Route 66. По первой дороге

Про знаменитую Route 66, пожалуй, знают все. О ней столько всего снято, написано и рассказано! А где находится дорога номер один? Откуда и куда она ведет? Кто по ней ездит? Этими вопросами задался Иван ВЛАДИМИРОВ и развернул атлас автодорог Америки…

Так уж повелось, что Америка для нас чаще всего начинается с Нью-Йорка. Аэропорт имени Джона Кеннеди:
– Цель визита в США? – интересуется сотрудник пограничной службы.
– В отпуск я… Vacation!
– Едете в Майами-Бич?
– Ну не совсем туда…
– Да? Все едут в Майами… Следующий!
Будем считать, что я не все. Во-первых, отдыхать в Майами для меня дороговато, а во-вторых, в этот раз мне надо южнее. Цель путешествия – не лучшие в мире пляжи (по крайней мере так уверяют путеводители), а… дорога. Федеральная трасса №1. Первая дорога Америки!

Сто лет тому назад

Она начинается во Флориде, а заканчивается уже в Канаде. Но свое название сохранила только в самой южной части – там, где шоссе проходит, не поверите, по океану! Да-да, прямо через Мексиканский залив (смотрите карту). Конечно же, не по воде, а почти по 50 островам и островкам, связанным между собой искусственными насыпями и мостами. Общая длина этого участка – без малого 100 миль!

У вас тоже возник вопрос, кому и зачем понадобилось строить такую дорогу?
Этот масштабный проект еще в начале прошлого века затеял некий Генри Флаглер, бывший совладельцем уже тогда могущественной корпорации Standard Oil. Помимо нефти Флаглер занимался железными дорогами и владел Florida East Coast Railway – линией, проходящей по восточному побережью Флориды.

И вот в один прекрасный день (историки уверяют, что это было летом 1905 года) он решил продлить свою железную дорогу вплоть до Key West, южной оконечности гряды островов, которыми «снизу» заканчивается штат Флорида. В те годы Key West был едва ли не самым густонаселенным городом Флориды. Через него осуще­ствлялась львиная часть торговли с Кубой и странами Латинской Америки. Дело в том, что Мексиканский залив довольно мелкий, и Key West оказался ближайшим к Панамскому каналу глубоководным портом США. К нему могли подойти большие океанские суда – пополнить запасы пресной воды и угля, выгрузить или загрузить товары. Но все это надо было везти с материка, и дешевле всего – по железной дороге. Ее строительство обошлось Флаглеру почти в 30 млн долларов. Имейте в виду, что в начале прошлого века это были другие доллары, не те, что сегодня. Так что деньги потрачены поистине астрономические! Но экономический резон, как я уже объяснил, в этом был.

Если бы не ураган

Первый поезд по Морской железной дороге прошел 21 января 1912 года. Но уникальная во всех смыслах дорога просуществовала недолго. Мощнейший ураган, пронесшийся над Мексиканским заливом 2 сентября 1935-го, частично ее разрушил. Повреждения были велики, и восстановление железнодорожного пути сочли нерентабельным. Остатки рельс демонтировали, а по уцелевшим мостам и эстакадам было решено проложить автомагистраль. Железная дорога была одноколейной, поэтому и шоссе получилось узким. Проезжающие по нему автомобили, бывало, цеплялись бортами и нередко сносили друг другу зеркала.

Впрочем, тогда это почти никого не смущало. Порт на Key West к тому времени уже утратил свое значение, и поток машин был невелик. Да и сама дорога по большому счету была не особо нужна, но не пропадать же уже существующим мостам и эстакадам!

Вчера и сегодня

Вторую жизнь «океанское шоссе» получило совсем недавно. В 1979 году оно было включено в национальный реестр исторических мест США, а годом позже началась его масштабная реконструкция. Наиболее ветхие мосты были заменены новыми, достаточно широкими и безопасными, некоторые полностью перестроены. Но кое-где старинные конструкции остались. Чаще всего они идут параллельно новым, но для движения транспорта уже, понятное дело, не используются. Большинство из них вообще закрыто для посещения, и лишь по некоторым можно прогуливаться пешком, сгоняя с пути обнаглевших пеликанов, считающих себя единоличными хозяевами этих мест. Какие-то сооружения переоборудованы для ловли рыбы, какие-то – под причалы для маломерных лодок.

Южнее уже некуда

Выехав рано утром (пока нет пробок) из аэропорта Майами, уже через пару часов я был на Key Largo – первом острове, расположенном в непосредственной близости от материка. Кстати, он самый большой в архипелаге и относится к так называемым островам-городам. На нем живут люди и есть развитая инфраструктура. Когда едешь по нему, еще не чувствуется, что по обе стороны от тебя – океан.

Но вот город заканчивается, и начинаются открытые всем океанским ветрам мосты. Рассказывают, что во время шторма волны перехлестывают их поверху. Не хотелось бы в это время проезжать тут на машине, а тем более на мотоцикле!

Итак, Key Largo, Tavernier, Islamorada, Layton, Duck Key, Colony Beach Key
(я перечисляю только самые крупные населенные острова) и, наконец, Marathon. Marathon – не самый крупный, но один из самых известных островов. Во-первых, здесь находится аэродром, на который садятся практически все частные самолеты, летящие с материка на Key West. Во-вторых, на этом острове начинается знаменитый «семимильный мост» , на сегодняшний день считающийся одним из самых длинных
в США. Возможно, вы никогда про него и не слышали, но наверняка видели. Где?
В фильме «Правдивая ложь»! Помните? Со Шварценеггером в главной роли. Именно по этому мосту мчался лимузин, который главный герой преследовал на вертолете. Вот только они ехали в сторону материка, на север, а мы направляемся на юг. Big Pine Key, Cudjoe Key, Big Coppitt Key (по-прежнему перечисляю только самые большие), Stock Island и Key West. Все, стоп, приехали. Дорога кончилась, южнее некуда!

Отсюда до Кубы

Правда некуда! Соединенные Штаты здесь заканчиваются. На южной оконечности острова стоит бетонный знак Southernmost Point. Также на нем написано, что отсюда до Кубы остается всего 90 миль. Не верьте, это для американских туристов, которые так любят фотографироваться «практически рядом» с Островом свободы. На самом деле до Кубы чуть дальше. Судя по моему навигатору, 92, а то и 94 мили. И он не врет! Просто эта точка не самая южная на острове. Есть еще южнее, но там военная база. Наверное, на случай вторжения кубинских агрессоров. И посторонним туда вход воспрещен. Видите на фотографии решетчатый забор сразу за стелой? Вот там и начинается территория военных!

А вообще времена, когда здесь грузили уголь в бездонные пароходные трюмы, давным-давно забыты. Сегодня остров – это один большой курорт. Дорогой и респектабельный. Номер дешевле чем за $200 в местной гостинице не снять. И это не в высокий сезон!

Под стать цены и в ресторанах. Даже бензин здесь на несколько центов дороже, чем на материке. Еще бы, его же надо сюда привезти, а железной дороги уже нет… Впрочем, инфраструктуре острова это только на пользу.

Среди достопримечательностей, которые обязан посетить каждый уважающий себя путешественник, – маяк (на фото вверху), построенный в середине позапрошлого века, и, конечно же, Дом-музей Эрнеста Хемингуэя. Писатель жил здесь в 30-х годах прошлого века, вплоть до начала Второй мировой войны. Отсюда он уехал в воюющую Испанию, а возвращаться после войны на Key West не стал. Предпочел перебраться еще южнее, на Кубу.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.