Видимость — ноль, иду по приборам: что делать, если попал в густой туман?

Почему туман, метель и просто густой снегопад грозят автомобилистам определенными опасностями? Да потому что условия ограниченной видимости – это когда участники движения плохо видят друг друга...

777
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...
Фото: Fred Legrand - COM&O, elen31, alho007/Fotolia

Увы, чтобы лучше воспринимать обстановку на дороге, остроту своего зрения особо не подкорректируешь. Но есть и другой вариант – сделать эту обстановку более заметной. Прежде всего, каждый водитель должен помнить, что многое зависит от того, насколько правильно он пользуется световыми приборами. Причем это важно как для него самого, так и для его соседей по потоку.

Ты меня видишь?

Сев за руль в ненастную погоду, первым делом водитель должен позаботиться о том, чтобы его машина была заметной на дороге. Ведь другим участникам дорожного движения мешает воспринимать обстановку множество факторов – может быть, даже больше, чем вам: капли воды, дождя, снег, влага на стеклах. Добавьте сюда дополнительные акустические эффекты, как то шум работающего «на полную» вентилятора печки, шелест мокрых шин, скрип дворников, дробь барабанящих по крыше капель.

При таких обстоятельствах в любое время суток, даже днем, даже в городе, первым делом нужно включить ближний свет фар. А если есть противотуманки, то их тоже, поскольку украинское законодательство фактически не запрещает их использование в качестве габаритных огней. Получившие сегодня широкое распространение дневные ходовые огни DRL тут не совсем уместны по той причине, что в условиях плохой видимости нужно обозначить огнями не только передок, но и корму автомобиля. А DRL, как известно, светятся на полную мощность без включенных габаритов.

Задние габариты (если вдруг кто забыл) активируются вместе с передними, то есть будут непременно светиться вместе с ближним светом фар или противотуманками. Однако в густом тумане, в метель или при снегопаде, в особенности на загородной дороге, света задних габаритов может оказаться недостаточно. Чтобы вас вовремя заметили, следует использовать задние противотуманные фонари. Но тут следует предупредить о слепящем действии задних противотуманок. Эти огни могут сильно мешать едущим сзади водителям в условиях недостаточной видимости.

С алгоритмом активации всех видов наружного освещения каждому водителю стоит разобраться досконально и заблаговременно. У многих моделей машин переключатели света настолько многофункциональны, что требуют специального изучения и привыкания.

В виде крайнего средства для обозначения себя в густом тумане можно использовать морской прием – подачу звукового сигнала. Клаксон поможет вам предупредить о своем появлении других водителей и пешеходов в самых сложных местах – на перекрестках узких улочек, при выезде из арок, парковых аллей, на проселках, в местности со сложным профилем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Штраф за непристегнутый ремень может вырасти до 850 грн.
Изношенные резинки щеток не убирают со стекла частицы грязи, разводы, замерзающую влагу. Для холодного сезона рекомендуется приобретать специальные зимние дворники или хотя бы бескаркасные, которые меньше страдают от обледенения

В случае если при неудовлетворительной видимости возникнет необходимость остановиться, постарайтесь найти для этого место в отдалении от проезжей части. Из-за трудностей с контролем дорожной разметки динамический коридор движущихся по трассе автомобилей расширяется, и вероятность задеть остановившуюся на обочине машину достаточно велика. Если же стоять придется все же на обочине, кроме «аварийки» нелишним будет оставить горящими фары и задний противотуманный фонарь. Разумеется, двигатель при этом должен работать, иначе вы быстро посадите аккумулятор.

Подход к свету

В темное время суток фары нужны не только для обозначения себя, но и для освещения дороги. Тут есть несколько принципиальных нюансов. В туман, в метель или снегопад лучше не включать дальний свет. В большинстве случаев он будет только мешать. Подсвечивая индивидуально каждую снежинку или каждую микрокаплю воды, из которой состоит туман, «дальний» образует перед машиной сплошную стену белесого света, которая скрывает все детали пути.

Более эффективным будет ближний свет, который освещает нижний сектор поля зрения водителя. Еще лучше освещают дорогу противотуманки, которые при правильной регулировке дают низконаправленный и широкий луч, захватывающий пространство над самой дорогой, но не подсвечивающий всю массу воды и снега, несущихся навстречу машине. Содержание микрокапель в приземном слое тумана значительно меньше, чем буквально на полметра выше. Может даже оказаться, что противотуманные фары будут эффективнее работать без ближнего света.

Не забывайте еще такую тонкость, как чистота стекол фар. В плохую погоду на дорожном полотне скапливается немало жидкой грязи, которую колеса поднимают в воздух. Эта дорожная взвесь оседает на фарах постепенно, и в ненастье трудно понять, в какой момент этот фактор начинает влиять на освещенность дороги. Если на автомобиле есть омыватель фар, нужно периодически пользоваться им или останавливаться для очистки вручную. И пополнять запас жидкости в бачке омывателя нужно вовремя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Едем на природу. Без ущерба для автомобиля

Стекла

Отдельный фактор хорошей видимости – стекла салона. Естественно, они должны быть чистыми и снаружи, и изнутри. Одна из распространенных ошибок водителей при езде в туман – они забывают, что мельчайшие капли влаги, образующие это природное явление, как и капли дождя, оседают на лобовом стекле. Только в отличие от последнего они долго остаются незаметными, поэтому нужно почаще смахивать влагу со стекла дворниками, которые, в свою очередь, должны быть в порядке. Если с простым туманом худо-бедно справятся и плохенькие, старые щетки, то в снегопад, особенно при околоплюсовой температуре, от стеклоочистителей требуется серьезная отдача. Даже новым качественным щеткам бывает непросто справиться со своей работой в условиях обледенения каркаса и резинок, при нагромождении мокрого снега и образовании на стекле льда. И тем более изношенные резинки щеток не будут убирать со стекла частицы грязи, разводы, замерзающую влагу. Вообще для холодного сезона рекомендуется приобретать специальные зимние дворники или хотя бы так называемые бескаркасные, которые меньше страдают от обледенения.

Сев за руль в ненастную погоду, первым делом нужно включить ближний свет фар. А если есть противотуманки, то их тоже, поскольку украинское законодательство фактически не запрещает их использование в качестве габаритных огней

Имейте в виду, что очистку стекла в подобных условиях облегчает щедрое применение омывателя. Непременное дополнительное условие – температура замерзания жидкости должна быть подобрана с запасом в 5–10 градусов по отношению к реальной температуре за бортом, поскольку при движении машины испаряющийся спирт дополнительно охлаждает все поверхности.

Не спешим

Даже если дорожное покрытие при движении в условиях ограниченной видимости остается чистым, скорость нужно существенно снизить по сравнению с нормальной погодой. Потому что ограниченный обзор подразумевает меньшее время, которое остается у водителя для реакции на обнаруженное впереди препятствие, а высокая скорость еще больше сокращает этот временной промежуток.

Также будет лучше для безопасности, если ваше появление в поле зрения других водителей не окажется стремительным. Прежде чем начать тот или иной ответственный маневр (например, проезд перекрестка, выезд со двора, обгон или опережение), нужно непременно убедиться, что все задействованные в процессе участники движения видят вас и понимают ваши намерения. А от некоторых маневров, возможно, придется вообще отказаться. Например, от перестроений или обгонов на узких загородных шоссе.