«Росава» на правильном пути

916
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Александр Далиба
Александр Далиба, генеральный директор, председатель правления АО «Росава»

«Росава» – единственный в Украине производитель шин – отмечает в этом году 45-летие. В интервью «АвтоМиру» генеральный директор предприятия Александр Далиба рассказал, как изменился завод за последние годы, чем «Росава» гордится сейчас и к чему стремится.

В свое время «Росава» считалась мощным и перспективным предприятием всесоюзного масштаба. Как обстоят дела у завода сейчас?
Мы ничуть не сдали позиций, уверенно себя чувствуем и занимаем достойное место как на рынке Украины, так и на рынках стран СНГ. Естественно, за последние годы мы сильно изменились, и речь в данном случае не только об оборудовании и технологиях, но и о философии производства, о подходе к продажам. Более того, мы ставим перед собой амбициозные цели, которые распространяются не только на традиционные рынки, но и на дальнее зарубежье.

2013–2014 годы стали для нас годами больших испытаний и изменений. Мы единовременно потеряли два своих крупнейших рынка – Россию и Бразилию. Причем вторая потеря особенно обидна, ведь наша команда вложила в этот рынок огромные усилия, и до 2014 года Бразилия занимала до 30% от объема наших продаж. Мы продавали туда до миллиона шин в год, пока они не ввели заградительную пошлину, сделавшую поставки экономически невыгодными.

С другой стороны, эта встряска заставила нас иначе посмотреть на самих себя, переоценить ситуацию и разработать агрессивную стратегию по изменению всех подразделений, каждого направления. Это касается и закупки самого современного оборудования, освоения новых технологий, нового сырья и так далее. Нам нужно было менять свое сознание, учиться. Мы продолжаем делать это и сейчас, у этого процесса нет конца.

Более того, Украина и СНГ для нас сейчас хоть и важные, но не единственные направления работы. Мы очень активно развиваем свое присутствие на европейских рынках, поставляем шины в Германию, Великобританию, Бельгию, Францию. Почти во все европейские страны. Причем поставляем не только легковые шины, но и шины для коммерческого транспорта. В этом аспекте мы сделали большой шаг вперед благодаря линейке Snowgard Van. Развиваем и сельхознаправление. Стараемся занять все ниши и дать в первую очередь качественный продукт по хорошей цене.

И еще одна наша гордость – мы вышли на рынок Северной Америки. Пока, можно сказать, одной ногой, потому что это сложный рынок со своими законами, стандартами и подходом к бизнесу, но мы верим, что сможем расширить там свою нишу.

Шины, которые поставляются в Европу, чем-то отличаются от тех, которые продаются в Украине?
Ни в коем случае! Мы не разделяем шины на «для Украины» и «для Европы». Ни по рисунку протектора, ни по качеству. Мы разделяем их только по климатическим условиям. Например, для Центральной Украины больше подходят шины ViaMaggiore, а для восточных регионов и стран СНГ – Snowgard. Они для более суровых зим, под ошиповку. Конечно, у каждого рынка есть свои особенности. Например, по типоразмерам Германия отличается от Италии. От этого зависит предлагаемый нами ассортимент шин. Но повторюсь, качество шин всегда и везде одинаковое. У нас один конвейер, один склад и один уровень качества. Если бы мы делали шины разного качества для разных стран, мы бы никогда не добились прогресса и на всей нашей стратегии развития можно было бы поставить жирный крест. Да, в советское время для поставки на ВАЗ был отдельный отбор, но сейчас мы даже мыслить подобным образом не имеем права.

Перед нашим разговором я был на заводе и действительно увидел там новейшие станки – точно такие же, как на заводах производителей шин мирового масштаба. Признаюсь, ме­ня это приятно удивило, ведь, как и у многих украинских автомобилистов, у меня был развит стереотип скептического отношения к национальному производителю. Теперь я уже так не думаю…
И это только начало! Мы инвес­тируем миллионы в модернизацию производства и постоянно получаем все новые и новые партии сборочного, вулканизирующего, испытательного и другого оборудования. Маховик раскручен, и количество самого современного оборудования будет только увеличиваться. Это сложная задача, но при командной работе она вполне реальна. Куда сложнее ментально изменить рынок, сломать стереотипы и предубеждения по отношению к национальному производителю. Сейчас нам проще расширять присутствие в европейских странах, чем в Украине. У них нет стереотипов. Они взяли одну пробную партию шин, вторую, и через год они уже не сомневаются, что «Росава» – качественный бренд и надежный партнер, с которым можно работать.

Чтобы сломать стереотипы, нужно, на мой взгляд, дать украинским автомобилистам по-настоящему качественные шины в широком ассортименте. Причем не только в бюджетном, но и в более высоких сегментах. Что делает «Росава» для того, чтобы уйти от имиджа «дешевых шин для «Ланосов»?
Три-четыре года назад мы расширили линейку 16-дюймовых шин и начали проходить университеты завоевания медиум-сегмента. Получив определенные обнадеживающие результаты, в этом году мы уже начали активно работать с 17-дюймовыми шинами. Мы были очень осторожны, прекрасно понимая, что, если у потребителя будут хоть малейшие сомнения в качестве этих шин, это отбросит нас на много лет назад. Мы опробовали множество конструкционных и сырьевых материалов, добившись в итоге того, что наши шины не просто соответствуют стандартам, а соответствуют им с большим запасом, что подтвердили испытания в чешском институте IGTT. И только после этого мы начали массовое производство 17-дюймовых шин Solazo S Plus. А в декабре мы произведем первую в своей истории 18-дюймовую шину. Это будет первый шажок в борьбе за верх медиум-сегмента и начало построения планов на переход в премиум.

Что касается новых продуктов, то сейчас мы выводим на рынок шину ViaMaggiore Z Plus. Уверен, в сезоне-2017/2018 она наделает много шума в сегменте зимних шин. В этой модели мы многое реализовали впервые: это наша первая шина с асимметричным рисунком протектора; в ней использованы новые сырьевые компоненты; производить ее мы будем на новейшем и самом современном оборудовании. Уже после производства пробных партий мы поняли, что получили продукт высочайшего уровня.

Иными словами, 2018 год мы рассматриваем как триумф линеек Solazo S Plus и ViaMaggiore Z Plus. Есть все основания так считать. 2017 год показал, что в соотношении «цена – качество» ничего лучше на рынке сейчас нет. Мы в этом абсолютный лидер, особенно в Украине.

Кто занимается проектированием новых моделей шин – инженеры предприятия? Или вы обращаетесь за помощью к сторонним компаниям? Или покупаете уже готовые проекты? По этому поводу среди автомобилистов ходит много слухов и домыслов…
На начальном этапе развития любого бизнеса практикуется покупка проектов. Это вынужденная мера. Несколько лет назад, на первом этапе нашего вхождения в медиум-сегмент, у нас было сотрудничество с англичанами, но на сегодняшний день все разработки проводятся исключительно нашими конструкторами. У нас мощнейший конструкторский отдел, который имеет как самое современное компьютерное оборудование, так и программное обеспечение. Точно такое же, как у наших именитых конкурентов. Наши специалисты сотрудничают и с корейцами, и с чехами, и с французами, но те модели шин, которые попадают на конвейер, – это полностью украинский продукт.

Чтобы вы понимали уровень наших технических специалистов и качество наших резиновых смесей, могу сказать, что мы много лет без права разглашения производили резиновые смеси для заводов компании, которая входит в тройку ведущих производителей шин в мире. И вот теперь главное – на протяжении последних полутора лет руководство этой компании обращается к нам с предложением возобновить отношения, потому что за все годы сотрудничества не было ни одной претензии по качеству. Но теперь именно мы принимаем решения, и мы решили не возобновлять это сотрудничество. Почему? Потому что в прошлом году мы выросли на 50%, а в этом году вырастем еще процентов на 20, потому у нас нет ни возможности, ни желания делать для кого-то полуфабрикат.

Компьютерное моделирование – это хорошо, но прежде, чем шина станет серийной, она должна быть всесторонне испытана в реальных условиях. У многих шинных гигантов есть собственные полигоны, автопарки. Проводит ли «Росава» какие-то испытания?
Естественно! Мы делаем это точно так же, как и первая пятерка мировых брендов. Когда, как я сказал, мы в августе 2016-го выпустили первую пилотную 17-дюймовую шину, а рынку ее дали в начале 2017 года, все это время шина проходила полный комплекс испытаний – начиная с моделирования, испытаний на заводских стендах и заканчивая реальными условиями. Все новые шины мы направляем в Чехию, где проводятся и стендовые, и лабораторно-дорожные испытания. А в прошлом году, чтобы подтвердить результаты и сопоставить их, после чешских испытаний мы отправили шины в лабораторию Michelin. И тоже получили сертификат. Пока все эти испытания не пройдут, ни одна шина не становится на конвейер.

А если заглянуть в будущее и смело предположить, что у «Росавы» когда-нибудь будет собственный испытательный полигон. Это вообще реально?
Мы об этом мечтаем. Сейчас на­ши специалисты занимаются организацией независимой лаборатории, которая не будет подчиняться структуре «Росавы». Следующим шагом будет закупка автомобилей и аренда полигона. Но я буду честен, это скорее мечта, которая если и реализуется, то не в краткосрочной, а в среднесрочной перспективе, поскольку это сложно и дорого. А сегодня в первую очередь мы сосредоточены на качестве, количестве и ассортименте продукции. Сейчас для нас важнее наращивать объемы производства и с помощью самого современного оборудования гарантировать стабильно высокое качество нашей продукции, что мы с успехом и делаем.