Стоит ли вмешиваться в конструкцию катализатора?

Почему многие автосалоны предлагают на новых автомобилях всесезонные покрышки? Стоит ли вмешиваться в конструкцию катализатора? На все вопросы готов ответить начальник отдела развития сервиса корпорации «УкрАВТО» Александр Чаленко

74
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...
начальник отдела развития сервиса корпорации «УкрАВТО» Александр Чаленко

Говорят, если выбить катализатор, то уменьшится расход и увеличится мощность двигателя. Правда ли это и на сколько? И главное, какие могут быть последствия такого «тюнинга»? Мнения моих друзей-автолюбителей разошлись…  (Дмитрий Оленяк, Тернополь)

Начнем с того, что речь идет о каталитическом нейтрализаторе отработанных газов. А катализатором его величают в народе для краткости. Так вот, его задача – нейтрализовать вредные примеси выхлопных газов, окислять вредные соединения, содержащиеся в них. Нейтрализатор представляет собой керамическую конструкцию в виде сот, которые увеличивают площадь контакта выхлопных газов с поверхностью активной части нейтрализатора. На нее нанесен тонкий слой платино-иридиевого сплава, который и является химическим катализатором.

Как известно, катализатор – химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции. Какие же продукты горения поддаются нейтрализации? Недогоревшие ядовитые остатки – окись углерода (CO, угарный газ), несгоревшие углеводороды (CH, сажа) и оксиды азота (NO, NO2). Касаясь поверхности каталитического слоя, они окисляются кислородом, присутствующим в выхлопных газах.

В результате реакции выделяется тепло, разогревающее соты нейтрализатора и активизирующее реакцию окисления. Рабочая температура – от 400 до 800 градусов – обеспечивает оптимальные условия для максимальной эффективности нейтрализатора. В конечном итоге на выходе исправного нейтрализатора выхлопные газы имеют сравнительно безвредную по экологическим нормам концентрацию углекислого газа (CO2), воды (H2O) и азота (N2) с примесями. К тому же нейтрализатор разбивает поток выхлопных газов и выполняет функцию первичного резонатора (пламегасителя).
Конечно, керамические соты не способствуют свободному потоку выхлопных газов от двигателя на волю. При их избавлении динамика разгона может увеличиться на 5–7%. Но есть у такого решения несколько негативных нюансов.

1. На панели прибора загорится значок неисправности двигателя из-за резкого изменения химического состава выхлопных газов, который контролируется датчиком кислорода (лямбда-зондом).

2. Выхлопные газы с высокой температурой смогут поступать дальше по выхлопной системе, нежели ранее. И вся выхлопная система быстрее выйдет из строя.

3. На светофоре или в пробке рискуете дышать частью выхлопных газов, которые в нашем случае будут концентрированны, с высоким содержанием особо опасных химических соединений.

И главное: мы живем в цивилизованном обществе, и стоит подумать об окружающих и экологии. Наша планета и ваш город точно не станут чище от такого «скоростного тюнинга».

Я недавно приобрела новый автомобиль. Подскажите, пожалуйста, стоит менять резину на зимнюю? Менеджер сказал, что на автомобиле установлены всесезонные покрышки, означает ли это, что я могу хотя бы на первую зиму оставить имеющиеся шины? (Ирина Дзюба, Конотоп)

Действительно, многими автопроизводителями с завода устанавливаются так называемые всесезонные покрышки. Хочется отметить, что характеристики данного типа шин сбалансированы так, чтобы показывать приемлемый результат контроля над сцеплением и торможением и в холодном, и в теплом сезонах. Но если в теплое время года качеств сцепления может быть достаточно (в зависимости от стиля вождения), то в холода лучше не рисковать.

В отличие от некоторых стран Европы зимой у нас выпадает снег, присутствует лед и снежная каша на дороге. А зимой в связи с падением температуры резиновая смесь становится более жесткой. Всесезонная резина, как и летняя, станет практически пластмассовой – очень твердой. В итоге значительно ухудшится сцепление с дорожным покрытием. В то же время зимняя резина благодаря своему специальному составу лишь незначительно изменит свои характеристики при наступлении холодов, и все ее показатели будут максимально соответствовать сезону. Собственно, поэтому и существует деление на зимние и летние шины. Так что вашу всесезонную резину советую снять, отложить на время и использовать в теплый сезон как летнюю.

Раньше, на предыдущей машине («Москвич» 1980 года выпуска), я менял масло перед каждым зимним сезоном. Купил в этом году Chevrolet Aveo с рук и не знаю, как поступить. В руководстве по эксплуатации конкретных советов о переходе на зимнее масло нет. (Петр Матвеев, Жашковский р-н)

Действительно, в вашем руководстве по эксплуатации не будет информации о необходимости замены моторного масла при подготовке автомобиля к новому сезону (на зиму или на лето). Дело в том, что прошли те времена, когда применялись «летние» и «зимние» масла. Теперь масла в двигатели заливают всесезонные, предназначенные для использования в различные времена года, с широким температурным диапазоном окружающей среды.

В настоящий момент технологии производства масел несколько изменились, на смену минеральным маслам пришли полусинтетические и синтетические, с иными показателями вязкости. Конечно, автомобилисты и в наше время продолжают использовать минеральные масла, однако в их составе присутствует целый ряд присадок (около 25% объема), которые расширяют его возможности по сравнению с аналогами 20-летней давности.

А это означает, что даже минеральные масла, уступающие синтетическим в своих показателях, можно использовать круглый год. Конечно, речь идет о нашей климатической зоне.

Таким образом, не стоит менять масло с приходом нового сезона. Я бы советовал его поменять с другой целью – для уверенности в том, что оно подходящее для вашего автомобиля и свежее, ведь автомобиль вы брали с рук…
К сожалению, нельзя быть уверенным на 100% в добросовестности предыдущего владельца.

И вот в этом случае, если решите поменять масло, следуйте рекомендациям производителя автомобиля, указанным в инструкции по эксплуатации либо в сервисной книжке.