Штрафы по-новому

220
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» был принят в окончательном виде Верховной Радой 14 июля 2015 года. Какие сюрпризы ждут теперь водителей, знает Владимир ШЛЯХОВОЙ.

Пожалуй, главными новациями законопроекта, подготовленного ко второму и окончательному чтению, стал отказ от отмены принципа презумпции невиновности при рассмотрении административных правонарушений (не связанных с нарушением Правил) и девальвация штрафных баллов.

Отменили или нет?

Депутаты отказались от статьи 9-1, которой было предложено дополнить Админкодекс и которая гласила, что «на лиц, привлекаемых к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не распространяется». Впрочем, данное послабление произошло только на бумаге, но фактически презумпцию невиновности владельцев транспортных средств… все-таки отменили. Ведь статья 14-2 все равно возлагает ответственность за нарушения Правил дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, на тех же автовладельцев.

Более того, статью 122 Админкодекса, по которой составляется подавляющее большинство протоколов за нарушение ПДД, также дополнили примечанием, согласно которому в случае, если правонарушение зафиксировано в автоматическом режиме, субъектом правонарушения считается юридическое или физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Не забыли законодатели внести изменения и в Кодекс административного судопроизводства, вопреки Конституции возложив на водителей (автовладельцев) обязанность доказывать в суде свою невиновность.

Напомним, еще в 2008 году в Админкодекс была внесена статья 14-1, возлагающая ответственность за нарушения Правил дорожного движения, зафиксированные фото- и видеокамерами, работающими в автоматическом режиме, на владельцев транспортных средств. Но Конституционный суд признал данное нововведение утратившим силу, поскольку оно не отвечало целому ряду статей Конституции. Наиболее очевидное несоответствие заключается в том, что юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер (ст. 61). А это значит, что за любое правонарушение должен отвечать именно тот, кто его совершил, а не какой-то автовладелец, который к этому правонарушению может быть никоим образом не причастен.

Если фиксация нарушений ПДД будет автоматической, сотрудники полиции больше внимания смогут уделять другим вопросам

При этом в решении КСУ отмечено, что оно является окончательным, обязательным к выполнению и не может быть обжаловано. Тем не менее законодатели решили снова наступить на те же грабли.

Отметим, что в Украине действует закрепленный Конституцией принцип верховенства права, согласно которому право стоит выше закона. То есть если закон нарушает права и свободы человека, право (в данном случае на презумпцию невиновности) является приоритетным. Поэтому очередная отмена данной нормы неизбежна. Но как долго просуществует в Админкодексе статья 14-2 — вопрос.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Детское автокресло: правила выбора

Девальвация баллов

Штрафные баллы предусмотрены за значительную часть нарушений, которые может заметить фото- или видеокамера. Но после долгих дискуссий их решили обесценить. Штрафных баллов по-прежнему будет начисляться всем водителям по 150, но цена нарушений повысилась. Прежде всего за целый ряд нарушений, зафиксированных в автоматическом режиме, штрафные баллы начислять (а вернее, списывать) не будут, а сразу станут штрафовать. Это и превышение скорости более чем на 50 км/ч, и нарушение правил проезда железнодорожных переездов, и создание аварийной ситуации. Впрочем, здесь сложно что-то возразить – за серьезные нарушения и отвечать нужно серьезно, а не фиктивно.

Кроме того, если раньше за разные нарушения начислялось (а вернее, списывалось) от 20 до 50 штрафных баллов, то теперь все нарушения будут «стоить» по 50. То есть каждый водитель сможет безнаказанно нарушить Правила в месте, где ведется автоматическая фиксация нарушений, уже не восемь, а только три раза в год. А тот, кто Правил нарушать не будет, сможет продать излишки своих штрафных баллов знакомым и незнакомым нарушителям.

Как это сделать? Получив «письмо счастья», один водитель может обратиться к другому, имеющему запас штрафных баллов, чтобы тот взял вину на себя. Вполне возможно, что соответствующие предложения могут появиться и на различных сайтах в Интернете.

Правда, много на этом не заработаешь, ведь «вилки» для штрафных санкций за нарушение Правил отменили — остались лишь минимальные размеры штрафов из предусматривавшихся ранее КУоАП.

За принятие Законопроекта №2562 в Верховной раде Украины проголосовало 267 депутатов — при необходимых 226

Более того, Админкодекс теперь разрешает платить всего половину даже минимального штрафа. Но только при условии, что это будет сделано очень оперативно – в течение трех дней после получения извещения.

Если этот срок упущен – оплатить штраф придется в полном размере. А если и это не будет сделано на протяжении месяца, придется уплатить еще и пеню в размере удвоенного штрафа. То есть штраф фактически утроится. И наконец, если еще за месяц задолженность не будет ликвидирована, ее погашением займется исполнительная служба. А водителя одновременно заочно лишат прав на шесть месяцев.
При этом обжалование штрафа (на это отводится десять дней со дня получения «письма счастья») приостанавливает вышеупомянутые сроки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Детское автокресло: правила выбора

Осужден заочно

Примечательно, что рассмотрение всех дел, по которым предусматривается лишение прав, теперь передано в ведение полиции. Соответственно, из Админкодекса изъяли статью 265-1 «Временное изъятие удостоверения водителя». Зачем же его изымать временно (до решения суда), если такое решение теперь может принять прямо на месте любой полицейский. При этом такое решение вступает в силу со дня его вынесения. То есть сначала отдай права, а потом иди доказывай, что ты не верблюд…

Одновременно расширен перечень нарушений, за которые транспортное средство может быть «временно задержано» (читай: увезено эвакуатором на штрафплощадку). Прежде всего это нарушение правил остановки и стоянки, которые создают помехи дорожному движению или угрозу безопасности. И это, пожалуй, единственное новшество, которое можно однозначно поприветствовать, поскольку оно призвано освободить от нагромождения машин полосы, предназначенные для движения общественного транспорта.

Отметим, что по делам о нарушениях Правил, зафиксированным в автоматическом режиме, протоколы составляться не будут, а сами такие дела будут рассматриваться в закрытом режиме. То есть без участия нарушителей, которые узнают о том, что на них наложен штраф, только из самого постановления, присланного по почте. При этом дата вручения такого письма будет определяться по уведомлению о вручении, а если автовладелец откажется получить такое письмо, то датой вручения будет считаться день отказа.

Нынешнее постановление должно содержать информацию о дате, времени и месте совершенного нарушения; о зафиксированном транспортном средстве (марка, модель, номерной знак); о приборе, которым было зафиксировано нарушение; о размере штрафа и порядке его оплаты; о порядке обжалования и последствиях неуплаты штрафа и даже отрывную квитанцию для его оплаты. Но кроме того, «письмо счастья» должно содержать и информацию о сайте в Интернете, на котором можно ознакомиться в фото- или видеозаписью нарушения, и пароль доступа к такой записи.

В свое время Арсен Аваков пообещал, что данный закон вступит в силу не позже 1 июня нынешнего года. Но реально это произойдет на следующий день после его опубликования.