С другой стороны

120
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Порой сама дорога бывает интереснее, чем цель путешествия. Но в нашем случае паритет: Ужоцкий перевал не менее впечатляющ, чем сам Унгвар-Ужгород.

Сначала он нас даже напугал. Места безлюдные, кругом лес, а на дороге «голосует» монах: все как положено – весь в черном, борода, котомка… Но рискнули подвезти, оказался человеком общительным и даже веселым, а на перекладных добирался в свой монастырь высоко в горах. Поинтересовался и целью нашего путешествия.
– А мы журналисты, едем в Ужгород.
– Вот сюда, по этой дороге и прямо на Ужгород?!
– Ну да.
– Господи помилуй!

Противоположность

Всего в Карпатах 26 перевалов. Из них основных пять, а самые «наезженные» – Воловецкий и Яблуницкий. Но как всегда самые «посещаемые» – это еще не значит «самые красивые».

Соседний Воловецкий перевал (часть трассы Е471) славится хорошим асфальтом, высокими скалами и оживленным движением. На Ужоцком перевале нет ни первого, ни второго, ни третьего. Особенно, конечно, отпугивает туристов отсутствие асфальта. Дорога становится хуже сразу за Львовом, к Старому Самбору превращается в легкое воспоминание, а к Турке – в издевательство. Это наше первое путешествие, когда мы серьезно рекомендуем: если у вас не что-то настолько же неприхотливое и суровое, как Suzuki Grand Vitara, – не стоит повторять наши подвиги. Это дорога для сильных духом и подвеской.

Но самых настойчивых ждет награда: этот перевал необычайно живописен. Карпаты здесь не такие крутые, но с верхних точек открываются бескрайние панорамы долины Равка и Полонинских Карпат, и глаза холодит синяя дымка, в которой прячутся дальние хребты.

А самое главное – когда ужас перед очередным лежащим впереди километром ям и провалов начнет преобладать над восхищением от нереальных видов, вы окажетесь на КПП на границе Львовской и Закарпатской областей (не забудьте паспорт!). И сразу после шлагбаума вас ждет сюрприз: вполне приличный асфальт до самого Ужгорода.

Страна лемков

Но не разгоняйтесь – интересности только начинаются. Сразу за перевалом, на берегу речки Уж стоит село Ужок, знаменитое своей церковью святого Михаила, построенной в 1745 году. Церковь прекрасно сохранилась и выглядит как минимум ровесницей стоящей рядом колокольни 1927 года. Вы ее не пропустите – церковь стоит прямо над дорогой, справа, хотя это ее не родное место: раньше она располагалась выше в горах, но старикам села было трудно подниматься так высоко на службу. Вот и спустили церковь пониже.

А в XVII–XIX веках в Ужке располагался популярный санаторий с минеральными источниками, но в 1915 году во время войны он был разрушен. От санатория осталась только одна статуя – Геракл, борющийся со змеем. Говорят, она была заказана неким американцем, впечатленным оздоровительной силой Ужка, а отлита в селе Турьи Реметы. Но со скульптурой мы познакомимся позже: железный Иван, как его называли в селе, теперь стоит во дворе Ужгородского замка.

Сразу за Ужком, в селе Кострина, находится еще более древняя и не менее изящная церковь, датируемая и вовсе 1645 годом. Исторический музей Ужгорода хвастается ее макетом как образцом деревянной архитектуры края, а тут пожалуйста – во всей красе. Все церкви, кстати, включая и расположенную чуть дальше в селе Соль (1703 год), действующие. А само село Соль знаменито еще и тем, что здесь в 1866 году упал самый большой европейский метеорит. В краеведческом музее села есть его остатки – те, что не вывезли в Вену и Москву.

В Перечине (1399 год) советуем остановиться в самом центре – здесь в сквере установлен памятник почтальону Федору Фекете. Может, сама статуя и не столь выразительна с художественной точки зрения, но после того, как вы проехали Карпаты на внедорожнике, подумайте, как местным почтальонам приходилось (да, кстати, и приходится до сих пор) носить почту по горным селам, проходя десятки километров в день.

Сам Федор жил в селе Турьи Реметы – и это тоже объект, достойный туристического внимания. Это, пожалуй, единственное в Закарпатье село, где едят лягушек. И это не шутка: в селе остепенилось много французов, участников битвы под Ватерлоо – они-то и привнесли в обычаи закарпатского села свои странности. Правда или нет – утверждать не беремся, но в местных кафе действительно можно отведать неожиданное лакомство.

Выше крыши

И наконец, последняя остановка перед Ужгородом – село Невицкое (12 км от столицы Закарпатья). Здесь есть указатель (в нашем случае налево) к Невицкому замку (XIII век), а точнее, к его руинам. Старинный замок, как и положено такому сооружению, имеет соответствующие легенды – тут и злая хозяйка, заставлявшая добавлять в раствор при возведении стен не только яйца, но и грудное молоко, и человеческую кровь, и привидения, и золотые клады. Замок стоит на горе высотой 260 м, и вид сверху открывается великолепный. Сама крепость, несмотря на аварийное состояние, тоже все еще весьма величественна и впечатляюща.

Здесь мы еще раз убедились в неординарных способностях нашей Suzuki Grand Vitara – от замка вверх, выше в горы, вьется мощенная булыжником дорога. Следы машин на ней есть – но только больших лесовозов. Но раз проезжают КрАЗы – неужели Vitara не пройдет? И получилось – сверху есть еще более убедительные обзорные площадки, а лес здесь густой и девственно чистый – отличное место для пикника. Впрочем, тем, кто предпочитает трапезу в более цивилизованных условиях, пора дальше – в Ужгород.

Не за антуражем

Описывать достопримечательности самого маленького в Украине областного центра не будем – они общеизвестны: Каменный пешеходный мост, старый центр, улица Корзо, Горянская ротонда, мощный Ужгородский замок с расположенным в нем Закарпатским краеведческим музеем. Но многие туристы, довольствовавшись замком, пропускают расположенный тут же Музей народной архитектуры. Не делайте этого – очень мило и как-то по-домашнему, а собранные здесь дома действительно уникальны.

Ужгород не назовешь раем гурманов. Несмотря на бурное смешение народностей и языков, действительно каких-то национальных заведений здесь не много. Трудно объяснить любовь ужгородцев к пицце («итальянских» заведений здесь очень много), плюс есть несколько неплохих пафосных ресторанов вроде «Ужгородский замок», «Олд Континент», сюда же отнесем изначально, казалось бы, семейную «Господу». Здесь вкусно, но, в принципе, то же, что и в любом аналогичном ресторане Киева (и, кстати, почти по тем же ценам). Самый известный ресторан, а точнее корчма в самом широком понимании этого слова, заведение «Деца у нотаря», находится на окраине города. Очень колоритный интерьер, несколько различных зон, много шуток и самоиронии. Плюс уставшие официанты с пустыми глазами и оглушительные хиты советской эстрады вживую. Если вы предпочитаете есть не весело, а вкусно, рекомендуем «Под замком» – самое первое в Украине кафе-музей.

Оно открылось еще в 1988 году, до знаменитых кафе Львова и Одессы. И похоже, с тех пор ничего не менялось: у кафе нет ни сайта, ни собственных страничек в сетях, меню написано от руки, а готовят здесь все так же вкусно и совершенно по-домашнему. А после ужина стоит заглянуть на десерт в кафе «PassiЖу» или в кондитерскую Штефаньо – ее владельцы в свое время заняли третье место в конкурсе кондитеров в Париже, а это не шутки. Впрочем, просто кофе можно пить в любом кафе – не зря же здесь говорят, что Львов – город кофеен, а Ужгород – город кофе. Тут не так гонятся за антуражем, как стараются приготовить правильный напиток.

Справилась

Когда мы сказали нашей Suzuki, что это последнее путешествие в нашем цикле «Грандиозные путешествия с Grand Vitara», в уголках ее фар проступили слезы радости. Досталось машине в этом сезоне по полной программе – и горы, и пески, и камни, и броды. Но что делать, такая у нас страна: чтобы открыть ее самые красивые и необычные уголки, приходится потрудиться – и в первую очередь автомобилю. Но к его чести надо признать: все, что случилось с Grand Vitara за почти 11 000 км пробега, не привело ни к одной поломке – даже самой минимальной. Подходящий автомобиль для путешествий.

Автомобиль путешествия: Suzuki Grand Vitara

За время наших путешествий мы проверили Suzuki Grand Vitara в самых разных природных условиях, но последнее испытание стало самым показательным с точки зрения простого обывателя. Даже если вы не любитель классического офф-роуда, стоит к ней присмотреться: этот автомобиль рожден для наших дорог, вернее, для того, что от них осталось.

Пропустили яму? Не беда, подвеска поймет и простит. Объехать разлом? Геометрическая проходимость позволяет проезжать там, где пасуют даже большие грузовики. Уехать от цивилизации по горной тропе – пожалуйста: настоящий полный привод.