Электротяга

186
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...

Гибридных автомобилей на мировом рынке все больше. Украинское автомобильное пространство отстает от общих трендов, однако некоторые проблески  интереса к гибридам случаются и у нас. Мы выбрали для обзора три модели, причем ни для одной из них силовая установка не стала источником компромисса – они динамичны, богато оснащены и престижны.

П равда, работают гибридные агрегаты Infiniti, Lexus и Mitsubishi совершенно по-разному. Может быть, у кого-то есть явное преимущество? Пока не представленный в Украине бизнес-седан Lexus ES 300h оснащен самой «отшлифованной» гибридной системой: бензоэлектрические агрегаты инженеры совершенствуют с 1997 года, когда на рынок вышел первый Toyota Prius. Не сказать, что система очень сложна: низкофорсированная атмо­сферная «четверка» 2.5 (161 л.с.), работающая по циклу Аткинсона с поздним закрытием впускных клапанов, 105-киловаттный электромотор, бесступенчатая электромеханическая трансмиссия и никель-металл-гидридная батарея. Суммарная мощность силовой установки – 205 л.с., максимальный момент – 213 Нм при 4500 об/мин. Напомним, отдача гибридного двигателя не равна сумме мощностей ДВС и электромотора, ведь их максимумы мощности и тяги достигаются в разных диапазонах оборотов.

Силовая установка Infiniti (в сумме 250 л.с.) более экзотическая: ДВС здесь – тоже 2,5-литровая «четверка», но с приводным нагнетателем (231 л.с.), а батарея – более дорогая и продвинутая литийионная.

Правда, важнее различия не в конструкции, а в том, как эти системы работают. Но об этом позже, ведь еще не представлен третий участник.

Mitsubishi Outlander PHEV до сих пор ощущается и выглядит пришельцем из фильмов о будущем или, по крайней мере, из реалий солнечной Калифорнии. Он один из нашего трио имеет способность заряжаться от розетки и может проезжать большие расстояния, не запуская ДВС (в идеальном случае и по идеальным дорогам –
до 52 км со скоростью до 120 км/ч). Бензиновый двигатель – атмосферный 2.0, дефорсированный до 121 л.с. Его ключевая функция – подзаряжать литийионную батарею под днищем. Кстати, чтобы ее разместить, второй ряд сидений подняли на 45 мм, однако это не испортило их комфорта.

Два электромотора по 60 кВт приводят в движение каждый свою ось. Впрочем, ДВС также может передавать тягу на колеса – он подключается через одноступенчатый редуктор на большой скорости или когда требуется максимальное ускорение. Суммарная мощность системы (203 л.с.) опять же не равна арифметической сумме мощностей – на совместную работу с максимальной отдачей моторы не рассчитаны.
Lexus ES 300h имеет привод на передние колеса, у Infiniti – типичная схема кроссовера (в обычном режиме автомобиль переднеприводный, а при пробуксовке через многодисковое сцепление на заднюю ось перебрасывается до 50% крутящего момента). У Mitsubishi оба электромотора работают с равной отдачей только в режиме 4WD lock, в остальных случаях распределением тяги по осям заведует электроника, отдавая приоритет передним колесам. Но пусть два автомобиля из трех – кроссоверы, соваться на бездорожье не стоит ни на одном из них.

Как это работает?

Гибридный привод Lexus постоянно совершенствуется. Четыре года назад мне выпало несколько месяцев ездить на гибридном CT 200h с силовой установкой, которая идентична аналогичной на Toyota Prius. Многие обывательские стереотипы пали: расход топлива практически не зависел от сезона, а на шоссе хэтчбек был не менее экономичен, чем в городе. Помню одну особенность: если на CT 200h на большой скорости отпустить педаль газа, ДВС отключается, как только стрелка спидометра падает ниже 85 км/ч.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Готово ли общество к беспилотным автомобилям?

А более мощный агрегат, как на ES 300h, уже способен рекуперировать энергию при езде накатом на любой скорости! Я убедился в этом на немецком автобане. Lexus IS 300h (его силовая установка идентична таковой на гибридном ES) глушил двигатель даже на скорости 170 км/ч, стоило лишь убрать ногу с педали газа. Режим чистой электротяги EV mode – формальный, долго в нем не проедешь. Правда, запуская ДВС, автомобиль всякий раз дает объяснение на экранчике приборного щитка: скорость превысила 50 км/ч, интенсивное ускорение (резкое нажатие на педаль газа) или низкий заряд батареи. Но и принуждать Lexus к езде «на батарейках» ради экономии не нужно. Автомобиль глушит ДВС и запасает энергию при любом удобном случае. Но только не когда необходимо резко ускорить­ся – разгоняется ES 300h с помощью двух моторов весьма резво, особенно в режиме Sport. По паспорту – за 8,5 с до «сотни». А что скажет калькулятор? Средний расход остановился на отметке 7,2 л/100 км. Отличный результат!

Сделали по-своему

Силовая установка Infiniti работает совершенно иначе. Принудительное движение на электротяге здесь не предусмотрено. Более того, бензиновый мотор работает всегда. Он не отключается ни при езде накатом, ни во время остановок. Электромотор лишь снимает часть нагрузки с ДВС. И делает это весьма эффективно – компрессорная «четверка» едва ли разогнала бы QX60 до «сотни» за 8,6 с: длина – без сантиметра 5 м, масса – далеко за две тонны.

По мощности и динамике гибридный QX60 близок к версии с V6: 250 л.с. против 262 «сил» у 3,5-литрового мотора. Но пусть на бумаге версия Hybrid про­игрывает «чисто бензиновой» 0,2 с в ускорении до 100 км/ч, на меньших скоростях управлять разгоном удобнее. Тяга электромотора приходит мгновенно, без задержек, ДВС раскручивается охотно, а вариатор имитирует фиксированные передачи. Гибрид едет легко, без намека на лень многолитровых моторов.

Однако на дисплее нередко наблюдаешь, что ДВС на ходу подзаряжает почти пустую батарею… Если при запуске двигателя Lexus чаще всего показывает две трети заряда, то у Infiniti шкала редко доходит до середины.

Словом, экономичным гибридный QX60 не назовешь: средний расход составил 12,9 л/100 км, и то с учетом дальней поездки (в пределах 2000 км), иначе цифра была бы около 13,4 л.

И все же если Infiniti QX60 Hybrid не экономичен, то как минимум эффективен: динамика 7-местного кроссовера не вызывает нареканий, реальный запас хода на трассе переваливает за 800 км, расход все же меньше, чем у версии с V6! Стоит добавить, что по трансформации салона QX60 превосходит все известные мне кроссоверы и большинство минивэнов, и наличие тяговой батареи в задней части кузова никак на это не повлияло.

Новые правила игры

Несмотря на различия в конструкции и стиле работы гибридные версии Lexus и Infiniti не заставляют менять водительские привычки. Они, скорее, приглашают к этому: в увлекательную гибридную игру втягиваешься быстро, начинаешь лучше чувствовать силовую установку и ехать экономичнее, и при этом даже не в ущерб своим драйверским амбициям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Передний или задний – какой привод выбрать?

С Mitsubishi все обстоит иначе – тут волей-неволей придется подвергнуть ревизии и собственную манеру езды, и привычные маршруты, и представления о расходе топлива. Но не спешите с выводами! Все это не означает компромиссов, тягот и лишений. Это просто игра по новым правилам.

Положим, руль и педали – элементы знакомые. Селектор трансмиссии тоже можно освоить – буквы R, N, D привычны, режим Parking включается отдельной кнопкой, а непонятная буква B означает режим усиленной рекуперации – ее интенсивность можно выбирать подрулевыми лепестками, на выбор целых шесть степеней. И эффект подобен переключению передач – автомобиль буквально тормозит двигателем, и довольно интенсивно. Еще две кнопки рядом с селектором – CHRG (chage – зарядка) и SAVE. Первая заставляет ДВС заряжать батарею в дополнение к рекуперации, а вторая позволяет сохранить уровень заряда.

Используя весь этот арсенал, мы получили устойчивый средний результат 12,2 л/100 км, (внимание!) не подзаряжая батарею от сети. То есть динамика сравнима с бензиновым Outlander 2.4, как и расход топлива. Но ведь мы фактически использовали автомобиль не по назначению! Езда без зарядки от внешних источников для Outlander PHEV, скорее, страховка на случай, если подзарядиться негде. Хорошая страховка, надо сказать! С запасом хода под 500 км… Но что если ездить «как надо» – подключая кроссовер к розетке хотя бы раз в день?

Возможностей для этого в наших городах не очень много. Если есть возможность использовать домашнюю сеть «двести двадцать», то это не слишком удобно, зато очень экономично! Заявленные 52 км максимального пробега на чистом электричестве (со скоростью до 120 км/ч) приближаются к реальности. Система сама знает, когда переключить силовую установку на двигатель внутреннего сгорания – прежде всего, для интенсивных ускорений. Ведь потом система вновь заглушит его, а средний расход за день упадет ниже 3 л/100 км! И так будет каждый день, если вовремя заряжать батарею.

Каков итог? Ближайшее рассмотрение гибридов Mitsubishi, Infiniti и Lexus убедило нас, что в науке о скрещивании бензина с электричеством есть немало путей и рецептов, и многие из них еще не открыты.

Outlander PHEV честно претендует на звание «электромобиля с увеличенным запасом хода» – наличие ДВС и 45-литрового бензобака наделяет его высокой степенью автономности. Силовая установка Infiniti прежде всего печется о динамике и лишь потом об экономичности, но тоже весьма убедительно. Бизнес-седан ES 300h не преподносит сюрпризов, потому что компания Lexus давно «при­учила» нас к своим гибридам. Согласитесь, приятно ездить и ни на чем не экономить – пусть экономит сам автомобиль! И расход топлива у Lexus при прочих равных оказывается самым низким.
А что же с продажами? Outlander PHEV и Lexus, к сожалению, нам пока не доступны. Хотя оба автомобиля интересны. А вот на Infiniti QX60 цена стартует с 1 287 510 грн., что сравнимо с некоторыми «банальными» конкурентами по классу.