Много буков

143
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Это первое путешествие нашего цикла, в котором мы не добрались до намеченной конечной точки. Нет, Suzuki Grand Vitara не подвела — просто, добравшись до страны буков, мы не захотели ехать дальше.

При подъезде к селу Старая Ушица обратите внимание, все ли пассажиры вашего автомобиля пристегнуты и крепко держатся на своих местах. Нет, никаких горных серпантинов не будет: просто бывали случаи, когда ошалевшие от открывающихся панорам туристы забывали обо всем и с криками «Красота-то какая!» выходили из машины прямо на ходу.

Бакота

А ведь это еще не самые впечатляющие виды! Дальше, со смотровых площадок Бакоты, а особенно со скалы над монастырем, красоты открываются и вовсе божественные. Только для того, чтобы увидеть это, уже стоит отправиться в дальнее путешествие. Вот только один нюанс — в окрестностях есть тысяча мест, где можно поставить палатку, но ни одного, где можно жить в более-менее комфортных условиях. Так что мы Бакотский пещерный монастырь определили только как нашу первую точку в путешествии дальше, к чудесам Буковины.

Чтобы попасть к монастырю, на пути из Киева в Черновцы через Хмельницкий надо свернуть на Балин и Дунаевцы (еще перед Каменцем-Подольским) и держать курс на Старую Ушицу. Дорога здесь не то чтобы разбитая… Ее местами просто нет, так что участок от Грушки до монастыря даже порадовал: честная грунтовка лучше, чем разбитая брусчатка в проплешинах асфальта. На обычном легковом автомобиле проехать можно, но очень не быстро, а на Suzuki Grand Vitara — легко и комфортно.

О возрасте Бакотского монастыря историки спорят до сих пор. Памятная табличка на самих скалах утверждает, что первые монахи появились тут в XI веке. Как бы там ни было, место историческое и очень энергетическое. В 1996 году после обвала Белой горы большая часть пещер и фресок погибла, но часть осталась и открыта для экскурсий. Есть даже указатели, что посещение и все услуги здесь платные, но мы так и не нашли никого, кому можно было бы предложить денег.

Чтобы добраться до монастыря, придется оставить машину на стоянке и спуститься вниз по достаточно крутой тропинке метров на 300. Внизу есть две шикарные смотровые площадки и три родника. Самые же красивые виды открываются с верхней скалы. На нее идет грунтовая дорога — пугающая с первого взгляда, но не смущайтесь, сюда можно спокойно заехать даже автобусом.

Без формализма

А знаете ли вы, что в Украине после Второй мировой войны осталось всего три города с неповрежденными историческими центрами? Это Львов, Одесса и Черновцы, столица Буковины. Только первые два города с трудом справляются с потоками туристов, а третий таким вниманием обделен — и совершенно зря.

Лично для меня это один из самых обаятельных городов Украины, со своей уникальной атмосферой, головокружительной историей, со своими тайнами. Казалось бы, я знаю город уже вдоль и поперек, но наша просьба в Черновицком экскурсионном бюро (офис на Центральной площади, там, где магазин «Украинская книга» и литературное кафе) подобрать «что-нибудь эдакое» обернулась полным провалом. Моим провалом: наш экскурсовод Тамара умудрилась водить нас по городу четыре часа и при этом ни разу (!) не предложила посмотреть что-то такое, что я уже видел. Невероятно!

Эти старые дворики колоритнее одесских, уникальная роспись в арках, кабанчики (так, оказывается, называется особая дорожная плитка), резные балкончики, румынская утилитарность и австрийская пышность, дом немецкого консула, в котором фактически полностью сохранилась обстановка, и многое, многое другое. Если бы я не любил этот город, я бы влюбился в него сейчас. И кстати, стоит отметить большой прогресс в плане туристической инфраструктуры — сегодня в городе есть и где остановиться, и где вкусно поесть, и выпить чашечку ароматного кофе — да такого, что и во Львове не нальют. От себя лично рекомендуем Grand Cafe на Кобылянской. Это заведение из разряда кафе-музеев: тут есть и что посмотреть, и чем порадовать вкусовые рецепторы.

Но снова и снова мы повторяем уже неоднократно озвученную аксиому: не экономьте на экскурсоводах, хороший гид, любящий свою работу, сделает ваше турне по городу интереснее в разы.

Взгляд в вечность

А то и вовсе сломает все путешествие. Как нам — Катерина и Иванна, сотрудницы Национального природного парка «Выжницкий». Телефон Кати мы нашли на сайте парка, со ссылкой, что она может посодействовать с посещением научно-исследовательского центра по восстановлению популяции зубров. Естественно, мы позвонили — и в итоге девушки почти сутки таскали нас по парку (а это 11 тысяч гектаров), ходили с нами в горы, ныряли в реки, кормили зубров, в общем, наш дальнейший путь в Рахов нам показался на этом этапе совершенно бессмысленным.

Буковина — это пограничный регион, низменная долина рек Днестр и Прут и самое начало Карпат. Только в Берегомете путников встречает важный и самодовольный Стижок, первая вершина Карпат. Но стоит проехать чуть дальше, за Выжницу в сторону Выженки — и все, вы уже в самых настоящих горах, с великолепными панорамами и шикарными видами.

В парке разработана система пешеходных маршрутов к основным достопримечательностям, по лесу нанесены маркировки — в принципе, можно ходить и самостоятельно, но лучше все-таки взять проводника. Нашей основной целью стал массив «Протяте каминня» и его главная жемчужина, скала Соколиный глаз. Очень сложно описать то, что мы увидели в итоге — эти невероятные огромные скалы в густом лесу, разбросанные в каком-то марсианском хаосе, деревья, растущие прямо на камнях, расщелины, манящие мраком и неизвестностью, и сам Глаз, невозмутимо всматривающийся в вечность. Это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать — пусть даже и в «АвтоМире».

Кстати, на самой скале нас ждал сюрприз — тут тренировались ребята из местного альпинистского клуба, организовывающие вот такие экстремальные восхождения и для туристов. Так что тем, кому дорога на Suzuki Grand Vitara к вершинам «Протятого каминня» покажется не столь богатой адреналином (что в принципе вряд ли, ибо это не дорога, а один сплошной аттракцион невиданной смелости. Вряд ли я отважился бы заезжать сюда на любом другом автомобиле), есть шанс пощекотать нервы и вот таким образом.

Финальный секрет

Зубров мы все-таки тоже покормили. Только это был уже не экстрим, а самый настоящий релакс после карпатских дорог, размытых ливнями, и восхождений в горы, когда на четырех конечностях идти удобнее, чем на двух.

На обратной дороге решили заскочить только в село Косов — здесь находится один из самых известных в Украине рынков, где продаются изделия народного промысла — вышиванки, работы из металла, дерева, одеяла из натуральной шерсти и прочее. Цены — ну если не на порядок ниже столичных, то как минимум вдвое. В итоге основной шопинг получился даже не в сувенирных или «народных» рядах, а… в продуктовых.

Карпатские сыры, чаи, грибы — загрузили Grand Vitara чуть не под завязку. А что до вышиванок — откроем вам небольшой секрет. В Выжнице находится один из трех украинских колледжей прикладного искусства (второй, кстати, в том же Косове, а третий в Ужгороде). Так вот, при колледже есть музей, где хранится несколько тысяч работ выпускников — свое­образные дипломные работы.

И если в Косове большая часть товара — это хоть и качественный, но ширпотреб, то здесь собраны действительно уникальные экспонаты в единичном исполнении. А помещение у музея маленькое, и часть работ выставлена на продажу. По смешной цене…

Автомобиль путешествия: Suzuki Grand Vitara

…Казалось, только что форсированная яма была настолько глубокой, что хуже уже и некуда. Но за очередным (тридцатым? сороковым?) поворотом нас ждал новый сюрприз: в размытой глине угадывались утопленные стволы молодых буков.

Очевидно, кто-то здесь уже тонул и спасался. Молчание на заднем сиденье становится напряженным, но вот наш гид Иванка деланно звонким голосом как бы невзначай интересуется:

— Скажите, а вы уже включили волшебную кнопку?
Волшебная кнопка — это переключатель режима полного привода в положение 4H Lock, блокировка центрального дифференциала. Со стороны это действительно выглядит магией. Мы въезжаем в лужу, зарываемся в грязь, машина буксует и замирает в липкой глине. Выдыхаю, включаю все блокировки — и все, спокойно едем дальше. Магия!

— Включил, — говорю, — но тут пора задействовать и волшебный рычаг.
Пошла тяжелая артиллерия: переключатель уже в 4L Lock, а рычаг КПП на пониженную… едем!