Полиция в законе

241
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

В начале июля Верховная Рада Украины со скрипом приняла Закон «О полиции». Что после этого изменится в жизни наших сограждан, разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ.

Редкий коррупционер захочет, чтобы его деятельность кто-то реформировал. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в МВД — ведомстве, которое в Украине относят к числу наиболее коррумпированных — заявили о том, что будут реформировать милицию сами. Как ни странно, суть перемен при этом не свелась только к смене вывески. А вот будут ли перемены к лучшему или наоборот — судите сами.

Обещали сократить, но…

Инициаторы реформы обещали привести численность нашей милиции (полиции) к стандарту ООН (220 сотрудников на 100 тыс. населения) и еще в начале нынешнего года в МВД обещали, что численность полиции будет составлять 120 тыс. человек (286 сотрудников на 100 тыс. населения). Но против закрепления данной нормы в законе категорически выступил Юрий Луценко. Ведь изменениями в Закон «Об общей структуре и численности МВД» всего два месяца назад численность данного ведомства удалось увеличить со 175 до 210 тыс. человек (с 417 до 500 человек на 100 тыс. населения), и это без учета Национальной гвардии. А теперь что, давать задний ход? В общем, в результате все осталось без изменений.

Более того, после начала работы в столице новой патрульной полиции внезапно выяснилось, что ни сотрудников ГАИ, ни прежних патрульных никто ни увольнять, ни даже переводить на другие должности не собирается. Во всяком случае, Эка Згуладзе уже успела объявить, что в столице останется и полк ДПС, и печально известная «Кобра», которую уже и переименовывали, и разгоняли, но она оказалась на редкость живучей. Так что тех, кто надеялся больше подобных «правоохранителей» не видеть, может ждать глубокое разочарование. Впрочем, вернемся к Закону «О полиции», а вернее, к его наиболее интересным моментам.

Нарицательное прилагательное

Прежде всего, у нас теперь появится огромный контингент полиции особого назначения (численность бывшего «Беркута» плюс 35 тыс.). Что такое «особое назначение», в законе не сформулировано, но, учитывая численность данного подразделения, представляется, что в первую очередь речь идет о подавлении народных волнений. Не­безынтересной является и история с обсуждением полиции охраны, которая будет работать преимущественно на договорных началах, то есть существовать за счет бюджета, но исполнять функции охраны граждан и объектов собственности за их деньги. Было бы гораздо логичнее, чтобы подобной деятельностью занималась не государственная полиция, а частные охранные структуры, но без принятия закона об оружии это вряд ли возможно. Однако данный закон в настоящее время жестко блокируется, в том числе и для расширения полномочий и штата полиции, а также для монополизации ее охранной деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Автокресла: почему это важно?

К сожалению, перечень причин остановки — одна из наиболее актуальных тем для водителей — кардинальных изменений не претерпел. Этому вопросу посвящена целая статья данного закона, но ничего особо нового здесь нет. Разве что исчезла такая причина, как «отработки, операции и оперативные планы». И хотя сохранилась норма о том, что полицейский должен проинформировать водителя о причине остановки, но теперь он имеет право останавливать водителя и в случае, если тот Правил не нарушал. Например, «если есть информация о том, что транспортное средство или груз могут быть орудием совершения ДТП».

При этом откровенных ляпов и в данном законе хоть отбавляй. Взять, к примеру, тех же «полицейских». Ну нельзя же человека называть прилагательным! Не было же у нас «милицейских» (разве что свистков). Полицейским может быть то, что принадлежит работнику полиции — пес, автомобиль, пистолет, да что угодно, только не он сам… А грамотное употребление данного прилагательного по отношению к работнику силовой структуры — «полицейский служащий». Впрочем, в украинском есть более красивое «полiцiянт» или «полiцiант». А вот прилагательного «полiцейський» в украинском языке вообще нет — есть «поліційний».

Если можешь — значит, опасен!

Полицейские (или таки полицианты?) могут теперь в числе прочих «превентивных мер» применять «поверхностную проверку и осмотр», «ограничение передвижения человека, транспортного средства или фактического владения вещью» и «проникать в жилье или другое владение лица» (автомобиль). Придумана даже такая «превентивная мера», как «полицейская забота». «Заботиться» полицейские будут прежде всего о пьяных. При этом у них могут отобрать любое имущество, которым может быть причинен ущерб окружающим, даже если гражданин законно этим имуществом владеет. Ведь пьяный может наехать на кого-то автомобилем, а может и айфоном ударить! В общем, вы поняли. Но главное — пойди потом докажи, был ты пьяным или нет…

Кстати, «ограничение фактического владения вещью или передвижения транспортного средства» (в виде их изъятия) может быть применено, если полицейский посчитает, что данный человек (даже трезвый) опасен и намерен использовать имеющуюся у него вещь (автомобиль) во вред окружающим. Скажем, может совершить ДТП. А тут открывается широкое поле деятельности…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Отставить суету! Выбираем подарки на Новый год

Поверхностная проверка подразумевает ощупывание человека, проведение по его одежде специальными приборами, визуальный осмотр вещи или автомобиля, в том числе его салона и багажника. При этом в законе четко прописано, что «полицейский имеет право требовать от водителя открыть крышку багажника и двери салона». В то же время, ни один закон не обязывает водителя это делать. Более того, данная норма противоречит ст. 30 Конституции, которая гарантирует неприкосновенность жилья и другого владения граждан без мотивированного решения суда. При этом основанием для такой проверки может стать наличие у патрульного подозрения, что у данного человека или в автомобиле есть что-то запрещенное. Либо если транспортное средство находится в том месте, где может быть совершено криминальное правонарушение. То есть везде. Как говорится, без комментариев.

Не хочешь — заставим!

Законом «О полиции» предусмотрен огромный перечень мер и средств принуждения, который, не считая физической силы и огнестрельного оружия, насчитывает 13 категорий спецсредств «успокоения граждан». Сюда входит все, что только смогли придумать: резиновые и пластиковые дубинки, служебные собаки и лошади, слезоточивые и раздражающие вещества, светошумовые гранаты и боеприпасы, водометы и бронемашины для разгона граждан, всевозможные электрошокеры (в том числе и дистанционного действия), специальные краски для маркирования протестующих, а также наручники и сети для их обездвиживания, средства акустического и микроволнового(!) воздействия, ружья с резиновыми пулями и многое другое.

Одним словом, Закон «О полиции» имеет ярко выраженный карательный уклон. К тому же в нем много несуразиц, противоречий Конституции и просто здравому смыслу. Правда, есть одно небольшое утешение: в соответствии с Законом «О дорожном движении», где прописаны права и обязанности водителей, они должны выполнять лишь законные требования работников милиции, тогда как про сотрудников полиции там не сказано ни слова. Таким образом, полиция имеет много прав, но согласно закону выполнять ее требования водители не обязаны.

И еще. Через три месяца после опубликования Закона «О полиции», Закон «О милиции» прекращает свое действие. Таким образом, одновременно с этим, все милиционеры и сотрудники ГАИ становятся нелегитимными. Впрочем, есть все основания полагать, что к тому времени их всех успеют перекрасить в полицейских. И уже не в таких красивых, как в киевской патрульной службе.