Патрульная полиция: первые итоги

161
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...

Первые итоги работы столичной полиции мы решили подвести вместе с заместителем начальника патрульной полиции Киева Дмитрием Евдокимовым. Благо для разговора с ним нам не пришлось, как это было раньше, преодолевать мощные бюрократические барьеры.

Заместитель начальника патрульной полиции Киева Дмитрий Евдокимов: «Полицию должны не любить, а уважать»

– Господин Евдокимов, какова структура столичной патрульной полиции и кому она, в конце концов, подчинена?
– Управление патрульной полиции города Киева, которое было создано еще в мае и начало работать в начале июля, подчинено непосредственно Департаменту патрульной службы МВД Украины. Постановлением Кабмина уже созданы Управления патрульной полиции в Одессе и Львове, по мере продвижения реформы такие управления будут создаваться и в других областных центрах, а затем их работа распространится и на области.
– Что при этом произойдет с ГАИ?
– Планируется, что со временем, по мере проведения реформы, ГАИ будет ликвидирована по всей Украине, а ее функции будут переданы патрульной полиции. Соответственно, там, где начинает работать патрульная полиция, ГАИ выполнение своих функций прекращает.

В Киеве ГАИ уже не работает, она будет выполнять еще некоторое время определенные функции на стационарных постах ГАИ и по сопровождению эскортов с высшими должностными лицами государства.
Все же другие обязанности, включая оформление ДТП, переданы патрульной полиции, которая в то же время будет выполнять и функции бывшей патрульно-постовой службы. То есть поддержание общественного порядка и борьба с уличными правонарушениями.

– Районные ГАИ в Киеве ликвидированы?
– Фактически они уже не работают, а юридически готовятся к ликвидации и в настоящее время там происходит увольнение работников. Управление ГАИ Киева будет существовать некоторое время для обеспечения функционирования стационарных постов и завершения обработки старых административных материалов.
– Как быть водителю, если его в Киеве будет останавливать работник ГАИ?
– Кроме случаев остановок на КПП на выездах из города, на территории самого города это незаконно и об этом следует сообщить по телефону 102.
– Оказывается ли сейчас на полицию какое-то давление сверху?
– Никакого давления сверху нет. Работники патрульной полиции останавливали депутатов Верховной Рады, задерживали и доставляли в райотделы депутатов Киеврады в нетрезвом состоянии, работников прокуратуры и милиции, но при этом никаких указаний или просьб от руководства относительно непривлечения этих лиц к ответственности не было, нет и, я очень надеюсь, не будет. Другое дело, что некоторые водители козыряют своими удостоверениями, но патрульные не обращают на это внимания.
– Много ли жалоб поступает на работу полиции?
– Жалобы есть. Но в общем числе корреспонденции, поступающей в наш адрес, они составляют незначительную часть и содержат либо несогласие с наложенным взысканием, либо же недовольство поведением работника полиции.
Если человек не согласен с его привлечением к ответственности, мы разъясняем, что он может обжаловать постановление о наложении штрафа в суде, а если идет речь об ответственности за совершение ДТП (именно эта категория жалоб преобладает), то здесь виновника будет устанавливать суд.
Если же претензия носит дисциплинарный характер (патрульный невежливо себя вел, нарушал процедуру и т.п.), то эту жалобу разбирает специальная служба мониторинга. И этот вопрос решается очень быстро, поскольку у нас есть видео­записи с персональных видеокамер всех патрульных, которые хранятся в течение 30 дней на специальном сервере.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Готово ли общество к беспилотным автомобилям?

При этом, по нашему мнению, приблизительно 80% жалоб на патрульных являются необоснованными. Если же жалоба подтверждается, то честь мундира никто не защищает и работник полиции привлекается к ответственности. Это, в зависимости от серьезности проступка, может быть и выговор, и снижение премии, а в действительно серьезных случаях – увольнение.
– И каков отсев в новой патрульной службе?
– Из двух тысяч работников патрульной полиции за полтора месяца уволилось 17 человек, учитывая тех, которые ушли по собственному желанию: кто-то по семейным обстоятельствам, а кто-то не выдержал тяжелого графика дежурств (12 часов через 24, после чего 12 часов через 48). Хотя сначала мы считали, что отсев будет намного больше. И только четверых мы уволили, что является неплохим показателем.
– Каким образом заполняются освободившиеся вакансии?
– На осень у нас запланирован новый дополнительный набор около трехсот человек на той же конкурсной основе.
– Происходят ли какие-то изменения в настроениях работников полиции? Сначала они пытались всем помогать, а теперь этого что-то не видно…
– Такие перемены только к лучшему. Первичная эйфория всегда проходит. В данном случае она уравновешивалась нехваткой опыта. А теперь он уже есть, хотя и недостаточный, наработаны определенные процедуры, в том числе организационные и бюрократические. Поэтому работать стало гораздо легче, произошло определенное привыкание к работе, что является совершенно нормальным. Тем не менее уровень доверия к полиции не упал. Мы не ведем статистику, но приблизительно 80% отзывов о работе полиции являются позитивными.

Мы понимаем, что со временем к нововведениям все привыкнут, а полиция начнет работать более жестко, не ограничиваясь предупреждениями в тех случаях, где по закону надо выписывать штраф. И это совершенно нормально – полицию нужно не любить, а уважать, ведь она должна действовать в соответствии с законом.
– Ощущаете ли вы повышение профессионального уровня работников полиции?
– Конечно, начальный уровень наших работников оставлял желать лучшего. Ведь лишь 5–7% из них имели предыдущий опыт работы в органах внутренних дел. А остальные были абсолютно гражданские люди – экономисты, журналисты, юристы и представители других профессий. Понятно, что за три месяца учебы подготовить профессионального работника полиции невозможно, ведь необходимый опыт дает лишь практика. Сейчас тоже есть сложности, но есть и прогресс – благодаря постоянной работе по повышению квалификации. И такая работа будет продолжаться.
– Были ли случаи получения работниками полиции травм от правонаруши­телей?
– Были, но незначительные. Однажды на работника полиции натравили бойцовскую собаку, против которой тот вынужден был применить табельное оружие. Также были случаи с вывихами, но пока что обходилось без серьезных травм. Хотя мы все понимаем, что рано или поздно подобное может произойти, ведь полицейская работа всегда несет определенные риски.
– Часто ли патрульным приходилось применять оружие?
– За полторы месяца кроме вышеупомянутого случая еще четыре раза работники полиции демонстрировали оружие, но без его применения.
– Почему такой пассивной была реакция патрульных, когда нетрезвый правонарушитель угрожал им заряженным пистолетом?
– Того гражданина, который в действительности не был сотрудником правоохранительных органов, а лишь показывал удостоверение какой-то непонятной структуры, предупредили о возможности применения оружия, и этого оказалось достаточно для разрешения конфликта. Хотя по закону в подобном случае работники патрульной полиции имеют полное право применить табельное оружие. Но наши работники иногда более лояльны к правонарушителям, чем это предусматривает закон.
– А вообще новые патрульные умеют стрелять?
– Конечно. Они прошли предварительную подготовку в необходимом объеме, а на осень планируется дополнительный курс огневой подготовки и учебы контр­аварийному управлению автомобилем.
– Кстати, говорят, что патрульные разбили уже 50 автомобилей…
– Эта информация не соответствует действительности. В ДТП за полтора месяца попали около пятнадцати автомобилей, причем подавляющее их большинство имеет незначительные повреждения и остается на ходу. При этом около 60% этих случаев произошло не по вине работников полиции. Прежде всего идет речь о непредоставлении преимущества в движении – а ведь все полицейские автомобили передвигаются с включенными проблесковыми маячками. Был и случай, когда нарушитель при его задержании сознательно таранил полицейский автомобиль.
Конечно, виновными в ДТП (по предварительным заключениям) были и работники полиции. Это объясняется и недостаточным опытом, и усталостью после ночной смены. Но за такие случаи никого не увольняют, хотя после изучения обстоятельств дела к виновным обычно применяют те или иные меры дисциплинарного воздействия.
– За последний месяц патрульными было составлено на нарушителей около 4000 админпротоколов. Это приблизительно пять протоколов на патруль за месяц.
– Скажу больше, в это число входят протоколы как за нарушение Правил дорожного движения, так и за нарушение общественного порядка –
прежде всего за мелкое хулиганство. При этом никаких планов по протоколам у нас нет – нам даже безразлично, сколько их составлено.
– Тогда по каким показателям вы оцениваете эффективность работы патрульных?
– Для этого мы используем целый ряд показателей. Первый – это количество обращений на линию 102, которую в столице полностью передали патрульной полиции. С начала июля количество таких обращений возросло на 60%. И это является показателем того, что доверие к полиции увеличилось, поскольку люди начали верить в то, что на их звонок отреагируют. Конечно, вызовы бывают разные, даже с просьбами снять котенка с дерева. Но если экипаж в это время не занят более важным вызовом, то почему бы ему не отреагировать и на такую просьбу? Или хотя бы вызвать соответствующую службу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Передний или задний – какой привод выбрать?

Еще один критерий – отзывы граждан, причем не только в письмах и звонках, но и в социальных сетях. И наконец, весомым показателем является уровень уличной преступности (включая похищение автомобилей), который в июле этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал примерно на 25%.

Но в любом случае мы не гонимся за статистикой, потому что иначе мы скатимся к печально известным планам по количеству составленных протоколов и раскрытию преступлений.