Откуда берутся пробки?

Как же они раздражают! Изо дня в день, по пути на работу и с работы мы не едем, а стоим. Пробки, пробки, пробки… Бесконечные, мучительные, выматывающие. Откуда же они берутся?

429
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Sergieiev/Shutterstock/ТАСС

К сожалению, заторы на дорогах давно стали неотъемлемой частью жизни автомобилистов. Необязательно даже жить в крупном городе, дабы познать это утомительное явление: на любой дороге может произойти форс-мажор, отнимающий значительную часть нашего драгоценного времени. Но если очевидные факторы, такие как аварии или дорожные работы, сами собой объясняют первопричины появления пробок, то иные случаи, когда вроде бы и полос для движения достаточно, и загруженность не столь критична, а поток все равно «еле ползет», дают повод поговорить о данном явлении.

Типичные обстоятельства

Одной из главных причин дорожных заторов, особенно в нашей стране, является слабая дорожная инфраструктура и плохо организованное движение. Например, резкие сужения дорог, отсутствие «карманов» для остановок общественного транспорта, парковка автомобилей на проезжей части, несогласованность светофоров либо же их отсутствие на нерегулируемых перекрестках и перекрестках с круговым движением. Сюда же можно отнести некоторые естественные причины: постоянное увеличение количества транспортных средств, часы пик, массовые сезонные поездки за город на любимую дачу. К тому же на городское движение особенно сильно влияют погодные условия: дождь и снег замедляют поток, водители отвлекаются на объезды луж, а самые неопытные создают аварийные ситуации. И вот вы уже стоите в длиннющей пробке. Кроме прочего, важные факторы возникновения заторов, как бы странно это ни звучало, вовсе не ливень и не остановившаяся у края проезжей части маршрутка, а сами водители. Каждый считает, что он спешит больше других, что он умнее и машина у него лучше, по­этому и прав на дороге у него больше. Есть еще категория слишком добрых водителей, которые вообще никуда не спешат. Имея приоритет в движении, они пропускают всех, кто выезжает со второстепенной дороги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Детское автокресло: правила выбора

Человеческий фактор

Увы, идеального мира, в котором все автомобили двигались бы по своей полосе с одинаковой статичной скоростью, придерживаясь абсолютно всех правил дорожного движения, где власть служит народу, все живут по совести и в полнейшей справедливости, не существует. В нашей антиутопической реальности автомобилисты непрерывно перестраиваются, притормаживают и нарушают все возможные требования ПДД. Дабы выяснить истоки возникновения заторов, европейские ученые провели исследования феномена появления пробок из ниоткуда, построив их математическую модель.

Оказывается, машины в потоке движутся очень неравномерно: то приближаются друг к другу, то отдаляются. Если кто-то из водителей в силу сложившихся обстоятельств или для перестроения на другую полосу сбросил скорость хотя бы на 10 км/ч, возникает так называемый эффект бабочки: следующий за ним автомобилист вынужден притормозить сильнее первого и т.д. В результате один автомобиль снижает скорость движения потока на 2–3 километра позади себя. А там уж и образуется злополучная пробка, веские причины для которой, казалось бы, отсутствуют. В свою очередь водители из застопорившейся полосы пытаются проскочить в более свободную, создавая тем самым пробку на всю ширину проезжей части. Такие заторы называют волновыми: их эпицентр постоянно сдвигается в сторону, противоположную движению, и, если посмотреть на пробку с высоты, можно увидеть характерное подобие морской «волны», направляющейся вглубь «океана транспортных средств». Полученная модель является типичной для оживленных автомагистралей, где нагрузка превышает 15 автомобилей на километр полосы.

Elena11/Shutterstock/ТАСС

Если вы по каким-то причинам сомневаетесь в компетентности европейских ученых, то рассмотрим подобный, но более детальный научный эксперимент, который провели специалисты из Страны восходящего солнца – Японии.

Условия были следующие: 22 автомобиля двигались по кругу длиной в 230 метров со скоростью всего-навсего 30 км/ч. Сначала машины двигались равномерно, но вскоре начали образовываться отклонения в дистанциях между ними, и по кругу начали образовываться небольшие заторы. В итоге часть автомобилей была вынуждена периодически полностью останавливаться – образовалась отчетливая «волновая» пробка. К слову, ученые высчитали, что затор двигался против потока со средней скоростью 20 км/ч, что аналогично реальным дорожным пробкам. «Хотя дистанция, на которой возникла пробка, в нашем эксперименте небольшая, в своих проявлениях она не отличалась от настоящих пробок на автомагистралях», – говорит Юки Шугияма, физик кафедры комплексных систем Университета Нагойи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Свобода от провода. Какими будут дороги будущего?

Рассмотренный феномен волновых заторов объясняется несовершенством человеческой реакции, разными техническими характеристиками автомобилей на дороге, а главное – уровнем подготовки водителей, их темпераментом и сдержанностью. Если бы в ходе эксперимента за руль посадили роботов, запрограммированных ехать со скорость ровно 30 км/ч, затора точно не образовалось бы.

Все в наших руках

Кроме устранения дефектов и недочетов, не зависящих от самих водителей, есть пара советов, как уменьшить вероятность возникновения пробок при плотном движении. Во-первых, необходимо двигаться максимально плавно, перестраиваться на другую полосу только в случае крайней необходимости. Во-вторых, не нарушать скоростных ограничений, ведь они, кроме прочего, служат инструментом для предотвращения заторов – если все движутся с одинаковой скоростью, не нужно тормозить или менять полосу движения. Как мы выяснили выше, достаточно одного «лихача» или «зеваки», чтобы спровоцировать полноценный затор. А если таких водителей большинство? Ответ на этот вопрос мы с ужасом наблюдаем на наших дорогах каждый день.
Кстати, плавный и ровный стиль вождения экономит топливо и продлевает срок службы вашего автомобиля. Так вы и до пункта назначения быстрее доберетесь, и прилично сэкономите. Такой себе двойной профит.