Мишель Вальян. Гонки на грани реальности

298
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Мишель Вальян

Его знают практически все учаcтники «Формулы-1», мотогонщики, картингисты, пилоты кузовных гонок и спортивных катеров. На его историях выросли все европейские Чемпионы за последние 50 лет. Он успешен, самокритичен, опытен, и он вновь готовится выйти на старт. Знакомьтесь: Мишель Вальян.

Автор этой истории, французский карикатурист Жан Гратон, ныне почетный пенсионер. Но даже сегодня он остается неисчерпаемой кладезью информации о практически всех гоночных сериях мира. Он все так же жи­вет в самом сердце Европы, в эпицентре гоночной жизни. Жан Гратон спокойно входит в паддок любой гоночной команды, лично дружит с гонщиками, тех­пер­соналом команд. Он был другом Энцо Фер­рари, Генри Фор­да II, Айртона Сенны, Джеки Икса, Жиля Виль­не­ва, Грэма Хил­ла, Мартина Брандла и многих многих других гоночных звезд. Он живо интересуется всеми техническими подробностями и секретами гоночных «конюшен» — порой именно ему в первую очередь «сливали» горячую информацию спортивные журналисты и комментаторы. Он сам настолько пропитался жизнью паддоков, что является своеобразным глашатаем этого спортивного праздника.

Серию комиксов про супергон­щика Жан Гратон придумал в 1956 году. Впервые рисованные истории о Мишеле Вальяне появились в бельгийском сборнике TinTin в феврале 1957 года. Тогда еще юный Жан Гра­тон задумал историю из пяти рисованных рассказов, в которых и сформировался образ главного героя — рискованного «гонщика от Бога».

В этом году Жану Гратону исполняется 90 лет. Да и Мишелю Вальяну по самым скромным расчетам сейчас далеко за 70

Трассы Formula 1, пустынные пейзажи Африки, опасные дороги Азии, крутые повороты Монте-Карло и скоростные прямые Ле-Мана — куда только не отправлял автор своего героя за последние полвека. Мишель Вальян — водитель-профессио­нал и живет автогонками. Как минимум в четырех различных альбомах серии он назван чемпионом мира в «Формуле-1», дважды выигрывал «500 миль Индиа­на­полиса» и четыре раза — «24 часа Ле-Мана». Мало того! Он побеж­дал в «Дакаре», участвовал в ралли-рейдах по Африке, а также в гоночных сериях F2, F3 и Gran Turismo. Вот это карьера!

Супермен

По авторской задумке описанная в комиксах французская фирма Vaillante — вымышленная транспортная компания, дела которой идут в гору. Это по-настоящему семейный бизнес. Но не только общее дело объединяет членов семьи, у них общая страсть — автогонки. Первым в 1939 году «заразил­ся» гонками глава семьи Анри Вальян. Он и его сын Мишель — основная «движущая сила» команды. Как и у любого коллектива, внутри команды есть собственные проблемы, и семье периодически приходится с ними сталкиваться. Финансовый успех компании Vaillante сопровождается победами команды на гоночной трассе.

Сам Мишель Вальян живет очень насыщенной и иногда опасной жизнью. Он водит грузовики и мотоциклы, играет в футбол, занимается гимнастикой, теннисом, дзюдо и лыжами. В Испа­нии, Бельгии и Франции образ Мишеля очень популярен: он серьезный, внимательный, честный и благородный человек. Эти качества делают его практически идеальным героем без каких-либо недостатков. Приключения Мишеля настолько полюбились читателям, что историю решено было перевести в полноформат­ную, книжную версию, что и произошло в 1959 году.

Кто есть кто?

Жизнь команды Vaillante детально воспроизводит жизнь реальной гоночной компании: у нее есть финансовые проблемы, возникают вопросы в необходимости рекламных проектов и поиске спонсоров. Она владеет своими мастерскими, в которых трудится наемный персонал из инженеров и механиков. Все профессии описываются в контексте истории максимально приближенно к реальности.

Небольшое поместье La Jonquiere, расположенное всего в нескольких минутах езды от трассы команды и мастерских, является личными апартаментами Анри и Элизабет Вальян на протяжении всего сериала, а заодно и выполняет функции штаб-квартиры гоночной команды Vaillante. Братьям Мишелю и Жан-Пьеру в начале саги, так же как и всем молодым людям, приходится существовать на свои «кровно заработанные».
Мишелю знакома работа испыта­теля автотехники. Повы­шенная секретность данной профессии сделала из него полноценного секретного агента, которому порой интересы предприятия при­ходится ставить выше своих собственных. Стычки с властями, шпионами конкурентов, якудзой нередки для историй о Вальяне.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Volkswagen представил свой первый электрокар для гонки Pikes Peak

Интересен образ Франсуазы Вальян — жены Мишеля. Впервые в комиксе она появилась в 1963 году как молодой журналист газеты, принадлежащей ее отцу Луи Латуру, хорошему другу семьи Вальян. В 1966 году она прорисовалась вторично, теперь уже просто как молодая привлекательная особа. С этого времени Франсуаза появлялась в каждом альбоме серии, пока в 1974 году официально не взяла фамилию Вальян. Франсуаза играет важную роль в сериале, а в некоторых приключениях даже является главным героем.

Брат Мишеля, Жан-Пьер Вальян, старше его на шесть лет. Как и Мишель, он начинал в качестве гонщика команды Vaillante, но очень быстро ушел в коммерцию: стал заведовать управлением командой и разрабатывал стратегии формульных баталий. По сюжету он заменяет отца, становясь полноправным боссом команды Vaillante. Его отличает способность принимать трудные решения и не колеблясь запускать самые амбициозные проекты. Женат, имеет сына, который в свою очередь является крестником Мишеля. Вот такая «Санта-Барбара».

Следует отметить, что в зависимости от развития истории наш рисованный герой также стареет, приобретает опыт и растет в профессиональном плане. Вначале он выглядит как молодой человек лет двадцати, постепенно достигая среднего возраста. Свойственно это и всем остальным персонажам саги. Но несмотря на все временные ухищрения, Мишель все равно изображается как гонщик, конкурировавший на гоночной трассе сразу с несколькими поколениями звезд прошлого и настоящего, в том числе с Хуан-Мануэлем Фанхио, Грэмом Хиллом и Айртоном Сенной.

Правда и вымысел

Самым примечательным во всей истории является отношение автора к технике. Многочисленные изображения автомобилей, их устройство, технические нюансы и схемы показываются с удивительной тщательностью в деталях. Хотя сам мэтр Гратон признается, что реально существующие автомобили часто со­седствуют с придуманными моделями в обстановке, далекой от исторической подлинности.
Серия остается очень по­пу­лярной в мире автогонок. Многие известные пилоты «Формулы-1» признавались, что их страсть к гонкам родилась именно при чтении комиксов про Мишеля Вальяна. В их числе четырехкратный чемпион «Формулы-1» Ален Прост. В 1969 году сам Генри Форд II и Энцо Феррари лично поздравляли Мишеля Вальяна с 20-летием. Вот и поди разберись, где заканчивается реальная история и начинается рисованная.

Это еще одна особенность серии — пересечение биографии придуманных персонажей с реально существующими людьми, знаменитостями своего времени. В разное время на страницах комиксов Гратона появлялись Этторе Бугатти, Грэм Хилл, Ален Прост и Айртон Сенна, то есть те люди, которые окружали самого Жана Гратона. Джеки Икс, Дидье Пирони и Жиль Вильнев изобра­жаются как хорошие друзья самого Мишеля и появляются на страницах намного чаще остальных гонщиков. Периоди­чески появляются в истории и ре­ально существующие мене­джеры команд, журналисты, некоторые политические деятели и знаменитости.

Новые формы

Прекрасная техника рисования, исторически и технически выверенные прототипы гоночных болидов, тщательно продуманный сюжет принесли детищу Жа­на Гратона мировую популярность — в разных странах распродалось около 17 миллионов рисованных альбомов серии.

С 1967 года французское телевидение сделало серию спортивных передач с адаптацией комментариев от лица Мишеля Вальяна. Всего вышло 13 эпизодов, в которых показывали реальный чемпионат мира по ралли, а на анимированных заставках выступали рисованные герои на гоночном Alpine A110. Героям пришлось прокатиться в Маньи-Кур, Монце, Ле-Мане, Монако, Себринге, Реймсе, на Нюрбургринге и трассе «Тарга Флорио».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Гран-при Бахрейна: Гасли на седьмом небе

Еще одной адаптацией серии стали 65 эпизодов по 26 минут в мультсериале, выпущенном во Франции в 1990 году при поддержке производителя миниатюрных машинок Hot Wheels.

Филипп Гратон и два Мишеля, рисованный и настоящий. Чтобы быть максимально близким к оригиналу, Алену Меню пришлось засидеться у стилиста

Последним, в 2003 году, появился полнометражный художественный фильм «Мишель Ва­льян: Жажда скорости». Он до сих пор популярен и имеет свою зрительскую аудиторию.

Серия не раз номинировалась на различные премии как шедевр жанра. К 50-летнему юбилею в 2007 году в Бельгии была выпущена почтовая марка номинальной стоимостью 0,50 евро, она была доступна во всех бельгийских почтовых отделениях.
В настоящее время Жан Гратон передал дела фирмы своему наследнику, сыну Филиппу, постепенно отдалившись от дел издательства Graton, которое сам и создал.

WTCC — это честно

За годы графический стиль комиксов студии эволюционировал, изменилась техника, но главное, что беспокоит Филиппа — под строгим началом его отца рисунки были намного более точными технически. Сегодня рисованные истории о приключениях Мишеля Вальяна создают три художника, стиль которых наиболее точно отвечает задумке авторов.

Тем не менее истории про Мишеля уже не пользуются былой популярностью. Филиппа Гра­тона такая ситуация никак не устраивала, и он решил возродить былую славу легендарного гонщика, выдав новую серию комиксов.

С этого автомобиля начался прорыв из рисованного мира в настоящий. Мишель Вальян комментировал гонки чемпионата мира по ралли, а в перерывах трансляции сам рассекал на таком Alpine A110. Правда, тогда еще на рисо­ванном

К ее выходу была приурочена действительно беспрецедентная акция: теперь уже никаких фильмов и голосов за кадром: Мишель Вальян окончательно материализовался и выехал на трассу Autоdromo Internacional de Algarve в Португалии в рамках этапа кузовного чемпионата WTCC.

Почему FIA World Touring Car Championship? На этот вопрос ответил cам Филипп Гратон: «Если Мишель вернется в чемпионат «Формулы-1», где Vaillante исторически является лучшим в мире производителем болидов, то где же приключения? Нет, наш герой будет брошен в яму со львами, и ему придется снова и снова доказывать свое превосходство. Гонщики WTCC — сильные и жест­кие парни, в этих соревнованиях решающими являются их умения, а не слава и деньги. Автомобили WTCC не похожи на космические корабли, они ближе к тем обычным машинам, которые мы видим на дорогах в повседневной жизни. Это идеальное место для Мишеля Вальяна, именно здесь мы сможем убедиться, что его любовь к гонкам по-прежнему сильна!».

Имя обязывает

В Португалии роль Equipe Vaillant сыграла команда Chevrolet — не вся, но ее добрая треть очень плотно вошла в роль. Цвета новой команды получили не только гоночные машины Chevrolet Cruze 1.6, но и технический персонал, шоу-румы и даже грузовики. Реальной гоночной конюшне с головой пришлось окунуться в мир комиксов — менеджеру команды Chevrolet Эрику Неве пришлось играть роль Жана-Пьера Вальяна, старшего брата рисованного Мишеля. Руковод­ство команды даже отправилось с визитом в Брюссель, в штаб-квартиру издательства комиксов про Мишеля Вальяна, чтобы проникнуться атмосферой и максимально достоверно воссоздать ее на гонках.
Ну а роль самого Мишеля исполнил швейцарский гонщик Ален Меню: «Я счастлив, ведь Мишель Вальян был частью моей юности. Будучи подростком, я постоянно читал комиксы Гратона и мечтал стать пилотом «Формулы-1». Но я и думать не мог, что сам стану Мишелем Вальяном!»

Команда Филиппа Гратона не ошиб­лась в выборе автомобиля: пусть Chevrolet Cruze в фирменных цветах Vaillante пришел к финишу пятым, но гонку в Португалии выиграл тоже Cruze, пилотируемый Иваном Мюллером

Как это ни удивительно, но и остальных пилотов WTCC появление на трассе Мишеля никак не смутило — его истории настолько правдивы и реалистичны, что Вальян многими воспринимается как реальный персонаж.

В последнее время Ален Меню выступает не так стабильно, но в этот раз был в ударе: совершая обгон за обгоном, он рвался к финишу. Однако Филипп Гратон был прав: «жесткие парни» не желали уступать: напротив, обогнать самого Мишеля — это же целое событие! В итоге трехцветный Chevrolet Cruze 1.6 пришел к финишу пятым — не очень хорошо для супермена Вальяна и отли­чно для 48-летнего ветерана Алена Меню.
Как бы там ни было, но «реальный автомобиль Мишеля Вальяна» сделал свое дело: позже он был выставлен на автосалоне в Болонье, где, собственно, и стартовала продажа новой серии комиксов Au nom du fils. И надо признать, очень неплохо стартовала.