Морозные автострасти: что делать, когда зима застала врасплох?

508
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 2, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Что делать, если зима застала врасплох

«АвтоМир» неоднократно рассказывал о том, как правильно подготовить автомобиль к зиме, однако даже самое трепетное отношение к превентивным мерам не всегда гарантирует отсутствие проблем. Неприятности появляются тогда, когда их меньше всего ждешь, поэтому сегодня мы расскажем о том, что делать, если зима застала врасплох.

Чаще всего проблемы возникают с тем, что на морозе вода из жидкого вещества быстро превращается в твердое, то есть в лед. Результаты этого вполне естественного процесса могут быть самыми разнообразными, а орудие борьбы с ними лишь одно – тепло.

Примерзли уплотнители дверей

Причиной этой неприятности может стать как оттепель или дождь, после которого столбик термометра резко опустился ниже нуля, так и портальная мойка, где уплотнители и дверные проемы недостаточно хорошо протерли насухо. Так или иначе, не стоит прикладывать чрезмерные усилия в попытке открыть дверь любой ценой. Это может закончиться тем, что уплотнители порвутся. Чтобы не допустить этого, попытайтесь открыть другую дверь или даже багажник. Когда проберетесь вовнутрь, запустите двигатель – салон прогреется, и уплотнители оттают.

Если же попасть в автомобиль никак не удается, можно облить двери по контуру теплой водой или воспользоваться специальным водоотталкивающим аэрозолем. Главное – когда дверь откроется, не забыть сразу же насухо протереть уплотнители, а после смазать их силиконом. То же касается и лючка бензобака. Его тоже желательно смазать, иначе на заправке вас могут ждать сюрпризы.

Замерзли замки

Не получается открыть дверь ключом? Не беда! Для этого существуют специальные средства – размораживатели, в частности аэрозольные. Если их нет под рукой, помочь может зажигалка или спички. Нагрейте огнем ключ, проволоку или тонкую отвертку, вставьте их в замочную скважину и немного подождите. Можно также использовать подогретое масло, впрыснув его в скважину. Не рекомендуется пользоваться горячей водой – она быстро остынет и создаст еще больше проблем.

Очистка стекол

Нередки случаи, когда во время прогрева двигателя и салона лобовое стекло запотевает и покрывается корочкой льда. Следуя логике, на него нужно пустить горячий воздух, однако не торопитесь – разница температур может привести к тому, что стекло треснет, поэтому повышать температуру обдува следует постепенно.

И раз уж речь пошла об обеспечении хорошей обзорности, стоит, наверное, сказать о том, как бороться с запотеванием стекол изнутри. Для этого есть специальные средства – так называемые антизапотеватели. Правда, эффективно работают далеко не все, и только самые дорогие из них.

Сюда же можно отнести проблему налипания снега и обледенения стекол во время длительной стоянки. Упростить себе жизнь можно, если перед тем, как надолго оставить автомобиль, на 5–10 мин открыть все окна и охладить салон. Очистить стекла потом будет намного проще. Естественно, для этого у вас должна быть щетка-скребок.

Как вариант на ночь на лобовое стекло можно накинуть плотную ткань, прижав ее дверьми. Главное, чтобы ночью не выпали осадки, иначе есть риск, что ткань примерзнет к стеклу.

Дворники

Этот важный элемент автомобиля часто доставляет хлопоты, то примерзая к стеклу, то недостаточно хорошо очищая его. Народные умельцы придумали массу способов заставить стеклоочистители делать свое дело. Вот некоторые из них:

• оборудовать стекло подогревом в зоне остановки дворников. При самостоятельной установке следует тщательно выбирать нагревательный элемент, чтобы стекло не лопнуло от перегрева;
• снять уплотнитель моторного отсека, на который ложится капот, чтобы теплый воздух от двигателя поступал на стеклоочистители. Не следует делать этого на автомобилях с негерметичной системой выхлопа и рециркуляции отработавших газов;
• установить в бачок омывателя электрический подогреватель жидкости (температура должна быть не выше 5–10°С) или залить «незамерзайку» с запасом температуры замерзания 10–20°С.

Есть и другие способы, однако куда важнее не навредить, то есть не испортить дворники. Если есть время дождаться, когда примерзшие к стеклу щетки оттают, дождитесь – не нужно отрывать их силой. Следите за тем, чтобы на стекле и щетке не было грязи, песка и прочих твердых частиц, пользуйтесь соответствующей сезону жидкостью стеклоомывателя, контролируйте состояние каркаса щетки.

Отказ стояночного тормоза

Проблемы с «ручником» зимой, как правило, возникают из-за примерзания тормозных колодок к диску или барабану. Именно поэтому стояночным тормозом в мороз рекомендуется пользоваться только в крайнем случае. Гораздо лучше оставлять автомобиль на передаче, а под колеса подкладывать упоры, чтобы исключить откат. Но если колодки все-таки примерзли, как вариант можно попробовать развести их с помощью молотка и отвертки, нанося легкие удары на подвижные части суппорта. Естественно, этот способ применим только для дискового тормозного механизма. В случае если проблема возникла с тормозами барабанного типа, проблем будет больше – скорее всего, придется снимать колесо и разбирать барабан.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Можно ли заливать 92-й бензин вместо 95-го?

Другая причина отказа «ручника» – коррозия троса и его оплетки. Находясь под воздействием влаги, при отрицательной температуре он обмерзает, в результате чего тормозные механизмы не разблокируются. В этом случае трос нужно разморозить и смазать. Впоследствии его лучше заменить на новый, чтобы проблема не повторялась.

Разрядился аккумулятор

Сколько бы ни предупреждали автолюбителей о необходимости следить за состоянием аккумулятора и не откладывать покупку нового (особенно зимой), то и дело на дороге встречаются те, кто просит «прикурить». Ничего сложного в этом, казалось бы, нет, однако не все знают, как это правильно делать и чем могут обернуться некомпетентные действия.

«Прикуривать» нужно только в том случае, когда вы уверены, что двигатель невозможно завести именно из-за разрядившегося аккумулятора

Вы должны знать, что процесс «прикуривания» потенциально пожаро- и даже взрывоопасен. Не глуша двигатель «донора», подключаем провода: красный – к «плюсовым» клемам, черный или бес­цветный – к «минусовым», причем начать нужно с «плюса» на «доноре». Ждем 5–10 минут, пока севший аккумулятор немного подзарядится, и пробуем завести двигатель. Если получилось, провода можно отключить. Оживший двигатель лучше не глушить как минимум час.

Важный момент: «прикуривать» нужно только в том случае, если вы уверены, что двигатель невозможно завести именно из-за разрядившегося аккумулятора. Если проблема в чем-то другом, пострадать от этого может и ваш автомобиль. В лучшем случае разрядится аккумулятор, в худшем – дело может закончиться возгоранием.

Проблемы с дизелем

С приходом морозов водители дизельных автомобилей должны быть особенно бдительны. Не успел своевременно заправить зимнее дизтопливо – и двигатель может «залипнуть» даже при –5°С. И тогда одна дорога – в автосервис. Чтобы избежать неприятностей, заправляйтесь только на проверенных АЗС и не поленитесь попросить у оператора паспорт качества на топливо, чтобы убедиться, что на данной заправке дизель действительно зимний.

Лайфхак №1. Если вас ждет длительная поездка, если будете ехать ночью, отправляетесь в горы – заправьтесь арктическим дизелем. Даже если сейчас на термометре –10°С, температура может резко измениться, поэтому лучше перестраховаться. Арктическое ДТ не замерзает до –32°С, а на некоторых АЗС, например, на «ОККО», продается арктический дизель с температурой замерзания до –40°С.

Лайфхак №2. Держать бак зимой преимущественно полным. Тогда в нем не будет конденсироваться влага из воздуха. И это правильно. Поскольку кристаллы влаги способствуют парафинизации топлива и оседают на дно, откуда их втягивает топливный насос.

Лайфхак №3. Ночью автомобиль с дизельным двигателем желательно ставить в гараж. Если это невозможно, то на стоянке постарайтесь не оставлять его в крайнем ряду, где холоднее всего. Утром надо дать двигателю возможность прокачать побольше дизеля – «прогреть систему».

Лайфхак №4. Зимним должно быть не только дизельное топливо, но и бензин и сжиженный газ. Многие водители не обращают на это внимания, и очень напрасно. Зимние сорта бензина отличаются более высокой полнотой сгорания и более высоким давлением насыщенных паров. Это облегчает холодный старт автомобиля, повышает его маневренность на сложной зимней дороге и обеспечивает стабильную работу двигателя в режиме езды по городу. Более легкому запуску двигателя способствует и использование зимнего газа, который должен иметь соответствующий компонентный состав. В частности, в соотношении между основными составными этого топлива – пропаном и бутаном – доля пропана зимой должна быть больше, чем летом.

Комментарий специалиста

Алла Сидорович,
директор Центра
топливных испытаний TFC

С точки зрения химика, дизтопливо – это смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов. При низких температурах кристаллы парафина имеют свойство слипаться. Чтобы этого избежать, на нефтеперерабатывающих заводах в состав зимних ДТ обязательно вводят специальные диспергаторы. Так что только качественное, произведенное в заводских условиях топливо гарантирует, что ваш двигатель зимой не замерзнет.

Каждый год мы с особой тщательностью следим за своевременной доставкой зимнего топлива на заправки. К примеру, в сети АЗК «ОККО», которую мы обслуживаем, лаборатории TFC проверили по состоянию на 1 декабря топливо на всех 400 с лишним заправках, чтобы убедиться в полном соответствии ДТ всем зимним характеристикам и стандартам качества. Подобные проверки одинаково важны и для безопасности водителей, и для самих компаний, заботящихся о качестве своего топлива.

Кроме тщательного подхода к выбору топлива хочу порекомендовать водителям зимой особенно внимательно следить за прогнозом погоды. Отправляясь в дорогу, нужно учитывать тот факт, что реальная температура за окном может быть на 3–7 градусов ниже той, что показывает термометр или бортовой компьютер. На погодных сайтах это называют температурой комфортности. На нее, в частности, сильно влияет высокая влажность, ветер. При движении по трассе реальная температура охлаждения деталей двигателя ниже температуры воздуха «за бортом».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  АМКУ в очередной раз обвинил сети АЗС в сговоре

Не работает омыватель

Произойти это может либо при обледенении форсунок, либо при замерзании жидкости в бачке, если ее концентрация не соответствует нормам. В первом случае можно решить проблему путем механической очистки форсунок, а во втором придется искать теплое помещение и ждать, когда лед снова превратится в жидкость, а после залить качественную «незамерзайку». Затем, не покидая теплого помещения, включите омыватель, чтобы «неправильная» жидкость вышла из трубок. Кстати, в качестве временной меры «незамерзайку» можно заменить водкой, однако чистить стекло она будет хуже специальной жидкости.

Рекомендуем выбирать омыватели, изготовленные на основе натуральных компонентов, чтобы не вдыхать ядовитую химию

А вообще, чтобы подобных проблем не возникало, лучше сразу купить качественный омыватель. И машина будет здоровее, и вы сами. Рекомендуем выбирать омыватели, изготовленные на основе натуральных компонентов, чтобы не вдыхать ядовитую химию. Причем покупать омыватель нужно на АЗС или в автомагазине, а не на рынках, где велик риск нарваться на подделку, которая может содержать метанол, ацетон и другие примеси, вдыхание которых вызывает головокружение, аллергию и прочие неприятности.

Трудности прогрева

В сильный мороз могут возникнуть проблемы с недостаточно быстрым и малоэффективным прогревом двигателя и салона. Впрочем, с этим не так уж сложно справиться. Достаточно установить в автомобиль автономный отопитель.

Потребность в дополнительном обогреве всегда существует у дизельных двигателей, учитывая их конструктивные особенности. Но в последние годы проблема ширится и становится актуальной для бензиновых агрегатов и электромобилей.

Существует два наиболее распространенных вида дополнительных устройств для обогрева автомобиля: жидкостные и воздушные. Жидкостные обеспечивают предварительный подогрев двигателя, а воздушные незаменимы при обогреве салона автомобиля. Признанные лидеры в производстве автомобильных отопителей – немецкие компании Webasto и Eberspacher.

Комментарий специалиста

Николай Шуляковский,
ведущий инженер
ООО «Эберспехер Украина»

Автономный отопитель – незаменимое устройство в период сильных морозов. «Предпусковик» работает на топливе автомобиля, прогревая жидкость системы охлаждения и, как следствие, двигатель и салон. Тепло в салон поступает из печки автомобиля через штатную систему воздуховодов. Автомобиль, оборудованный автономным отопителем, к приходу владельца на парковку имеет очищенные ото льда стекла, теплый салон, теплый двигатель – движение можно начинать сразу.

У автомобилей, оборудованных турбированными двигателями с непосредственным впрыском топлива (бензин/дизель с небольшим рабочим объемом), есть проблема нехватки тепла во время движения. К тому же эти двигатели абсолютно не греются на холостых оборотах. Такие двигатели, а с ними и их владельцы страдают от хронического недогрева в холодное время года. Во время стоянки в пробках температура двигателя быстро падает, и тепла для салона не хватает. «Предпусковик» отлично решает и эту проблему: он может использоваться в том числе и в движении.

Крайние случаи

Хорошо, когда с проблемой, возникшей на зимней дороге, можно справиться быстро и на месте. К сожалению, так происходит не всегда и единственным выходом порой бывает лишь вызов эвакуатора или буксировка автомобиля. Очень важно, чтобы у вас был под рукой номер телефона специальной службы или знакомого, готового прийти на помощь. При этом нужно помнить несколько моментов, прописанных в ПДД. Например, если вы вдруг не уследили за тормозной жидкостью и она замерзла, буксировать автомобиль можно только на жесткой сцепке, а в гололедицу буксировка на гибкой сцепке вообще за­прещена.

Еще один важный момент, о котором знают не все, касается особенностей буксировки автомобиля с автоматической коробкой передач. Часто приходится слышать, что автомобиль с АКПП с неработающим двигателем вообще буксировать нельзя (чревато дорогостоящим ремонтом трансмиссии), но это ошибочное суждение. Не будем вдаваться в технические тонкости, однако отметим, что на дистанцию до 30 км при скорости движения не более 50 км/ч и с включенным режимом нейтрали (N) буксировка автомобиля с АКПП вполне безопасна. На большее расстояние, если двигатель невозможно запустить, желательно буксировать автомобиль методом полной или частичной погрузки. А вот то, что запустить двигатель с автоматом с буксира или с «толкача» невозможно, – чистая правда.

«АвтоМир» желает всем своим читателям не попадать в зимние неприятности, а чтобы это стало возможным, нужно не так уж и много – следить за состоянием своего автомобиля, быть предельно внимательным и осторожным на дороге. А еще не проезжайте мимо тех, кто попал в беду, ведь завтра помощь может понадобиться уже вам.