Кардиограмма Карпат

Когда-нибудь мы соберемся, настроимся и одним махом пройдем все карпатские перевалы. Правда, их аж 26, и на машине можно добраться далеко не везде. Пока же мы в рекордном режиме прошли пять основных – за 17 часов и 42 минуты

420
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Когда держишь путь на юго-запад с человеком, который впервые отправился в подобное путешествие, бывает, уже и Карпаты остались позади, а попутчик все спрашивает – а когда же перевал? Это слово пугает путников, вызывая иллюзию чего-то заснеженного, сурового и труднопроходимого. Впрочем, да, карпатские перевалы в массе своей действительно проходятся с трудом: дороги здесь большей частью находятся в плачевном состоянии, и все-таки не на столько, чтобы отпугнуть настоящих любителей автотуризма – даже зимой. И чтобы это доказать, мы решили установить вот такой рекорд Украины – проехать пять основных автомобильных перевалов в драйвовом и веселом темпе. То есть быстрее всех.

От долины до долины

Для начала определились с маршрутом. Знаете, как называется самый основной перевал через украинские Карпаты? Теперь будете знать: Верецкий. Его высота – 841 м.

В качестве основного использовался навигатор Prestigio Geovision Tour PGPS7795 с 2-ядерным процессором 1.3 GHz, огромным 7-дюмовым экраном, операционной системой Android 4.4 KitKat, Wi-Fi, 3G, Bluetooth 4.0 и даже встроенной камерой

Сегодня здесь проходит главная транспортная артерия из Львовской области в Закарпатскую, на Чоп. Хотя теоретически из Львова в Ужгород можно попасть и через Ужоцкий перевал (889 м). Торунский чуть ниже – 841 м, здесь проходит трасса Р21 Долина – Хуст. Одним из самых красивых считается перевал Яблунецкий (931 м), он же Татарский – именно через эти ворота когда-то монголо-татарское войско попало в Европу. С пятым перевалом немного сложнее – напрашивался знаменитый Шурдын, самый высокий автомобильный перевал (1173 м), но поскольку мы свое мероприятие затеяли зимой, то был риск нарваться на перекрытие: Шурдын зимой функционирует не всегда. Так что мы решили пройти параллельно, через Немчич (583 м)
и Путилу, это тот же путь из Выжницы к КПП «Руська» на румынской границе. Для чистоты эксперимента было решено не просто ехать от перевала к перевалу, а каждый отрезок считать от предгорий, то есть пять раз пересечь Карпаты полностью. Таким образом, весь маршрут составил 880 км.

Сошлись во мнении

С маршрутом определились. Второй вопрос был не менее важным – выбор подходящего автомобиля. Во-первых, это все-таки горы, зима, гололед и снег. Конечно, автомобиль должен быть полноприводным, но в то же время хорошо управляться. Во-вторых, нам придется жить в нем почти сутки, а значит, он должен быть комфортным и просторным как минимум для четырех человек. Ну и в-третьих, весь маршрут, включая дорогу из Киева, занял более 2000 км, а на таких отрезках экономичность выходит на передний план. Отбор был очень тщательный, но в итоге мы пришли к общему мнению и выбрали Hyundai Santa Fe c дизельным мотором 2,2 CRDi. И, забегая вперед, скажу – ни разу о том не пожалели.

Не в последний раз

Стартовать решили с востока. Зимний переезд – это, конечно, экстрим и драйв, но теперь очень хочется повторить тот же маршрут летом – зимой слишком короткие дни, и большую часть пути пришлось проходить в темноте. А красоты-то здесь открываются невероятные! Чтобы увидеть как можно больше, решили стартовать на рассвете прямо из Селятина на КПП с Румынией. Правда, тут ночевать можно только прямо на дороге, инфраструктуры нет – но, к счастью, рядом нашелся милейший экокурорт «Хутор Тихий». Подготовка удалась – такой тишины мы не слышали давно, выспались на сутки вперед!

Исключительно благодаря Hyundai Santa Fe наш экипаж в конце пути не распался на части – в прямом смысле этого слова. Дороги ужасные, и выдержать такие испытания может далеко не каждый автомобиль, да еще столь достойно. Подвеска очень собранная, упругая, но в то же время удивительно комфортная
Пятый, Ужоцкий перевал. Уставшие, но счастливые – осталось только спуститься
с гор, и задача выполнена!

Рассвет был настолько впечатляющ, что старт пришлось отложить на полчаса: фотографа просто невозможно было загнать в машину – несмотря на мороз. На его плечах, кстати, лежала не только художественная сторона дела: на каждой ключевой точке мы делали фото с привязкой к местности. Плюс маршрут фиксировали сразу три навигатора в режиме записи, а за временем следили два хронометра.

Всех быстрее

Первый перевал, от Селятина на Выжницу через Немчич, оказался одним из самых сложных. Местами дорога тут вовсе смыта водой, есть объездные пути, и они иногда даже засыпаны щебенкой, но быстро ехать все равно не получится. Может, это и хорошо: тут хочется любоваться природой и никуда не спешить. Практически все перевалы очень густо заселены, села стоят вдоль всех дорог впритык друг к другу, но вот здесь встречаются такие отрезки пути, когда ты вообще не понимаешь, обитаемые ли эти места и существует ли в мире еще что-то кроме гор, леса и снега. Но действительность врывается и в эту сказку: учтите, на каждом перевале есть блокпост со шлагбаумом, где у вас попросят паспорта всех членов экипажа. В итоге нам пришлось доставать документы аж шесть раз.

На Яблунецком перевале снег сменился дождем, отчего ехать легче не стало. Дорога тут относительно узка, обгонять попутный транспорт сложно, но и плестись в хвосте, имея в арсенале почти двести «лошадок», тоже не будешь. Кстати, Santa Fe впечатлил не только отменными динамическими способностями (421 Нм – это серьезно). Горы, разбитые дороги, снег, весьма активный темп езды – на рекорд шли все-таки, – и при этом автомобиль с полной загрузкой багажом и пассажирами показал расход всего 8,2 л/100 км. Просто шикарно! Яблунецкий перевал, кроме того, порадовал рынком – прямо в горах можно купить сувениры и предметы народного творчества.

Торжественный момент: сертификат об установке рекорда Украины получает генеральный директор компании «Хюндай Мотор Украина» Игорь Гладковский

Самые большие опасения вызывал Торунский перевал – это был маршрут, который до этого пробега не проезжал ни один из участников экспедиции. Но все обошлось: дорога, хоть и плохонькая, но есть, а иногда она даже посыпана солью и песком – на самом верху было очень холодно и скользко. Верецкий перевал большинству наших соотечественников знаком и нам запомнился в первую очередь большим потоком транспорта. Ну и наконец, Ужоцкий переход – самый открытый, тут дорога идет не среди скал, а на более открытых местах, и панорамы открываются великолепные. Но увы, в этот раз мы их не увидели: проезжали перевал ночью и финишировали в Самборе полтретьего ночи – где и был зафиксирован рекорд Украины с формулировкой «Минимальное время преодоления пяти карпатских перевалов на автомобиле», 880 горных километров за 17 часов и 42 минуты.