Призраки дешевых машин

Ставший притчей во языцех законопроект 3251 все еще маячит светлой мечтой на горизонте «безлошадных» украинцев. После недавно обнародованных рекомендаций МВФ мечта стала еще более призрачной, но мы надеемся – а вдруг? Но вот что будет означать это «вдруг» – тут мнения расходятся кардинально

262
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Оптимисты и романтики уверены, что жизнь тут же изменится к лучшему. Причем сразу и для всех. На границе Украины стоит железный занавес, который не дает пробиться сюда бывшим в употреблении автомобилям из Европы, а ведь там они эксплуатировались аккуратными немцами и бережливыми австрийцами, ездили исключительно по гладким, как экран айфона, дорогам, а стоят копейки. Если законопроект 3251 станет законом, налоги рухнут, и у входа нас встретит радостно свобода: например, для автомобиля с двигателем объемом 1–1,5 л ставка акцизного сбора будет снижена в 28 (!) раз – 0,063 евро против действующих 1,761. А это значит, что растаможка такого автомобиля будет стоить не баснословные 3160 евро, а всего 110–115 евро. Машины на вторичном рынке подешевеют в разы, а импортеры новых автомобилей, которые сегодня имеют возможность завышать цены на свой товар до небес, будут вынуждены «сбрасывать» цены и на новые авто.

Пессимисты же акцентируются на том факте, что в Украине с 1 января 2016 года действуют экологические нормы Евро 5, а такие машины в Европе выпускаются массово с 2009–2010 годов, то есть авто старше пяти лет теперь нельзя ввезти в страну ни с акцизом, не без него.

А столь молодые машины и в Европе отнюдь не дешевы. Лучше бы навести порядок с новыми автомобилями, потому как, к примеру, в России они в два раза дешевле, чем у нас, что очень обидно.

Языком цифр

Провести точный анализ цен на разных рынках достаточно сложно, в зависимости от региона машины редко имеют идентичные силовые установки и комплектации, так что наши цифры можно рассматривать только как пример, но в то же время очень показательный. Для начала попробуем сравнить цены на автомобили, бывшие в употреблении, на рынках Германии, Польши, России и Украины (Таблица 1).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Какое детское кресло самое правильное?

C одной стороны, очевидно, что купить пятилетнюю «пятерку» BMW ни в Германии, ни в Польше за две тысячи долларов, увы, не получится. И поток дешевых авто из Европы – это миф, выдуманный противниками законопроекта 3251. С другой – почему бы и не купить в той же Польше слегка потрепанный cee`d, который после растаможки по новым правилам обойдется всего в $7000? Экономия $4000 по нынешним временам для украинцев представляется очень существенной. При средней зарплате в Украине 6387 грн. (данные на февраль 2016 года) это почти полтора года работы – конечно, если не платить за коммуналку. Хочется? Безусловно. Особенно с учетом того, что мы хотим европейские машины без европейских ограничений: в ЕС не получится просто заплатить за подержанную машину и без забот ездить – здесь совершенно иная стоимость владения автомобилем. Чем старше автомобиль, тем больше за него нужно отдать денег государству, а страховка на старенькое авто будет стоить в несколько раз дороже, чем сама машина.

Теперь сравним цены на новые авто в этих же странах с украинскими (Таблица 2, указаны цены минимальных комплектаций в долларах США).

Да, цены в России на данный момент в валюте США существенно ниже, чем в Европе – и соответственно, в Украине. Это обусловлено тем, что рубль подешевел в 2,5 раза, но цены на авторынке в рублях поднялись только на 20–30%. Выходит, что дилеры и продавцы работают себе в убыток, дабы не отпугнуть покупателя. Но это ситуация временная, и, если рубль не поднимется до докризисного уровня, что очень и очень сомнительно, цены будут сопоставимы с европейскими – чуть дешевле будут лишь те автомобили, которые производятся на заводах мировых автогигантов в России, что объяснимо и справедливо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Как не уснуть за рулем?

Призрачные надежды

Но совершенно очевидно, что ситуация на вторичном рынке на ценообразование в сегменте новых авто не повлияет никак. Сегодня наши импортеры отнюдь не избалованны вниманием и вряд ли стали бы накручивать цену,
а уж с машинами, которые «застряли» на складах, порой и вовсе расстаются себе в убыток. Для большинства украинцев и эти цены представляются заоблачными, но не потому, что у нас «самые дорогие машины в Европе», а лишь в силу катастрофической девальвации гривны.

И действительно, снижение цен на б/у может серьезно ударить по с трудом выживающим автоимпортерам и дилерам, и их неприятие законопроекта 3251 вполне можно понять. Впрочем, им можно особенно не волноваться. В январе 2016 года на сайте МВФ были опубликованы рекомендации фонда (№16/25) для украинского правительства, выполнение которых окажет положительное влияние на выделение очередных кредитов нашей стране. Одна из рекомендаций непосредственно относится к налогообложению автомобилей. В ней отмечается, что в Украине доля акцизного налога в процентах от ВВП существенно ниже, чем в других странах Центральной, Восточной Европы и СНГ, поэтому МВФ рекомендует повысить ставки на подакцизные товары, в частности и на автомобили. В пункте №104 отчета дается рекомендация увеличить акцизный сбор на авто на 10% в ближайшем году, и на 5% – в следующем. Так что в любом случае принятие законопроекта 3251 отныне становится и вовсе нереальным – разве что он будет принят в порядке спасения репутации «тонущих» депутатов перед перевыборами ВР: потеря места в парламенте для них куда страшнее, чем какой-то там кредит МВФ, а 3251 – очень популярный у обывателей законопроект.