Рейтинг доверия

Страхование автотранспорта – услуга не из дешевых. И часто исходя из посыла «застрахуюсь на всякий случай, все равно я езжу аккуратно» мы выбираем самые доступные варианты. А потом сжигаем нервы, пытаясь получить от сомнительной страховой компании хоть что-то

102
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Слово «омбудсмен» происходит от древнескандинавского «представитель». Слово можно сказать древнее, так что во все времена людям нужен был человек, «на которого возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определенных гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц». А в данном случае даже не человек, а целая компания – общественный союз «Украинский страховой омбудсмен», организация, взявшая на себя функцию урегулирования споров между потерпевшими вследствие страхового случая и страховыми компаниями.

О проделанной работе

Союз «Украинский страховой омбудсмен» (УСО) был создан в 2015 году, и его главная цель – «создание адекватного страхового рынка, которому граждане смогут доверять». Очевидно, именно в канве данной концепции помощь пострадавшим страховой омбудсмен предоставляет бесплатно.

За пять месяцев 2016 года в организацию обратилось 2218 человек, было принято 522 заявления на страховые компании, из них 197 – обоснованные жалобы (с наличием доказательств). На данный момент при содействии УСО более 50 человек уже получили надлежащие страховые выплаты в общей сумме 1,87 млн. грн. Ожидают выплат еще 146 человек, которые планируют вернуть в суммарном количестве еще 4,1 млн. грн. Так что в любом случае союз делает благое дело, однако нас сегодня больше интересует статистика, озвученная на пресс-конференции УСО.

Антирейтинг

Наибольшее количество жалоб поступило по так называемой «автогражданке» –
ОСАГО, а именно 469 заявлений. А вот по страхованию КАСКО их поступило всего 30. Основываясь на этих данных, омбудсмен сформировал антирейтинг страховых компаний по полисам ОСАГО (таблица внизу).

Была опубликована и сравнительная таблица с рейтингами жалоб государственного регулятора страхового рынка Нацкомфинуслуг (НФУ) и профессионального объединения страховщиков МТСБУ (только члены МТСБУ могут продавать полисы ОСАГО) и приведены данные по исполнительным производствам, которые заведены на страховщиков в соответствии с решениями судов (таблица справа).

Интересно, что в рейтингах УСО и МТСБУ значатся практически одни и те же компании, но в рейтинге МТСБУ эти компании имеют «зеленый» (положительный) статус. Это объясняется тем, что управление МТСБУ производится исключительно страховыми компаниями, а выставлять себя в невыгодном свете, естественно, никто не будет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Передний или задний – какой привод выбрать?

Также нужно принять во внимание тот факт, что занимая первые места в антирейтинге Нацкомфинуслуг, эти страховые компании как ни в чем не бывало продолжают продавать полиса ОСАГО, не имея при этом никаких ограничений. Почему так происходит? Вся загвоздка в том, что право на выдачу полисов имеет все то же МТСБУ, которое фактически не регулируется государством, и очевидно, что страховые компании вряд ли запретят продажу полисов самим себе. Нацкомфинуслуг занимает пассивную позицию, не регулирует и не следит за состоянием украинских страховиков.

Рабочая схема

В 2015 году страховые компании продали почти 6,7 млн. полисов ОСАГО на сумму 3 млрд. грн., а выплатили всего 1 млрд. грн. (уровень выплат 36%). Средняя стоимость полиса ОСАГО – 436 грн., средняя выплата по ДТП – 11 тыс. грн., средний срок выплаты – 82 дня. В ходе пресс-конференции УСО была продемонстрирована наглядная схема, по которой работают многие страховики-мошенники:
1) МТСБУ выдает полисы страховым компаниям;
2) страховые компании их продают и платят 4% от продажи ОСАГО в МТСБУ;
3) акционеры и менеджмент выводят средства, страховая компания становится банкротом;
4) потерпевшие не получают страховые выплаты;
5) МТСБУ, как гарант выплат по обязательствам компаний-банкротов, задерживает выплаты на срок до 3-4 лет, ожидая признания официального банкротства СК и принятия ликвидационного баланса, на что уходит порой до 7-8 лет.

В случае отказа

Итак, основной мессидж – аккуратный и вдумчивый подход в выборе страховой компании. Но и на старуху бывает проруха и даже казалось бы самая надежная компания может подвести. Что делать, если СК отказывает вам в страховой выплате?

Тут можно выделить несколько типичных ситуаций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Что ты знаешь об объеме?

1. «Нет заявления о выплате страхового возмещения»
Представители СК часто просто не напоминают потерпевшим о необходимости написать заявление на выплату, а потом отказывают на основании того, что такого заявления нет.

Что делать?

Подать заявление на выплату можно на протяжении 30 дней после заявления про ДТП. В ст. 35 Закона Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств указаны требования к заявлению на выплату.

2. «Подача потерпевшим в ДТП неправдивых данных»
СК может посчитать, что ущерб был нанесен при других обстоятельствах, не относящимся к указанным в заявлении о ДТП. Стаховые компании часто проводят собственную трасологическую экспертизу без выезда на место события или осмотра повреждений.

Что делать?

Если ДТП оформлено при участии полиции, составлен админпротокол и есть судебное решение, такое исследование легко опровергается. В случае получения такого ответа следует писать госрегулятору или подавать в суд.

3. «Виновник ДТП был в состоянии алкогольного опьянения»
Это не является причиной для отказа в выплате. СК должна выплатить потерпевшему страховое возмещение, а потом вправе подавать регрессный иск на виновника ДТП

Что делать?

Если представитель СК в устной форме сообщил такую причину отказа, потребовать от СК в письменном виде обосновать невыплату именно по этой причине. Если ответа нет или СК дает в письменном виде именно такое обоснование, подавайте жалобу в Нацкомфинуслуг, МТСБУ или в суд.

4. «Неправильно оформлен «европротокол»
СК не может отказать в выплате на таком основании. Если у СК мало информации, она может осуществить дополнительное расследования, а участники ДТП должны ей в этом помочь.

Что делать?

Если СК в письменном виде сообщила именно эту причину, то в письменном виде предложите СК встретится всем участникам в офисе для дополнительного выяснения всех обстоятельств ДТП. Если СК отказывается или не отвечает на такое предложение, можно жаловаться в Нацкомфинуслуг, МТСБУ или в суд.