подаче автомобиля в розыск или наложению на него ареста. Поэтому доверенность можно считать приемлемым вариантом только в случае недорогих автомобилей либо при желании быстро перепродать автомобиль или отложить его переоформление на небольшой срок.

Чего ждать от реформы

О реформе системы регистрации и перерегистрации автомобилей пока нельзя сказать ничего конкретного. Данный вид деятельности пообещали передать из ведения ГАИ муниципальным властям, но как именно это произойдет и когда —
тайна, покрытая мраком.

В МВД обращают внимание на то, что «девочки», работающие в местных советах, не имеют ни малейшего понятия в том, как именно должна проходить перерегистрация и на что при этом следует обращать внимание в первую очередь. В результате якобы неизбежны многочисленные ошибки в выдаваемых документах, а также проблемы после регистрации транспорта с перебитыми номерами кузова и двигателя, либо числящегося в угоне. Предлагается и готовое решение данной проблемы — перевод центров ГАИ полным составом из штатов ГАИ в штаты муниципалитетов. Понятно, что это будет заменой шила на мыло и никакого толку от подобной смены вывески не будет.

Развеивая муссируемые гаишниками страхи, отметим, что в ряде европейских стран для переоформления транспортного средства можно и вовсе никуда не ехать — достаточно отправить по почте свидетельство о регистрации и квитанцию за перерегистрацию на символическую даже по нашим меркам сумму. А через две недели так же по почте новому владельцу придут документы, оформленные на его имя. Чтобы ускорить процесс, нужно (нет, не дать на лапу) подъехать непосредственно в муниципалитет. Причем ни номер кузова, ни номер двигателя там никто не сверяет. А все связанные с этим проблемы возлагаются на нового владельца, в чем он и расписывается. Если же у покупателя имеются какие-то сомнения, он всегда может заказать соответствующую экспертизу за отдельную плату.

Немного о правах

В настоящее время получить или обменять права также можно в любом центре ГАИ независимо от места проживания. Теоретический и практический экзамены стоят сейчас по 13 грн., а обмен прав —бесплатный. Но в любом случае необходимо оплатить стоимость бланка, которая в настоящее время составляет 114 грн. (против тех же 198 грн. на начало года).

Что же касается категорий, то из водительского удостоверения нового типа (насчитывающего 14 категорий), все они переносятся в неизменном виде, либо добавляется какая-либо открываемая заново. Тогда как из пятикатегорийных прав в новые не только переносятся все открытые там категории, но и к каждой из них открывается и соответствующая подкатегория. В то же время для открытия какой-либо подкатегории к уже открытой категории необходимо дополнительно предоставить справку о прохождении курса практического вождения.

И наконец, напомним, что выдаваемые в настоящее время водительские удостоверения независимо от открытых в них категорий имеют срок действия 30 лет.