Автомобиль в кредит: миф или реальность?

Термин «автокредит» в Украине сегодня во многих банках находится в разряде табуированных. Есть ли надежда на возвращение столь удобного, а для многих и единственного вида приобретения автомобиля, или пока не стоит связываться даже с имеющимися предложениями? Попробуем разобраться в ситуации

160
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

В 2014 году кризис зацепил все и вся, и наша и без того хрупкая и далеко не самая стабильная экономика окончательно обрушилась. Небольшие банковские учреждения стали разоряться одно за другим, а крупные – ужесточать выдачу займов и повышать и без того немалые процентные ставки. Автокредитование, как таковое, исчезло чуть ли не полностью: из 50 крупнейших банков готовы были выдать заем на новый автомобиль менее 20%, и то только теоретически, а ставки по кредитам подорожали на 2-3%. Этому способствовали свободное падение национальной валюты и тотальные невыплаты в общей перспективе.

В 2012 году доля автомобилей, проданных в Украине в кредит, составила 21% от общего объема продаж. А в 2013 году уже каждый четвертый автомобиль был кредитным

В 2015 году стабилизация была весьма условной: если в 2014 году количество финансовых учреждений, выдающих заем на покупку автомобиля, уменьшилось на 80%, то в прошлом году сокращение составило «жалких» 25-35%. Кроме того, наблюдалось повышение реальных ставок по кредитам: до 1-2% по сравнению с 2014 годом – реальная стоимость кредитов составляла 17-26% годовых. Совсем немногие банки выдавали кредит на длительный срок: лишь восемь учреждений были готовы (опять же, теоретически) выдать кредит на срок более пяти лет. Доля продаж автомобилей в кредит составляла менее 10%, а с учетом того, что в стране было реализовано всего 46 тыс. новых авто, это число и вовсе можно считать стремящимся к нулю. Мало того, эти 10% по большей части приходились на автомобили премиум-класса. Сложился обновленный портрет заемщика, которому банк готов без проблем выдать заем на новенькую машину (впрочем, актуальный и по сей день): человек с высоким, стабильным заработком (от 8-10 тыс. грн.), имеющий очень положительную (а лучше блестящую) кредитную историю, готовый выплатить более 30% первоначального взноса, а оставшуюся сумму погасить максимум за три года. Учитывались также неофициальные виды дохода и наличие у заемщика депозитов. Если же клиент не соответствовал какому-либо пункту, то получал незамедлительный отказ – в итоге средний уровень отказов по автокредитованию подскочил почти до 60%.

Игра с огнем

Сегодня для населения актуален мелкий заем: на различную бытовую технику, компьютеры, мобильные устройства. Поэтому большинство банков полностью сосредоточилось на данном сегменте: кредитование на суммы до 100 000 гривен для потребительских целей и выдача кредитных карт, что в настоящее время является более выгодным делом, чем преследование заемщика, не выплачивающего задолженность за недавно приобретенный Sens. Некоторое число финансовых учреждений занимается автокредитованием лишь виртуально: как выяснилось, такая услуга у них скорее просто «для вида». Другие крупные учреждения, например «Альфа-банк» или «Идея банк», вовсе отказались от выдачи подобных займов в пользу потребительских кредитов, и были, наверно, очень этому рады.

Подавляющее большинство нынешних автокредитов выдается на три года при первоначальном взносе 40% от стоимости автомобиля

Те же компании, которые и сегодня активно занимаются автокредитованием (такие, как «Кредобанк», «Креди Агриколь Банк», «Укргазбанк» и другие), тесно сотрудничают с автосалонами, дабы предложить покупателям заем по более-менее приемлемым ставкам. Часть процентной ставки вместо заемщиков выплачивают автодилеры, что позволяет держать относительно невысокую процентную ставку на уровне 11-24% годовых. Суть таких предложений заключается в том, что продавец компенсирует банку часть стоимости автомобиля, что в свою очередь уменьшает процентную ставку для покупателя. Обычно такие проекты создаются под конкретные автосалоны и замкнуты на один-два банка и страховые компании. Потенциальному клиенту предлагаются более выгодные условия, но он обязан согласиться на обслуживание в определенных компаниях-партнерах. На данный момент около 80% продаж автокредитов осуществляются по специальным партнерским программам финансирования покупки автомобиля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  7 мифов об электромобилях
Если банк заявляет процентную ставку по кредитам на уровне 10-15%, надо очень внимательно изучить размер разовых взносов, страховки и прочих платежей

Усредненная картина сегодняшнего автокредитования выглядит так: первоначальный взнос – от 10% стоимости, процентная ставка – 11-25%, единоразовая комиссия – от 0 до 4%. В то же время доля отказов несколько уменьшилась по сравнению с прошлогодними показателями: теперь она составляет 45-55%. По заверениям менеджеров компаний-кредиторов, к которым мы обратились с просьбой прояснить ситуацию, получить заем на новый автомобиль стало заметно проще и выгоднее, чем это было ранее.

Надежда есть

Сегодня многие дилеры предлагают более лояльные программы автокредитования, все активнее используя этот инструмент в целях повышения продаж. Создаются новые акционные программы кредитования со ставкой от 0% годовых, а банкиры обещают и в будущем улучшать базовые условия кредитования. Эксперты предрекают восстановление банковского сектора в 2017 году, что повлечет за собой более выгодные предложения для широкого спектра населения. В целом автокредитование в Украине, хоть и очень медленно и неуверенно, но возрождается. Бесспорно, оно напрямую зависит от общего роста продаж новых автомобилей, что в свою очередь невозможно без улучшения экономического и социального положения в стране, повышения доходов и уровня жизни граждан. Ведь если есть спрос, то предложение обязательно появится.

Комментарии

Олег Макарчук, заместитель генерального директора компании «Фалькон-Авто» по продажам автомобилей

Продажа автомобилей в кредит была и остается одним из инструментов, который официальные дилеры Kia сети «Фалькон-Авто» используют в своих продажах. Безусловно, с учетом сложной экономической ситуации в Украине в последние годы доля продаж автомобилей Kia в кредит снизилась и на данный момент составляет около 11% от общего объема продаж бренда.

Такая доля была зафиксирована как по результатам продаж за 2015 год, так и в первом полугодии 2016 года, поэтому можно констатировать фиксацию доли продаж автомобилей в кредит на этом уровне.
Подавляющее большинство покупателей предпочитает приобретать автомобили с полной оплатой.

Учитывая существенное падение курса национальной валюты и падение доходов граждан Украины, банки вынуждены держать процентные ставки на достаточно высоком уровне, а также придирчиво относиться к платежеспособности заемщиков. Безусловно, это делает покупку автомобиля в кредит менее выгодной и доступной, нежели это было раньше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Готово ли общество к беспилотным автомобилям?

Тем не менее, мы готовы обеспечить клиентам бренда Kia в Украине сервис самого высокого уровня вне зависимости от того, какой способ приобретения автомобиля они выбирают. Единственный совет – принимать решение о покупке автомобиля с использованием тех или иных финансовых инструментов нужно с калькулятором в руках и четким осознанием своих финансовых возможностей.


Татьяна Щучьева, директор ОДО «Экспресс Груп»

Объемы продаж в кредит по каждому автомобильному бренду различны и зависят прежде всего от того, насколько эффективно используется этот инструмент продаж в автосалонах. Мы с уверенностью можем сказать, что в салонах «УкрАвто», как правило, доля кредитных продаж больше, чем у конкурентов.

Так, рост доли кредитных продаж наблюдается на протяжении 6 месяцев по следующим брендам:
– ЗАЗ в июне 2016 года предпочли купить в кредит 17% клиентов (что на 5% больше, чем в июне 2015 года). По итогам 6 месяцев средний показатель доли кредитов составил 12% (рост к прошлому периоду +3%);
– на 2% больше клиентов воспользовались кредитом при приобретении автомобилей бренда Jeep по итогам полугодия. В 2016 году доля кредитных продаж составила 19%;
– один из основных лидеров продаж в автосалонах «УкрАвто», бренд Kia, сохранил долю кредитных продаж на уровне прошлого года.
13% клиентов предпочитают использовать заемное финансирование от наших банков-партнеров. И это, с нашей точки зрения, является хорошим показателем доверия клиентов к этому способу приобретения авто.

В целом, в наших автосалонах мы отмечаем позитивную динамику роста интереса потенциальных покупателей к приобретению автомобилей в кредит.
За 6 месяцев 2016 года в нашей системе «Экспресс Кредит» оформлено на 20% больше анкет на кредитование, чем за первое полугодие 2015 года.
Бытует мнение, что кредитование на сегодняшний день – виртуальный термин. Ежедневная работа и практика показывает, что автокредитование – живой механизм, который с каждым днем набирает обороты. На текущий момент активную позицию в данном направлении занимают ПАО «Кредобанк» и ПАО «Креди Агриколь Банк». Дополнительно в системе «Экспресс Кредит» представлены интересные условия финансирования от АО «УкрСиббанк», ПАО «Укрсоцбанк», АБ «Укргазбанк».
Процесс приобретения автомобиля в кредит в салонах «УкрАвто» организован таким образом, чтобы никаких проблем или сложностей при приобретении авто в кредит не возникло.

Это стало возможным благодаря основным принципам, которых придерживается Корпорация «УкрАвто» при выборе партнеров – стабильность финансового учреждения, лучшие условия финансирования для клиентов, минимальное время рассмотрения кредитных заявок, минимальный пакет документов.

Тем, кто желает приобрести авто в кредит, могу посоветовать одно: доверяйте только проверенным дилерам или автосалонам. Ответственный продавец строит отношения с клиентом на долгосрочную перспективу, поэтому руководствуется принципами прозрачности и открытости. Поэтому такому продавцу не нужно скрывать под многочисленными звездочками и мелким шрифтом основные условия кредитования.