Амстердам. Мозаика времен

Во дворах домов XVII века заряжаются новейшие электромобили. В кофешопах свободно продается марихуана, но очереди стоят у дверей картинных галерей. Разумеется, мы в Амстердаме

190
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Амстердам так тщательно изучен туристами со всего света, что браться за рассказ о нем волнительно. Не хочется упустить что-то важное, нагнать скуку на опытных путешественников или коснуться лишь поверхностно вещей новых для того, кто мало знает о столице Нидерландов, приняв эти вещи за общеизвестные. Как же поступить?
Как с кинофильмом! Пересказ сюжета бесполезен – надо идти и смотреть (уж в случае с Амстердамом определенно стоит!). Попытаюсь даже избежать «спойлеров» – не рассказать лишнего: некоторые знания об Амстердаме, полученные на месте, становятся настоящим открытием, но не так впечатляют на страницах журнала.

Кругом вода

Амстердам – созерцательный город. Прибыв в него впервые, нужно без всяких сомнений отправляться гулять вдоль каналов старого центра, как и добрый миллион туристов. Сначала нужно посмотреть на арочные мосты, узкие кирпичные фасады, прямые аккуратные каналы и все эти посудины, что ходят или стоят на воде.
Если, скажем, в Афинах все время хочется узнать больше о том, что видишь (чья это статуя, почему здесь эта арка, сколько лет этой кладке…), то в Амстердаме это необязательно – можно просто любоваться без опасения пропустить что-нибудь важное. Да и подсказки находятся буквально на фасадах: на многих зданиях написан год постройки – бывает и 1750-й, и даже 1680-й, а если здание выглядит совсем свежим, ищи число вроде 1809.

Плавучие дома – характерная и теперь легализованная примета Амстердама. С адресом, почтовым ящиком, коммунальными услугами… Среди них есть и Дом-музей Boathouse. На фото ниже еще более интересное сооружение – ресторан высокой кухни на механизме старого поворотного моста

Легко заметить и другие особенности местных домов: на фасаде большинства из них вверху сохранились балки – они были нужны, чтобы с помощью блоков и веревок поднимать грузы с пришвартованных судов прямо на верхние этажи.
На фотографиях справа – довольно типичные виды старого Амстердама. Заметьте, горизонт на них не завален. От времени покосились сами здания, возведенные на сосновых сваях в этих болотистых местах. На правом верхнем снимке –
сохранившаяся крепостная башня Монтелбансторен, вид которой мало изменился с 1606 года. Правее нее виден интерактивный музей естественных наук NEMO. Это, напротив, пример современной архитектуры (музей открыт в 1997 году). Здание, напоминающее огромный корабль, не всегда было зеленым – цвет оно приобрело в ходе естественного окисления медной обшивки. Все технические коммуникации проложены на виду, все экспонаты можно и нужно трогать и, таким образом, через простые эксперименты усваивать законы естественных наук. В восторге будут не только дети, но и взрослые.

Карта исторической части города напоминает полукруглую паутинку – до такой степени здесь все исчерчено вод­ными линиями. Удивительное дело: город на 2 м ниже уровня моря, и вся его жизнь некогда зависела от каналов (например, 27-километрового судоходного Нордзе-канала, соединяющего Амстердам с Северным морем), шлюзов (например, тройной системы, разъединяющей город с тем же Северным морем) и дамб, превративших огромные заливы в озера. Вернее, Амстердам и сегодня существует, возможно, лишь благодаря этим гид­ротехническим сооружениям. Каналы самого Амстердама, прорытые в XVII веке, сегодня воспринимаются скорее как изюминка одного из красивейших городов Европы, а не как нечто функциональное.

Музей? Музей!

Ну что, прогулялись по Старому городу? Теперь самое время идти в музей. Удивлены? Да, наверное, даже самые большие поклонники искусства не станут штурмовать роскошные художественные галереи Амстердама в первый же день. А ведь здесь есть на что посмотреть: помимо богатейшего художественного Rijksmuseum в городе находится, например, Музей Ван Гога и Дом-музей Рембрандта, открыт единственный постоянный зарубежный филиал Эрмитажа.

Но я говорю о другом заведении – Музее каналов Амстердама, одном из лучших, что мне доводилось видеть. Новейшая интерактивная экспозиция в классическом старинном особняке. Видео, мультимедиаинсталляции, емкий и ясный рассказ. Через 40 минут посетители выходят довольными и просвещенными – не помешает даже языковой барьер. Впрочем, надеюсь, что к основным европейским языкам интерактивного гида вскоре добавится и украинский. Как и почему появились каналы? Как строились на них дома? Чему Амстердам обязан своим небывалым расцветом в XVII веке? Заполучив эти ценнейшие сведения, можно отправляться на экскурсию по каналам – это отличный способ увидеть и узнать все что нужно, затратив минимум времени и сил. Особенно после мультимедийного ликбеза.

Впечатление всеобщего раздолбайства обманчиво: в доках нет мусора, зато есть зарядные станции для электромобилей. Впрочем, и Sandero Stepway, под капотом которого обычный дизельный двигатель, не выглядит здесь чужим. Дизайн!

От главной площади Stationsplein («Вокзальная площадь»), напоминающей скорее систему озер, отправляются плоские (чтобы пройти под любым мостом) экскурсионные теплоходы, состоящие практически из одних окон. У каждого – свой аудиогид, с большим выбором языков.

Площадь у вокзала также и центр общественного транспорта: трамвайные и автобусные остановки, станция метро… Но местные жители с упорством выбирают велосипеды. Ну а мы с радостью воспользуемся автомобилем, чтобы переместиться из старого центра на другой берег реки Эй, в креативный кластер NDSM. С поправкой на наш малочисленный экипаж в этом районе водятся только хипстеры. Их щедрыми гроздьями привозит бесплатный паром от центрального вокзала Амстердама. В бывших доках можно пообедать на палубе судна-ресторана, остановиться в отеле (обычном или плавучем) или в старом трамвае. Да и вообще проще сказать, что здесь нельзя. Место для отдыха, площадка для фестивалей, офисы с экспериментальной лофтовой архитектурой – все это NDSM.

Конечно, архитекторы дают волю фантазии не только в хипстерских местах, ведь Амстердам – место широких творческих взглядов. Когда в центре города понадобилось построить огромный многофункциональный комплекс, его придумали разместить прямо на воде реки Эй. Здания на искусственном острове выглядят вырубленными из единого параллелепипеда, причем все «разломы» продолжают линии улиц старой нерегулярной застройки… Передать эти потрясающие формы без фотографий было бы невозможно. Пожалуй, это самый новый (2012 г.) и самый передовой архитектурный проект города, и он становится еще круче от того, что расположен в пяти минутах ходьбы от центрального вокзала (на фотографии справа вверху).
Еще один интересный район – жилой остров Java-eiland («Остров Ява»). Он отлично подойдет для передышки, пикника или валяния с книжкой на пляже. Заброшенную индустриальную зону в 1990-х превратили в дизайнерский живой квартал.
Теперь, когда мозаика Амстердама из средневековых и суперсовременных кусочков постепенно собирается в голове, можно спокойно заняться посещением парков или изучением музеев (здесь не только искусство, но и, например, пивоварни, мореходное дело, багаж). Я заглянул в Музей кошек. Визита он, пожалуй, не стоит, но пара забавных вещей обнаружилась: на экране с субтитрами показывали советский мульт-
фильм про кота, который гулял сам по себе, а с одной из стен смотрел портрет Ильича с добрыми глазами и котом на руках…

Словом, способов провести время в Амстердаме множество, но я решил уехать из столицы, чтобы Stepway без дела не заскучал – ездить по Старому городу на машине решительно невозможно.

Наш выход

За кольцевой дорогой практически сразу начинается идиллический пейзаж: каналы вдоль домов с «припаркованными» катерами и лодками, мельницы, фермы… Эта безмятежность окружает даже Схипхол, один из крупнейших в Европе аэропортов.
На узких загородных дорожках Stepway c 90-сильным дизельным двигателем и механикой воспринимается вполне органично. На шоссе, конечно, хотелось бы побольше мощности, а в пробках комфортнее было бы с автоматом, но в дальних путешествиях в первую очередь ценится экономичность, а средний расход топлива на уровне 4л/100 км – мечта любого автопутешественника.

Первая остановка – замок Мёйдерслот. От центра города до него едва больше 15 км. Когда-то эта крепость была важной точкой внешней линии обороны Амстердама. Теперь же это один из немногих сохранившихся в регионе средневековых замков. Здесь можно увидеть настоящую долговую яму, коллекцию оружия и доспехов, залезть на крепостные стены и представить себя защитником замка, играя в соответствующую интерактивную игру. Воинственность с древнего сооружения сбивает роскошный сад, разбитый возле его стен.

Комплекс IJDock («Эйдок») – искусственный остров со стоянкой яхт (пришлось сделать и подъемный пешеходный мост). Здесь расположен дорогой отель, рестораны, жилой комплекс, а также полицейский участок с собственным доком и здание суда

От замка мы направились в другую сторону – к побережью Северного моря. Кратчайший путь от центра Амстердама – меньше 30 км. Проехав чуть дальше на юг, мы добрались до уютного городка под названием Нордвейк. Пляж здесь пустой даже в середине июля – холодная вода и волны не привлекают купальщиков. Хочется скорее выпить горячего чаю в ближайшем кафе. Но ведь пляж есть! Широкий, с чистым песком… Люди здесь прогуливаются, некоторые пытаются рыбачить, дети запускают воздушных змеев. Ветер есть всегда. За полчаса он нагребает горки песка к колесам припаркованного Stepway…

Запах свободы

Вернувшись, я чаще всего слышал два вопроса. Уже догадались? Отвечаю. В кофешопы я не ходил: наркотиками не соблазнился, даже легкими и легальными. Второй вопрос, конечно, о «квартале красных фонарей»: стоит ли туда соваться, чтобы посмотреть на свободные нравы хоть одним глазком… Тут все просто: никакой это не квартал, а целый район, и расположен он в самом центре Амстердама. Пройти мимо едва ли удастся. Да и ничего экстраординарного там нет. Только толпа туристов в поисках зрелищ. Нет, там не опасно, главное – не пытаться ничего фотографировать.