Хуст: жемчужина Закарпатья

О том, что закарпатский городок Хуст значится в числе семи чудес Украины (номинация – исторические города), кажется, не знают даже сами хустяне. Мы же отправились в далекий путь, чтобы найти снег и оценить новые зимние шины Premiorri ViaMaggiore Z Plus. Кстати, их производят в другом городе-чуде Украины – Белой Церкви.

Premiorri – это бренд украинского производителя шин «Росава». А модель ViaMaggiore Z Plus – первая в истории компании зимняя фрикционная шина с асимметричным рисунком протектора. Несколько лет назад на заводе в Белой Церкви началась тотальная модернизация и, как следствие, стали появляться интересные новинки.

Компактный Kia Rio на крупных для своего класса шинах 205/55 R16 выглядит солиднее. Но главное, что шины Premiorri ViaMaggiore Z Plus отлично подходят к нашей зиме

Самое время испытать одну из них. Ту самую Premiorri ViaMaggiore Z Plus, с которой мы начали этот рассказ. Новенький комплект размерностью 205/55 R16 мы установили на хэтч­бек Kia Rio с двигателем 1.4 (100 л.с.) и 4-ступенчатым автоматом. В путь!

Как добраться?

Из Киева в Хуст есть два пути. Через Белую Церковь, Сквиру, Козятин, Любар, Тернополь, Ивано-Франковск. Либо через Житомир, Ровно и Львов. Второй путь быстрее и легче для легковушки, поэтому остано­вились на нем. И не прогадали – дорога в хорошем состоянии, а местами просто в отличном. За Львовом лучше взять путь на Мукачево, чтобы по главной дороге Н09 доехать до Хуста – она гораздо лучше, чем Р21, но непосредственно на подъезде к Хусту становится все хуже и хуже.

Разумеется, не раз и даже не два в дороге нам попадались экстремальные колдобины. Не все из них удавалось объехать, несмотря на драйверский характер Kia Rio. Подвеска порой срабатывала до отбоя, но визуальный осмотр шин после попадания в ямы повреждений не выявлял.

Главное – в деталях

Зимняя шина прежде всего должна быть безопасной, ведь в сложных погодных условиях даже опытному водителю легко попасть в неприятную ситуацию. Зимой иногда кажется, что ты едешь по чистому и сухому асфальту, однако на самом деле это далеко не всегда так. Он может быть покрыт невидимым тонким слоем льда, незаметным до тех пор, пока не придется тормозить или входить в поворот. Поэтому зимняя шина должна быть готова к подобным непредсказуемым дорожным условиям.

Шина – это не просто круг­лый кусок резины. Здесь все гораздо сложнее. Если присмотреться к Premiorri ViaMaggiore Z Plus, можно выделить несколько характерных зон. Внешние участки протектора, сформированные в виде объединенных по дну канавок блоков, улучшают поперечное сцепление шины на сухом асфальте. Усиленные шашки протектора в центральной зоне работают на повышение стабильности управления на мокрой и ледяной поверхностях. Благодаря различным углам расположения кромок зацепления три продольных ребра, разделенных наклонными стреловидными канавками, позволяют шине эффективно работать при разгоне, торможении и прохождении поворотов. Карпатские серпантины стали отличным тестом в сухих условиях первого дня. А вот обратная дорога готовила нам сюрприз…

Хустовщина

У нас был всего день на осмотр Хуста, но этого достаточно даже при неспешном темпе. Население городка составляет около 30 тысяч, и, кажется, все эти люди курсируют по центру. Здесь даже пробки бывают! Правда, и улочки в своей массе небольшие, выложенные брусчаткой, а местные могут «криво» припарковать машину, выскочив «на минутку» за хлебом.

Хуст
Архитектура Хуста по-своему уникальна, но еще лучше – природа. Дышится здесь гораздо легче, чем в крупном городе. Интересно будет вернуться сюда летом, чтобы заехать в с. Иза, знаменитое своими изделиями из лозы. В 15 км есть с. Нижнее Селище, где можно купить натуральные молочные продукты, в том числе «швейцарский» сыр, сделанный из молока горных карпатских коров. Всего в 4 км от Хуста находится Долина нарциссов – красивейший биосферный заповедник

Людей здесь много, и все они очень деловые, ведь граница совсем рядом. А вот туристов не много, особенно в такой несезонный месяц, как февраль. Горнолыжных спусков в Хусте нет, обилия достопримечательностей – тоже. Самая интересная – развалины Хустского замка, разрушенного молнией в 1766 году. Причем молния попала в пороховую башню, начав масштабный пожар, за которым последовал взрыв, уничтоживший большинство построек. Летом 1789 года во время бури обвалилась последняя башня замка, оставив его в руинах. И с этих руин открывается красивая панорама города. Наиболее примечательные здания Хуста – соборы, храмы и костелы.

Так выглядит «Чешский квартал», или «Масариковая колония». Здесь в 1924–1925 гг. построили 13 домов для офицеров и служащих чехословацкой администрации. С 1919 по 1939 г. Хуст подчинялся Чехии, которая развивала город. Количество жителей выросло вдвое

Но есть одно особенное место – квартал, который здесь называют «Чешский». Возвели его в 1924–1925 годах, когда Закарпатье еще входило в Чехословакию. По проекту пражского архитектора-функционалиста Фрайвальда строили здесь прежде всего жилье для служащих и офицеров. Использовали традиционные местные материалы: дерево, камень, песчано-гравийную смесь и керамическое покрытие крыш. Сейчас «Масарикова колония» – «Чешский квартал» в Хусте – одно из исторических свидетельств пребывания соседнего народа в Закарпатье. Очень атмо­сферное место.

Дорога домой

Проснувшись до рассвета, мы и не подозревали, что всю ночь шел сильный снег – зи­ма напомнила о себе. Вокруг красотища, но покрытые снегом горные серпантины – то еще испытание! Впрочем, Kia Rio, «обутый» в Premiorri ViaMaggiore Z Plus, с ним справился. Помог агрессивный протектор, ведь чем он больше и грубее, тем лучше сцепление. А внутренняя площадь пятна контакта шины со сдвоенными, направленными внутрь блоками повышает проходимость по заснеженным дорогам, вгрызаясь в снежную кашу рифлеными кромками.

Чтобы шина была износостойкой, у ViaMaggiore Z Plus есть зигзагообразные ламели, повышающие жесткость блоков протектора. Кроме того, изгибаясь под нагрузкой, они взаимодействуют друг с другом, повышая сцепление и устойчивость в условиях аквапланирования. Правда, обратная сторона медали – повышенная шумность во время качения.

На Тухольском перевале у с. Сколе стоит огромный памятник. Изначально он был посвящен освобождению Сколевщины от гитлеровцев. При чем здесь пастухи с трембитами? В домобильные времена трембиты в этих местах служили способом коммуникации

Не секрет также, что зимние шины гораздо мягче и комфортнее летних за счет особого состава резиновой смеси, и Premiorri ViaMaggiore Z Plus – не исключение. В основу ее состава заложен высший сорт натурального каучука и зимняя силика. Причем рисунок протектора и рецепт состава – собственная разработка инженеров «Росава».

И что мы имеем? Совокупность ингредиентов дает необходимую эластичность для максимального сцепления с дорогой в зимний период. Кроме того, ViaMaggiore Z Plus отличается от более дорогих аналогов улучшенной амортизацией к боковым ударам и комфортабельным ходом. Конечно, комфорт не премиальный, зато ударо­прочность конструкции проверена двумя тысячами не самых легких зимних километров.

У шины Premiorri ViaMaggiore Z Plus с технологичностью и качеством производства тоже все хорошо. Внедрить новые материалы и усовершенствовать технологические процессы невозможно без модернизации производства шинного завода в Белой Церкви. Там уже установили десять немецких форматоров-вулканизаторов фирмы Harburg Freudenberger, высокоточные сборочные комплексы голландской компании VMI Holland BV. Готовые шины отправляются на обязательную проверку качества. Кроме того, перед тем, как покинуть заводской цех, все шины проверяются на силовую неоднородность, статический и динамический дисбаланс, а также радиальное биение.

Приятно, что украинский производитель шин наконец-то может конкурировать с европейскими брендами не только ценой, но и качеством. Достойный получился продукт.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.