В частном порядке

Попади он в F1 сегодня, его фигура выделялась бы в паддоке, как его Ferrari и Delahaye на дороге. Его звали Роберт Рэмси Кэмпбелл Уокер. Это человек, вся жизнь которого прошла рядом с быстрейшими автомобилями

262
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...
Фото: Сorbis, архив автора

Он владел единственной частной командой Формулы-1, побеждавшей на этапах чемпионата мира, и назвать Роба Уокера просто хозяином язык не поворачивается. Это была фигу­ра в британском автоспорте, не менее значимая, чем Джон Купер или Колин Чепмен.

Чемпион аллеи

Роб заболел скоростью в семь лет на гонках в Булони. Три события предре­шили судьбу парня: во-первых, в основной гонке победил его однофамилец Шенар Уокер, во-вторых, муж привлекательной дамы, сидевшей рядом с ним, выиграл гонку поддержки, и, в-третьих, его прокатили по трассе на такси «с гоночной скоростью».
Но по-настоящему все началось, когда к 10-летию Робу подарили настоящий Morris. Подъездная аллея к дому Уокеров стала полигоном. Уокер-младший сам обучался вождению, а когда стало получаться — приобрел Austin.

Ле-Ман 1939 года. Роб Уокер на Delahaye стал вторым в классе и восьмым в абсолюте, проведя почти всю гонку за рулем — его напарник Иэн Коннел поранился на пит-стопе

Это был первый купленный и собственноручно «подготовленный» к соревнованиям автомобиль: «Я ослабил рессоры, чтобы кузов опустился ниже и выглядел гоночным, и решил установить рекорд подъездной аллеи. Для торговых агентов наступили тяжелые времена. Мама тоже была в ужасе, когда видела висящий на дереве автомобиль и уничтоженный забор». Оставалось дождаться, когда закон позволит выехать чемпиону аллеи на улицу.

5 фунтов

В шестнадцать в Англии можно было управлять «трехколеской». И она, конечно же, сразу была приобретена. Это был Morgan, стартовавший в Бруклендсе. За ним числилось семь смертельных аварий, но эти мелочи Роба не смущали.
А год спустя на сверхмощной Lea Francis Роб начал карьеру гонщика. Машина была столь же ненадежной, сколь и быстрой, и мать Роба, которой надоело оплачивать счета отпрыска, начала роптать. Миссис Уокер поставила ультиматум: «Ты можешь иметь любую машину, но не гоночную».

Именно здесь, на самой престижной гонке F1, R.R.C. Walker Racing Team дебютировала в чемпионате мира

И к 21 году у него уже был 21 автомобиль. Самым «негоночным» был громадный Rolls-Royce, но езда на нем не приносила удовольствия. Самым же гоночным — 3,5-литровый Delahaye 1936 года выпуска из гаража легендарного принца Бира. Роб «получал образование» в Кембридже, где ничем, кроме гонок, не занимался. На своем Delahaye он стартовал, где было возможно, ставя на себя 5 фунтов. И нередко удваивал эту сумму.

Итог подобного образования — «общая» степень на курсе, созданном для университетских спортсменов. Провалив экзамен, Уокер отправился на тренировки в Ле-Ман, где получил телеграмму, подтверждавшую присвоение ему ученой степени. «За телеграмму нужно было заплатить пять фунтов. Это было слишком. Я согласился принять свою степень много лет спустя при условии, что она будет бесплатной».

Гонщик в костюме

Старт в Ле-Мане 1939 года для Уокера был важнее любой ученой степени. Ведь финансировал участие его экипажа сам граф Хейден — представитель Delahaye в Британии.

В конце 1970-го половину команды у Уокера выкупил Джон Сертиз. Появились собственные шасси, но красились они в традиционные цвета Walker Racing

Подобного пьяницы свет не видывал. Боксы команды были заставлены шампанским. Всю гонку, а за рулем почти сутки провел Уокер, верные механики пьянствовали. За 4 часа до финиша они зазвали Роба в боксы. Никто и не собирался менять отказавшие тормоза. Просто осталась последняя бутылка, а «бойцов» мучила совесть: они не могли не поделиться со своим пилотом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Пилоты Формулы-1 с 2018 года получат защиту головы

Уокер финишировал восьмым, уступив в классе только заводскому Delahaye, и вошел в историю как гонщик, проехавший Ле-Ман в деловом костюме. Перед финишем он совершил еще один пит-стоп, чтобы сменить спортивные коричневые туфли на черные вечерние, и после финиша отправился на вечеринку.

Смена амплуа

В том же 1939-м оспаривалось звание быстрейшего спортивного автомобиля в Англии. Претендентами были: Alfa Romeo 2,9 Mille Miglia, Darracq и Delahaye. Все решила гонка в Бруклендсе: победила Delahaye с Артуром Добсоном за рулем. Та самая, на которой Роб Уокер выступал в Ле-Мане.

Он посчитал, что Добсон быстрее. Так, сам того не сознавая, Уокер начал карьеру самого успешного владельца частной команды. А карьера гонщика закончилась 25 мая 1940 года, когда Роб обвенчался. Жене Бетти он пообещал больше никогда не участвовать в гонках. За исключением спринтов и подъемов на холм. Для джентльмена это и не гонки вовсе.

В 1949-м команда R.R.C. Walker с изрядно постаревшим Delahaye явилась в Ле-Ман, но ночью машина не выдержала. Подшипники в ней не менялись еще с того, первого марафона. С гонками спортивных автомобилей было покончено. Роб Уокер отправился покорять Формулу-1.

Это несерьезно!

Была найдена мастерская, механики и куплен Aston-Martin DB2, на котором Джордж Абекасси, Питер Коллинз, Эрик Томпсон, Рой Сальвадори и Тони Ролт стартовали в гонках, не входящих в зачет чемпионата мира. А первые успехи команде принес Delage 1927 года. Уокеру удалось приобрести два таких автомобиля. Их рядные 8-цилиндровые двигатели не выдерживали нагрузок, и Роб подготовил мотор ERA. Это был прорыв. В Гудвуде Ролт стал третьим, вслед за Фариной и Фанхио.

В 1953-м Уокер купил Connoght. Из 31 старта на нем Ролт выиграл 16, 7 раз был вторым и 5 — третьим. Но в единственной гонке чемпионата мира, в которой команда стартовала, результат был нулевым. Сильверстоун сине-белой машине, выкрашенной в цвета св. Эндрю, не покорился ни разу.

Гран-при Мексики 1968 года. Поул и лучший круг в гонке Йо Сифферта принес лишь одно очко за шестое место

Светлая полоса началась в 1956-м. В команде появился один из первых Cooper, пилотом которого стал Тони Брукс, а механиком — Альф Френсис, работавший со Стирлингом Моссом. Несмотря на несколько побед, появление R.R.C. Walker Racing Team на Гран-при Монако следующего года всерьез никто не воспринял. Крошечный Cooper, пусть даже модернизированный, с новым мотором и поддержкой отца и сына Куперов, не выглядел фаворитом. К тому же пилот команды австралиец Джек Брэбэм в квалификации повредил машину.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Фабрика скорости. Экскурсия на завод Toro Rosso

Следующий день принес сенсацию. Брэбэма допустили на старт, и за восемь кругов до финиша он шел третьим, но от­казал бензонасос. В итоге — финиш дебютантов на шестом месте и разочарование. Слова жены после гонки Уокер запомнил на всю жизнь: «Не расстраивайся, дорогой. В следующем году все получится».

Звездный час

Она оказалась права. В Монако’58 победил сине-белый Cooper-Climax с Морисом Тринтиньяном за рулем. Но к этому времени в активе команды, проводящей второй сезон в F1, уже была победа. Гран-при Аргентины выиграл для Уокера Стирлинг Мосс, одолженный у Vanwall — команда не успела подготовиться к старту сезона.
Они вошли в историю как первые победители Гран-при на заднемоторном автомобиле. Двигатель Climax уступал соперникам 0,5 литра объема, зрители освистали маленькую, похожую на насекомое машинку, но Мосс разгромил Ferrari и Maserati. С неисправной коробкой передач и на шинах, стертых до третьего слоя корда из пяти, он обошел на финише Ferrari Луиджи Муссо на 2,7 секунды!

Монца 1970 года. Двукратный чемпион мира Грэм Хилл не гнушался выступать за команду Уокера, а Колин Чепмен предоставлял свои Lotus

Следующие три года были звездными. Стирлинг Мосс стал пилотом команды и выиграл шесть гонок. После победы в Монце в 1959-м Энцо Феррари больше никогда не пил Johnny Walker.

Отцом этой знаменитейшей марки виски был прапрадед Роба Уокера…
А победа Мосса в Монако в 1960-м стала первой для автомобилей Lotus. Но все хорошее, как известно, заканчивается. В 1962-м Стирлинг попал в тяжелейшую аварию.

Тяга к перемене мест

Следующие три года основным пилотом R.R.C. Walker Racing Team был Йо Боннье, но время «частников» прошло. Семь очков за три года — яркое тому подтверждение. Суперпилоты спасти команду уже не могли. А других здесь и не было. Ни одного «мальчика с улицы». Только лучшие гонщии!

С 1965-го — Йо «Сеппи» Сифферт. Покрывать дефицит команды из собственного кармана Уокер уже не мог. На помощь пришли друзья. Это они в 1967-м купили новенький Cooper-Maserati. А год спустя Сеппи на Гран-при Великобритании одержал для сине-белых последнюю победу. Он еще блеснул в Мексике, установив новый рекорд трассы.

Номинально детище Уокера просуществовало до 1970 года. Грэм Хилл заработал для Роба последнее в его гоночной истории очко, и половину команды Уокер продал Джону Сертизу. Ни о какой конкуренции с «заводскими» командами речь не шла, все осталось в прошлом.

«Мне всегда доставляло удовольствие побивать большие команды. Но наш успех был не моей заслугой, а прежде всего Стирлинга, Альфа и всех остальных. Мне везло, и я грелся в лучах славы Стирлинга, не более того. Зато на мне лежала громадная ответственность. И, оглядываясь назад, я нахожу смешным, что можно было так легко выиграть Гран-при… Ведь я затеял все это просто из-за страсти к перемене мест в жесточайшей форме».