Электромобили в Украине: есть ли в них смысл?

Электромобили становятся все более популярными, однако перспектива владения таким транспортным средством порождает много вопросов

812
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

За последние годы в Украине существенно выросли продажи электромобилей: если в 2012 году официально было продано всего 7 экземпляров (из них 1 новый), то на ноябрь 2016 года их количество составило уже 1123 штуки (из них 721 новый). Конечно, наши показатели заметно отстают от европейских, особенно скандинавских, ведь только в одной Норвегии за 2015 год было реализовано более 26 000 новых электромобилей. Тем не менее прогресс налицо, даже если он не столь стремителен, как хотелось бы фанатам «зеленых» технологий. На то есть целый ряд причин. Вопрос, целесообразно ли в Украине покупать электромобиль, до сих пор остается без однозначного ответа. Слишком много за и против.

Штаты – основной источник

Большую часть электромобильного парка Украины сейчас составляют подержанные экземпляры, привезенные из США. В силу льготных условий покупки и продажи электромобили в Штатах в два раза дешевле, чем в Европе. Стоит также отметить, что еще год-два назад основную часть продавцов у нас составляли частные лица и небольшие компании, а заказанный электромобиль приходилось долго ждать (по 2–3 месяца). Затем появились полуофициальные дилеры, которые предлагают уже имеющийся в наличии автопарк, а если желаемая модель отсутствует, то по накатанным схемам она «приплывет» в Украину за пару недель.

Рынок вроде бы зашевелился, но в августе минувшего года появились проблемы с сертификацией автомобилей из США, поскольку они не соответствовали европейским стандартам. Благо вскоре чиновникам удалось решить проблему. 25 ноября они упростили сертификацию автомобилей из США и других стран. Для электромобилей, завезенных не из стран ЕС, действует сертификация стран, в которых они были произведены. Кроме того, введенные правила позволяют не менять конструкцию стекол и ремней безопасности, а ограничиться лишь корректировкой приборов освещения.

Цена «зеленых» технологий

Самым популярным электромобилем в Украине стал Nissan Leaf. Обусловлено это, прежде всего, его ценой – на подер­жанные экземпляры она колеблется от 12 до 20 тысяч долларов. Соответственно, сносный Leaf можно приобрести примерно за 15 000 «зеленых». На первых взгляд, не так уж и дешево, но нужно учесть и тот факт, что покупка автомобиля с ДВС, скажем, за 7000 долларов, за пару-тройку лет может удвоить его цену из-за постоянной необходимости в горюче-смазочных материалах, цены на которые непрерывно растут. Полная зарядка батарей Nissan Leaf с двигателем на 24 кВт обойдется владельцу в 20 грн. на 120 км пробега. Для сравнения приведем ориентировочные цены на другие электромобили в Украине: Ford Focus Electric (2013 г.в.): от 15 000 у.е., Renault ZOE (2014): от 17 000, Tesla Model S (2013): от 50 000 долларов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Cедан XJ нового поколения превратят в электрокар

Надежность и обслуживание

Если говорить о техническом обслуживании новых электромобилей, то они выигрывают у своих топливных собратьев. В электрическом двигателе нет огромного количества деталей. Простейший электромотор состоит из нескольких элементов, а отсутствие коробки передач делает конструкцию еще проще. Следовательно, периодичность посещений СТО в первые несколько лет владения будет стремиться к нулю. Специалисты советуют лишь менять масло в редукторе каждые 30 000 км (300–400 грн.). По части подвески и прочих узлов тоже ничего нового: обслуживаются так же, как у любого другого автомобиля.

Самое слабое место подержанного электромобиля – аккумулятор, который в силу неизбежных физических процессов с каждым годом теряет емкость. Производители утверждают, что спустя 8 лет емкость батареи сократится всего на 30%, но практика показывает, что такие потери случаются уже через 3–4 года эксплуатации. Проверить батарею можно с помощью специальных программ на сервисе. Желательно также «пробить» электромобиль через «Авточек», чтобы узнать, использовался ли он в коммерческих целях или в государственных службах, менялась ли батарея, попадал ли он в ДТП.

Далеко не уедешь

Основной аргумент противников электромобилей – малый запас хода. Если исходить из заявленных производителем цифр, то он составляет от 150 (Renault Fluence ZE) до 600 км (Tesla Model X P100D). Это в идеальных условиях – по ровной трассе со скоростью 90 км/ч. В реальности же цифры скромнее. Многое зависит от стиля вождения, температуры воздуха, перепада высот. Если вы живете в Киеве и редко выезжаете за его пределы, зарядка электромобиля не станет проблемой: в столице уже много станций, как обычных, так и с функцией «быстрой зарядки», способной за 40 минут восполнить емкость аккумулятора до 80%. Многие дилеры в качестве бонуса предлагают бесплатно использовать свои зарядные станции. Хотя самый простой вариант – ставить электромобиль на зарядку на ночь в собственном доме. С многоэтажками все значительно сложнее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Отставить суету! Выбираем подарки на Новый год

Если частые и дальние поездки – неотъемлемая часть вашей жизни, неудобства с электромобилем гарантированы. Залить топливо в бак – дело пяти минут, а зарядить аккумулятор так быстро не выйдет. В Украине на данный момент работает более 300 зарядных станций. Часть из них находится непосредственно на трассах, но далеко не все они имеют функцию быстрой зарядки.

В сухом остатке

Владение электромобилем в нашей стране – дело на сегодняшний день хлопотное. Запас хода маленький, зарядных станций недостаточно, времени на зарядку батарей тратится много. Пока государство вплотную не займется вопросом электромобилизации, существенных изменений в этом отношении ждать не стоит. Хотя многое зависит и от активности автомобильных импортеров. Hyundai, Renault, Peugeot и Citroen уже в 2017 году начнут официальные продажи нескольких моделей электромобилей с должным уровнем сервиса и гарантийными обязательствами. Если к ним присоединятся и другие компании, дело может сдвинуться с мертвой точки, разорвав замкнутый круг. Больше электромобилей – больше зарядных станций. Больше зарядных станций – выше спрос на автомобили. Выше спрос – шире предложение и ниже цена.