В законной видимости

Тонировка оконного стекла автомобиля – наиболее распространенный и доступный вид автомобильного тюнинга. Его использует огромное количество автомобилистов, причем частенько – с риском столкновения с законом

183
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Тонировка стекол автомобиля способствует повышению комфортности пребывания в салоне в жаркую погоду, да и просто позволяет скрыть вашу личную жизнь от любопытных взглядов. Также она может служить фактором безопасности, поскольку в случае аварии тонированное стекло, не разлетаясь на куски, позволяет избежать травматизма. Во время парковки темные стекла не провоцируют злоумышленников позариться на вещи, оставленные в салоне. Плюс ко всему стоимость такого рестайлинга сравнительно невысока, а сам процесс тонирования довольно прост. Но вместе с тем тонировка имеет один существенный минус – ухудшение обзора, особенно в сумерках или в ночное время. Именно поэтому государством в свое время были предприняты меры по нормативному определению допустимых пределов затемнения.

Запрещено или нет?

К сожалению, многие водители не знают наверняка, можно ли использовать на территории Украины транспортные средства с затонированными окнами и какая именно степень затемнения (тонировки) стекол автомобиля разрешена по закону. Поэтому мы попробуем проанализировать все нормативные документы, регулирующие данный вопрос, а также обратим внимание на практический аспект проблемы.

Итак, подпунктом «в» п. 31.4.7 раздела «Техническое состояние транспортных средств и их оборудование» Правил дорожного движения предусмотрен запрет эксплуатации транспортных средств, в соответствии с законодательством, если на стекло установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя и ухудшающие его прозрачность.

Закон не запрещает тонировать заднее стекло хоть и «под ноль». Но это очень сомнительное удовольствие, в салонное зеркало заднего вида вы не увидите ничего, а утверждение «Мне и в боковые зеркала все видно» – не более чем фарс

Однако к этому пункту также существует примечание, указывающее, что на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут быть прикреплены прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых отвечает требованиям ГОСТ 5727-88. Разрешается применять занавески на боковых окнах автобусов.

Таким образом, тонировка автомобиля возможна, нужно только осуществлять ее с соблюдением соответствующего Госстандарта, которым в этой ситуации выступает ГОСТ 5727-88, принятый, кстати, еще в Советском Союзе.
Согласно данному стандарту светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:
– 75% – для ветровых стекол;
– 70% – для передних боковых стекол.
То есть тонировать ветровое стекло можно только на 25%, а передние боковые – на 30%.

Светопропускание прочих неветровых стекол не нормируется (но они не должны быть зеркальными).

Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.

Пленка из будущего

На сегодняшний день известны несколько способов тонировки: тонирование путем напыления (основано на технологическом процессе, так что осуществляется преимущественно в фабричных условиях); тонировка с помощью тонировочной пленки; электронное тонирование (ввиду дороговизны у нас практически не используется). Самым распространенным методом является тонировка с помощью пленки в силу ее сопоставимой дешевизны и простоты наклейки.

Однако есть одна проблема нормативной неурегулированности, о которой следует знать. Если мы дословно перечитаем подпункт «в» п. 31.4.7 ПДД, а также нормы государственного стандарта, то обнаружим, что их положения, позволяющие использовать тонированное стекло, никоим образом не корреспондируются с тонировочной пленкой. То есть тонирование разрешается осуществлять только путем замены обычного стекла на тонированное, которое при этом должно соответствовать нормам светопропускания. Конечно, это можно назвать буквоедством, и на сегодняшний день в Украине не известно ни одного случая привлечения лица к ответственности за сам факт использования тонировочной пленки. Да и сама коллизия возникла из-за того, что, как уже отмечалось, мы используем государственные стандарты бывшего Советского Союза, где о затемнении стекол ничего не знали и где для подавляющего большинства автолюбителей шторки на окнах были единственной возможностью затемнить салон, а заводская тонировка (путем напыления) была утопией и возможна только для автомобилей партийной элиты. Кстати, как указано в самом ГОСТ 5727-88, он не распространяется на электрообогреваемые стекла, что само по себе говорит об устарелости стандарта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Беспилотники. Что о них думают юристы

Идеальная процедура

При несоблюдении требований эксплуатации автомобиля, в том числе и приведенных выше требований светопропускания, водитель должен нести ответственность. Сегодня штраф за данное правонарушение составляет 340 грн.

Ни задерживать автомобиль правонарушителя, ни забирать его на штрафстоянку за нарушение норм тонировки никто не имеет права.

Вместе с тем достаточно много вопросов возникает относительно самой процедуры проверки автомобиля на соответствие государственным стандартам по светопропусканию. Она достаточно сложная и легко опротестовываемая в силу того, что соблюсти все условия, особенно метеорологические, контролирующие органы или должностные лица могут далеко не всегда. И уж тем более они не могут предъявлять водителю претензии, попытавшись определить степень тонировки стекол на глаз.
Для проверки степени пропускания видимого света (светопропускания) используются специальные измерительные приборы. Степень светопропускания стекла определяется в согласовании с ГОСТ 27902-88 при следующих условиях:
– температура воздуха – 20 ± 5°С;
– давление – 80-106 кПа;
– относительная влажность воздуха – 60 ± 20%.

Отсутствие должным образом сертифицированных термометров, барометров и гигрометров уже само по себе нивелирует результаты любых проведенных замеров.
И опять же обратимся к дословному толкованию стандарта. Светопропускание определяется по ГОСТ 27902-88.

Испытания должны проводиться на трех образцах. Светопропускание плоских трехслойных стекол проверяют на изделиях или образцах, гнутых трехслойных стекол – на образцах, вырезанных из плоской части изделий. Светопропускание гнутых закаленных стекол проверяют на образцах из исходного стекла, плоских — на образцах исходного стекла, имеющих ту же толщину, что и закаленные стекла, или изделиях. Размеры испытуемых образцов могут быть любыми. Светопропускание ветровых стекол автотранспорта с полосой затемнения проверяют на образцах, вырезанных из зоны «В» для легковых машин и зоны «1» для прочих видов автотранспорта. Измерение проводят в трех точках каждого образца. За величину светопропускания принимают среднее арифметическое результатов измерений трех образцов.

Светопропускание стекла всегда можно оспорить. Но вот тот факт, что никакие стекла автомобиля, включая заднее, не должны быть зеркальными, обсуждению не подлежит

И каким же образом в соответствии с нормативами провести замеры светопропускания стекол автомобиля, не вырезая из них трех образцов? Да, указанные государственные стандарты писались еще в СССР, где не было портативных тауметров (устройств для измерения светопропускания). Но они действуют в Украине и на сегодняшний день. И отступление от их норм является нарушением. Однако вряд ли указанные размышления будут учитываться органом или должностным лицом, принимающим решение о наличии или отсутствии нарушений тонировки, поэтому автовладельцу стоит запомнить несколько более практичных советов по этому вопросу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  МВД закручивает гайки

От теории к практике

Во-первых, если вы все-таки решили тонировать свой автомобиль, то по возможности требуйте у лица, осуществляющего тонировку, соответствующий сертификат на стекло или пленку, подтверждающий их светопропускание согласно ГОСТу. В нем должно быть указано, что должным образом идентифицированная продукция пленочное покрытие «полное название и характеристики», испытанное согласно ГОСТ 27902-88, соответствует требованиям ГОСТ 5727-88 п.2.2.4 и имеет светопропускание «указано показатель в процентах». Делайте из этих сертификатов копии и возите с собой в авто. Если вам ставят в вину то, что тонировка вашего авто не соответствует ГОСТу, предъявите копии вышеупомянутого сертификата и требуйте проведения проверки сертифицированным в Украине прибором, определяющим степень пропускной способности света для того или иного стекла с соблюдением всех указанных выше условий по температуре, давлению и влажности воздуха. Без проведения такой проверки привлечение к ответственности невозможно. Хотя само по себе отсутствие указанного сертификата не является нарушением. Это тоже нужно иметь в виду, потому что бывали случаи, когда лицо привлекали к ответственности только за то, что его у него на руках не было.

Во-вторых, в постановлении об административном правонарушении обязательно должно быть указано, какие именно требования и каких стандартов вами нарушены. Формулировки вроде «на лобовое стекло было нанесено покрытие, которое ограничивает его обзорность с места водителя и ухудшает его прозрачность, что нарушает п. 31.4.7 «в» Правил дорожного движения», – не верны.

В-третьих, обязательно должно быть указано, с помощью каких приборов установлены нарушения требований ГОСТ 5727-88, и конкретизировано, какое именно стекло автомобиля не соответствует требованиям ПДД. Это важно, поскольку раньше неоднократно бывали случаи привлечения водителей к ответственности за тонировку задних стекол, тогда как ограничения касаются только лобового и передних боковых стекол.

В заключение стоит отметить, что 14 декабря 2015 года Государственным предприятием «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» издан Приказ «Об отмене межгосударственных стандартов в Украине, разработанных до 1992 года». Согласно этому документу все государственные стандарты, разработанные до 1992 года, утрачивают силу с 1 января 2018 года. Это касается и упомянутых нами ГОСТ 5727-88 и ГОСТ 27902-88. Конечно, им на смену должны прийти новые документы, и планируется, что большое влияние на них будут иметь именно государственные стандарты европейского образца.