Фатальные разговоры

Водитель автомобиля, держащий у уха мобильный телефон во время движения, у нас не вызывает ни неприятия, ни удивления. Зато потом мы удивляемся, получая статистику по количеству ДТП в разных странах мира, в которой Украина неизменно оказывается в числе «лидеров»

211
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Многократно проведенные учеными из США, Великобритании, Японии и многих других стран исследования однозначно доказывают, что разговоры по телефону во время вождения являются одной из основных причин аварийности на дорогах. Понятно, рука с трубкой у уха в автомобиле с «механикой» – это вообще нонсенс, но и владельцам машин с автоматом совершенно не стоит расслаб­ляться. Мало того, в зоне риска находятся и те, кто использует разрешенную правилами гарнитуру. Ибо опасность заключается в самом эффекте диалога, который занимает почти все внимание водителя. Во время беседы по телефону водитель концентрируется прямолинейно, глядя только вперед, игнорируя дорожную обстановку в периферийных зонах, что особенно опасно на дорогах с несколькими полосами движения. Кроме того, разговор может вызвать неоднозначную психологическую реакцию, ввести в ступор, замедлить темп движения и так далее. Исследования утвер­ждают, что реакция беседующего во время езды водителя снижена до такого же уровня, как при алкогольном опьянении, равном примерно 0,8–1 промилле, то есть более чем в два раза. Время реагирования снижается с 0,5 до 1,5 с, в результате чего тормозной путь, в частности, увеличивается примерно на 25 м, что в плотном городском движении недопустимо много. В целом риск возникновения ДТП увеличивается на целых 75%! К сожалению, в Украине пока не ведется статистика аварий, произошедших в результате фатальных телефонных разговоров, но наглядны данные, опубликованные полицией США: в 2014 году 3332 человека погибли, а более 387 тыс. были травмированы из-за невнимательности водителей, говорящих по мобильному.

Не пиши мне больше

СМС-перепиской во время езды и вовсе можно заниматься только в двух случаях: либо вы пассажир, либо камикадзе. В среднем чтение или отправка сообщений занимает по меньшей мере 5 с, что увеличивает риск ДТП более чем в 6 раз. Интересный факт: во многих странах, где ввели запрет на использование телефона для написания и чтения СМС, в первое время аварии только участились. Эффект весьма неожиданный, но вскоре выяснилось, что это было вызвано банальным упрямством водителей: они не хотели отказывать себе в таком удовольствии и прятали мобильник ниже уровня внешней видимости, чем только усугуб­ляли потерю внимания, провоцируя аварийные ситуации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Доказана опасность мультимедийных систем

Особенно опасны для себя и окружающих «опытные» водители, страдающие «синдромом Юлия Цезаря» и считающие, что их это совершенно не отвлекает от вождения. Увы, но делать несколько дел одновременно почти без потери концентрации внимания могут лишь менее 2% населения планеты, и они точно не сосредоточены на дорогах нашей страны.

Занимательный случай произошел в Нидерландах: водитель настолько увлек­ся разговором по телефону, что не заметил перед собой полицейский автомобиль, преградивший ему дорогу. До этого стражи порядка требовали прекратить разговор и остановиться, на что наш герой не обратил никакого внимания. К счастью, в данном инциденте никто не пострадал – кроме кошелька виновника и его водительских прав.

Что говорит закон

Во всех странах Европы, кроме Швеции (там это может рассматриваться как неосторожное вождение), запрещено не только разговаривать по мобильному телефону, если не используется устройство hands free, но и вообще держать его в руках. Наказания внушительные: в зависимости от страны штрафы варьируются в размере от нескольких десятков до нескольких сотен евро, вплоть до лишения водительских прав. Во Франции пошли и того дальше: с 10 июля 2015 года там запрещено во время движения носить в ухе любое устройство, способное издавать звук. Штрафуют в Европе любителей поболтать куда чаще, чем у нас, ведь, если дорожные полицейские только увидят водителя с телефоном, это станет достаточным основанием для передачи дела в суд с последующим наказанием провинившегося.

Как это ни парадоксально, у нас написание СМС за рулем даже формально не запрещено, теоретически наказываются только разговоры. В большинстве же стран Европы вы преступаете закон, просто взяв в руки телефон во время управления автомобилем

В Украине разговаривать по телефону без гарнитуры также запрещено и за это предусмотрена вполне определенная ответственность. Ст. 122, ч. 2 КуоАП гласит: «…(запрещено) использование водителем во время движения транспортного средства средств связи, не оборудованных техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими неотложного служебного задания)». Карается такой проступок штрафом от 425 до 510 грн., а если вследствие данного нарушения произошло ДТП, штраф будет намного больше – от 680 до 950 грн, плюс возможность лишения водительских прав сроком до 12 месяцев. На практике же доказать вину потенциального нарушителя крайне тяжело, особенно без наличия у инспектора видео- или фотосъемки, где четко запечатлено наличие административного нарушения, либо свидетельства очевидцев. Правоохранительные органы могут запросить данные у оператора связи, которые докажут или опровергнут, имело ли место правонарушение в тот момент, или же водитель просто «чесал ухо». В связи со сложностью процесса дело зачастую ограничивается «разборкой на месте» или банальным «закрытием глаз» на подобные нарушения со стороны работников полиции. А раз полиция в данной ситуации бессильна, остается взывать только к совести и рациональному мышлению водителей. Отказ от разговоров по мобильному телефону при вождении, даже при использовании гарнитуры или громкой связи, – в интересах вашей безопасности. Если же разговор совсем неотложный, лучше спокойно остановиться в разрешенном месте и смело решать свои дела, не ограничивая мысли обстановкой на дороге и полностью сосредоточившись на важной беседе. Поводов для аварий у нас и без того предостаточно.