Одесса. Забытое море

233
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Встретить в Одессе в выходные знакомого киевлянина гораздо проще, чем в Киеве. Но Виталий НОВАК выбирал маршруты, где вообще не встречаются туристы, — а такие есть даже в самом посещаемом городе Украины.

Вижу, что гид Саша не понимает и уточняю:
— Нет, ну мы хотели бы на такой пляж, где отдыхают местные. Вы же где-то купаетесь?
— Одесситы? Да мы не ходим на пляжи! Там же не протолкнешься.
Честно говоря, не протолкнешься не только на Ланжероне и на Фонтанах, но и на Дерибасовской, в Горсаду и на Греческой. Курортный сезон в разгаре, и город забит под завязку… Но только на первый взгляд. Стоит лишь оторваться от центра, например двинуться по улице Пастера в сторону Медицинского университета (хотя его все по-прежнему называют медином, медицинским институтом), и вы попадаете в совсем другую Одессу, тихую и прохладную, колоритно-бабелевскую, с уютными двориками, ленивыми котами и дивной архитектурой.

Середина пути

Jaguar XE легко разгоняется до 250 км/час, то есть теоретически до Одессы из Киева можно проскочить часа за два. Но мы изначально настроены на получение максимального удовольствия — и от дороги тоже, так что катимся неспешно, смакуя комфорт и легкость XE. От Киева до Одессы 475 км. В неспешном режиме они проезжаются часов за пять. Состояние трассы, мягко говоря, оставляет желать лучшего, есть места свежеотремонтированные, но за Жашковым по-прежнему наша международная трасса М05 напоминает заброшенную дорогу на окраине Европы. Кстати, и по инфраструктуре тоже: на ней не так уж много заправок и кафе, так что лучше всего подгадать перерыв ровно на полпути — хорошие рестораны сети A la minute на АЗК «ОККО» есть в районе Фурманки/Ладыжинки, это 243 км от Киева. Отдохнули, сытно пообедали — и дальше, в любимую Одессу.

Пища духовная…

А если пока еще не «любимую», то очень рекомендуем повторить наш опыт — взглянуть на город немного с другой стороны, и он станет для вас родным. Только надо знать, куда идти и что смотреть, потому как по Одессе можно блуждать часами, и хотя это само по себе уже прекрасно, но вы пропустите массу интересного — ведь стоит только заглянуть в узкую подворотню или зайти в неприметный подъезд…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Намибия. Соль земли

Наш гид Александр Кулик — не совсем обычный экскурсовод. Он не нагружает информацией, не сыплет цифрами. Да и зачем, если есть Google? Но он показывает такие места, где хочется просто наслаждаться поэзией этого города, а затворы фотоаппаратов работают со скоростью пулеметной очереди.

С Пастера поворачиваем на Торговую, перекресток со Щепкина. Сворачиваем в неприметную подворотню и попадаем в другой мир: три дворика, соединенные анфиладами арок, пронизывают целый квартал. Это похоже на портал в прошлое, и проходить последовательно эти арки даже страшновато — а ну как вый­дешь к Одессе Гоцмана? Дальше по программе Одесская станция скорой помощи ­­— одна из первых не только в Российской империи, но и в Европе. Кстати, до сих пор действующая. Раз уж мы здесь, отдадим должное и самому медицинскому институту — он основан в 1900 году, но здания строились в разное время. Самые старые, построенные еще в 1846 году архитектором Баффо, были раньше зерновыми складами, так что особыми изысками не выделяются. Центральный же корпус спроектирован Николаем Толвинским. Корпус помпезен и пафосен, но особенно хороши, как это ни странно, здания инфекционной больницы и анатомического театра. Последний, кстати, достоин более детального исследования. Конечно, если у вас крепкие нервы и вид человека, держащего в руках собственную кожу, вас не смущает.

От медина по Ольгиевской улице выходим на Софиевскую к Одесскому художественному музею, разместившемуся во дворце Нарышкиных. Здание красивое, но наш сопровождающий тащит нас куда-то задними дворами, и мы оказываемся с тыльной стороны дворца, в уютном дворике с древним колодцем. И так было всегда. Где бы мы ни оказались — на блошином рынке на Молдаванке (тут вам сразу и музей, и шопинг, и колорит Одессы, и история, и литература), в усадьбе Толстых, в «Шахском дворце» или на улице Гоголя, — всегда находилась какая-то неожиданная перспектива: то ли особо уютный дворик, то ли сквозная дорога с Военного спуска к Воронцовскому дворцу, которой нет ни на одной карте. Именно вот эти хитрости и сделали наше путешествие столь нетривиальным и душевным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Армения: край гор и древних монастырей

…и телесная

Как бы плотно мы ни пообедали в A la Minute, но длительные прогулки по городу весьма способствуют росту аппетита. Надо признать: Одесса — достаточно дорогой город, здесь поесть дешево и вкусно гораздо сложнее, чем на западе Украины. Но вот если просто вкусно — это всегда пожалуйста. Заведения есть на любой вкус, но, конечно же, мы рекомендуем кафе, специализирующиеся на местной кухне. А это в основном еврейские блюда: обязательно форшмак, вообще любые рыбные блюда, икра из баклажанов (тут говорят — из синих), холодец, паштеты. Из тех заведений, где удалось побывать лично, можем смело рекомендовать бутербродно-рюмочную «Тюлька» (действительно, самые низкие в городе цены и восхитительная «ца-ца» — хрустящая жареная тюлька), ресторан «Тетя-Мотя» (очень уютно и лучшие в мире щучьи котлетки) и ресторан бессарабской кухни «Бодега Два Карла»… Ах да, и конечно, в Одессе есть море! Только мы до него так и не добрались — не до того было. Да и ладно.

Автомобиль путешествия: Jaguar XE

Этот Jaguar, собственно, и стал вдохновителем данного путешествия — он настолько неординарен, что хотелось испытать его в совершенно не типичных условиях. Что мы и сделали. Более подробно о машине мы расскажем в следующем номере, пока же отметим лишь те неожиданные стороны модели, которые проявились в дальнем путешествии.

Подвеска, которая в городе показалась жестковатой, на трассе проявила себя отлично: машина комфортна и очень адекватна в управлении, почти через 500 км пути покидаешь руль ни чуточку не уставшим. И дело не только в эргономике — Jaguar в условиях трассы не требует от водителя напряжения, а это важно.
Стильный и спортивный XE порадовал размером багажного отделения: его 455 л легко вобрали в себя весь наш скарб и аппаратуру, еще и место осталось, чтобы купить фруктов на обратной дороге.

И наконец, очень живой и азартный 240-сильный мотор оказался весьма экономичным: на трассе он у нас расходовал порядка 7 л/100 км, а в городе довольствовался 9 л/100 км.