Тест-драйв Porsche Panamera GTS. Девять принцев Штутгарта

401
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...
Porsche Panamera GTS

Отчего такое внимание всего лишь к очередной версии в тесном ряду Panamera? Вот в 2013-м появится совсем новый автомобиль (по Сети уже гуляют шпионские фотографии Panamera следующего поколения) – тогда и поговорим… Конечно,
с удовольствием, но Panamera настолько уникален, что любая его модификация – явление в автомобильном мире. А тем более такая яркая, как GTS.

Аксиома: все мужчины любят одних женщин, а женятся на других. И только умные мужчины умеют совмещать. С машинами – так же. Хотите прохватить по Нюрбургрингу на Porshce 911? А на 911 Turbo S? Вопрос риторический. А ездить на нем ежедневно? Э-э-э… Может, что-то менее зубодробительное? Хотя вот желтый щит на борту ни на что менять не хочется. Да, собственно, никто и не собирается ничего менять. В Украине на каждый проданный 911-й приходится 13 Panamera и – внимание! – 41 Cayenne! Ну, с последним все понятно, он и создавался, чтобы потакать нашей мистической любви к большим и мощным кроссоверам. А вот Panamera – совсем другое дело. Тут даже заядлые скептики, некогда предавшие анафеме любимый Porsche за эксперименты с «большим хэтчбеком», готовы посыпать голову пеплом и проситься назад в клуб приближенных – этот автомобиль стал украшением модельного ряда Porsche, его флагманом.

Сокращая разрыв

При этом культовый Porsche 911 в Украине продается аж в 18 версиях, а Panamera – в 8. Да, 911 имеет гандикап в виде кабрио­лета, а Panamera c удлиненной базой пока только в анонсе, но факт отставания от самого знаменитого Porsche все равно налицо. И Panamera бросается вдогонку: на автошоу в Лос-Анджелесе в ноябре 2011 года представлен уже девятый отпрыск королевской семьи Panamera – GTS. А в начале 2012 года нам удалось познакомиться с новичком на треке Ascari Circuit в испанской Малаге.

Наследство старшего

Впрочем, на трек надо было сначала попасть. Отель на берегу Альборана, трек – где-то в горах. Никакой доставки: к месту событий нас увлекут те же GTS! Полторы сотни километров по испанским горам – уже неплохое испытание для роскошного Porsche.
У стойки, где проходит «раздача слонов», – традиционная давка. Странные люди! Машин точно по количеству журналис­тов, моторы у всех одинаковые, коробки тоже, но без очереди – никак! Но с другой стороны – на стойке раздают машины ценой далеко за 100 тысяч евро: как не занервничать? Ввинчиваюсь в толпу и попадаю на пик щедрости – пока почти все машины в наличии.

– Какой цвет предпочитаете?
– Красный!

Почему красный? Какой черт дернул меня за язык сказать «красный»? Ведь не Ferrari, Porsche! Но нет, журналистская интуиция не подвела: очевидно, сработал рефлекс на необычный цвет – лишь позже я узнаю, что этот цвет, Carmine Red, достался GTS от версии Turbo – только эти модификации в семействе Panamera могут быть вызывающе красными.

Минуточку, да тут не только в колере дело! Я внимательно рассматриваю нашу алую красавицу: Turbo и есть! Вот так фокус. Будущему владельцу GTS это наверняка понравится, но как отнесутся к такому сходству владельцы Panamera Turbo? Те же биксеноновые фары со светодиодной «подводкой», светодиодные же окантовки поворотников, большие воздухозаборники по бокам от решетки радиатора, задний спойлер от Turbo, 19-дюймовые диски и тормоза… Никакой разницы? Нет, отличие есть: внутренние накладки в фарах у GTS черные – получается даже злее, чем у Turbo! Салон классический, все как в обычной Panamera, только руль от SportDesign с подрулевыми переключателями уже в базовом оснащении. А на центральной консоли – хронометр с двумя стрелочными циферблатами и одним электронным табло: прямой намек на то, что в GTS – Gran Turismo Sport – буква S хоть и крайняя, но не последняя. Плюс комбинация кожи и алькантары в обшивке салона и вышивки «GTS» на подголовниках всех четырех сидений. Те же буквы украшают и накладки на порогах – чтобы еще в момент посадки человек знал, куда он садится и зачем.

Кто главный?

Первая проблема: водительское сиденье имеет шесть (!) клавиш регулировки. Причем пять двухпозиционных и одну с регулировкой в четырех плоскостях. Помните анекдот про бородатого профессора? «И так неудобно, и так неудобно!» Хорошо, когда кресло двигается взад-вперед и вверх-вниз. Полминуты – и в дорогу. А тут как разобраться? После 10 минут ерзания бросаю это занятие, поймав себя на мысли, что мне удобно в любом положении кресла: похоже, организм сам готов приспособиться к этому автомобилю, как бы намекая: кто тут из нас голубых кровей?

Боевой клич

Пора! Где у нас кнопка Start? Нет такой кнопки! Тут все без баловства: ключ в гнездо, поворот – какой водитель может отказать себе в удовольствии этих привычных движений? Правда, в Porsche не совсем типичных, кому-то все равно придется переучиваться: гнездо ключа слева от руля, так что зажигание приходится включать левой рукой.

И вот – первая улыбка восторга на лице: на поворот ключа Panamera GTS отвечает рыком зверя, готового к броску. Я не трогал педали, она сама! Не надо ничего делать и пугать окрестности боевым рычанием намеренно – вы запустились, и вокруг все уже знают: сейчас начнется. Но после характерного взрыка на старте Panamera GTS замолкает, мотор утробно урчит где-то вдалеке (шумоизоляция прекрасна!), и автомобиль замирает в предвкушении путешествия. Именно так, что для Panamera GTS короткие рывки! Нет, удовлетворение ее эго – поглощение сотен километров одним рывком, иначе зачем называться Gran Turismo? Респект организаторам! От нашего отеля на берегу моря до трассы – максимум километров тридцать. Но маршрут зашкаливает за сотню: перед выездом на трек нам предлагается попутешествовать по Испании, полюбоваться пейзажами, попробовать машину на горных серпантинах. Да с превеликим удовольствием!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Тест-драйв Land Rover Discovery. Универсальный солдат

Рычаг PDK – в положение Drive, педаль газа чуть трогаю ногой… Ого! На свободу чуть ли не со старта рвутся все 430 «лошадок» Panamera GTS! Под капотом этой красавицы – 4,8-литровый атмосферник V8, позаимствованный у Panamera 4S, только слегка модернизированный, выдающий на 30 л.с. больше и с увеличенным на 30 Нм крутящим моментом. 520 Нм толкают в спину, я бьюсь затылком о подголовник и понимаю, что шутки с GTS плохи, это более чем серьезный автомобиль. На пик крутящего момента он выходит уже при 3500 об/мин, все же 430 л.с. вступают в бой при 6700 об/мин, но при этом инженеры Porsche подняли планку максимальных оборотов до 7100 об/мин. В боевом режиме GTS срывается на вой, но как едет! Но об этом позже – на треке. Пока же мы в прогулочном режиме катим по прекрасной дороге, отдавая должное мягкой подвеске Panamera GTS.

Спорт как обыденность

Потихоньку привыкаю к автомобилю. Пора рассмотреть россыпь клавиш, окружающую рычаг переключения передач. С настройками «климата» все понятно: просто и интуитивно, далее кнопочка режима Sport – это интересно, но, пожалуй, проверим позже… Так, Sport Plus? Значит, Sport можно проверить и сейчас… Честно говоря, в прогулочном режиме особой разницы не чувствуется. В «Спорте» Panamera GTS становится более агрес-сивной, быстрее и активнее реагирует на нажатия педали газа, коробка (7-ступенчатый робот PDK) переключается вверх позже, а вниз – раньше, подвеска зажимается. Но на средних скоростях и качественном покрытии все эти перемены практически не чувствуются.

А это что за кнопка с изображением патрубков глушителя? Нажимаю… И соседи по потоку тут же отстают! Нет, это не я вдруг ускорился: эта клавиша просто меняет тембр голоса Panamera GTS, превращая его в спортивный рык, и остальные водители просто в панике прижимаются к обочинам. Не звук – песня! Между прочим, так менять голос может только GTS – и я люблю ее уже только за это.

Отдельной клавишей выдвигается спойлер – это по желанию, на высокой скорости он выдвинется и сам. Есть еще возможность приподнять-опустить кузов, изменить отдельно жесткость амортизаторов, отключить систему стабилизации и нейтрализовать систему Start-Stop. Да-да, она здесь есть! И пусть кто-то скажет, что при объеме мотора в 4,8 л это лишняя опция! Между прочим, в обычной жизни Panamera GTS довольствуется в среднем 10,9 л/100 км — и это при 430 «лошадках» и почти 5-литровом двигателе!

Пока я играл с кнопками на консоли, дорога изменилась: начался перевал, пошли крутые виражи, а тут еще и дождик заморосил. И что это? На крутых виражах Panamera ощутимо подплы-вает всем телом к внешней кромке
поворота. А как же полный привод?

А где хваленая PSM – Porsche Stability Management? Смотрю на спидометр… Ого! Мне-то казалось, что я еду в пределах разумного, но Panamera GTS так мастерски скрадывает скорость, что недолго и до беды. А какой режим у нас выбран? Ага, мы баловались со «Спортом», да так в нем и остались! А автомобилю фиолетово – хотите ехать спортивно? Рулите! Вот мы и рулим – лишь чуть сбавив скорость до оправданной. И все становится на свои места – просто всеобщее блаженство и полное удовольствие от езды. И похоже, ей тоже нравится!

Не отключайте PSM!

И в таком благодушии мы с Panamera GTS добираемся до Ascari Circuit. Вот он, момент истины! Первым делом деликатно выясняю у организаторов о формате тестирования. Да! Никаких инструкторов, ты один в автомобиле, трасса в твоем распоряжении. Круг пристрелочный, два боевых, отдых, другой автомобиль – и снова на трассу. И так пока не надоест. Короткий инструктаж перед заездами: представитель Porsche убедительно просит не отключать систему PSM: все-таки машина большая, мощная, мало ли что… И при этом хитро так улыбается. Знает ведь, что отключим! И еще лучше знает, что после первого же экстренного торможения или после юза двумя передними колесами (в режиме Sport Plus) система включится снова. Но с другой стороны, Porsche Panamera GTS разгоняется до «сотни» за 4,5 с и набирает максимальную скорость в 288 км/ч – представляете, что может случиться за тот миг, пока система PSM еще не включилась? Может, и правда, ну его, это лихачество?

Вот теперь можно проверить, что такое Sport Plus. Со старта педаль в пол… GTS бьет меня веслом ускорения по спине и срывается с места. Вот это прием! Прямая старт-стоп упирается в 90-градусный поворот… вписались! Ну, понеслась!

Ум есть?

Трасса Ascari Circuit не совсем обычна: тут очень много крутых поворотов, шпилек, есть небольшой банкинг. Разогнаться можно только на прямой старт – финиш, и то в ее конце приходится прилично вытормаживаться. В общем, она создана не для показания скоростных характеристик, а для демонстрации способностей автомобиля держать трассу.

И умственных способностей драйвера. У меня, как выяснилось, с последними не все в порядке. Три круга на Panamera GTS – и мне вдруг показалось, что мы с ней всесильны и сейчас покажем рекорд трассы. И на первой же дуге мы плавно и уверенно уходим в никуда – ну, то есть, к счастью, не в отбойник, а на траву, взрыхляем зону торможения и выкатываемся на трассу с адекватной само­оценкой. Ничего себе – не отключайте PSM! Тут и с PSM можно такого начудить – мало не покажется. Дело в том, что Sport Plus не только опускает кузов автомобиля и делает амортизаторы более жесткими, ускоряет работу коробки и отзыв автомобиля на нажатие педали газа – в этом режиме система стабилизации вмешивается в управление намного позже и только в самых критических случаях, когда понимает, что контроль над автомобилем уже потерян. А где та тонкая грань, отделяющая спортивный стиль езды от безумства?

И мы начинаем все сначала. Еще один круг, еще… И еще… И только много позже наконец-то приходит полная гармония и взаимопонимание.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Тест-драйв Audi A8 L. Люкс в стиле лонг

В первую очередь надо смириться с весом автомобиля – ведь это не 911-й, а большой и тяжелый GT. Во-вторых – полный привод, который требует иного подхода в рулении.
В Porsche Panamera GTS серийно устанавливается система PTK – Porsche Traction Management – полный привод с электронно регулируемой многодисковой муфтой, автоматической имитацией блокировок дифференциалов и антипробуксовочная система. Крутящий момент постоянно поступает на задние колеса, тогда как передние колеса подключаются строго по необходимости – в зависимости от остроты поворота, скорости движения, угла поворота руля, бокового ускорения и т.д. В итоге Panamera GTS на трассе ведет себя больше как заднеприводный автомобиль, но в экстренных ситуациях передние колеса «вытаскивают ситуацию».

Лети, лети, лепесток

Интересный казус вышел у нас с коллегой в отношении подрулевых переключателей передач. После очередного заезда, делясь впечатлениями, мы разошлись во мнениях: я настаивал, что лепестки идеальны и привычны, работать с ними легко и удобно, на что мой оппонент удивлялся и настаивал, что такая система кажется ему как минимум необычной. Ларчик открывался просто: при очередной смене автомобилей и мне достался GTS с нетрадиционными лепестками (в паре с ними наличествовал руль, обтянутый алькантарой). Очевидно, это опциональное преимущество – надо просто примерить, какой тип управления вам больше подходит: с традиционными лепестками, когда левый рычаг понижает передачу, а правый повышает, или с клавишами на ободе, когда передачи перещелкиваются движениями пальцев вверх-вниз одинаково с любой стороны руля.

Кстати, о подрулевых переключателях: теперь я имею в виду уже пластиковые рычаги управления светом и бортсистемами. Эти элементы показались мне единственными чуточку диссонирующими с остальной роскошной отделкой Panamera GTS. Нет, они выполнены аккуратно, просто выглядят достаточно простыми – как в любом другом автомобиле. А Panamera – это не любой автомобиль.

Желтое на красном

Желтое и красное – отличное цветовое сочетание (хоть и знакомое нам больше по другому популярному бренду). Но в нашем случае желтый цвет – опцио­нальный. Желтые суппорты – верный признак того, что на вашем автомобиле стоит композитная керамическая тормозная система, которая устанавливается только на 20-дюймовые колеса. Такие тормоза не только не греются, позволяя эксплуатировать машину в экстремальных условиях намного дольше, но и имеют тормозные диски на 50% легче, чем аналогичные чугунные. В общем весе авто это не такая большая потеря веса, но это та самая знаменитая неподрессоренная масса, где каждые 100 г имеют очень большой вес – извините за тавтологию. Стандартно же Panamera GTS оснащается такими же тормозами, как и PanameraTurbo, – c алюминиевыми неподвижными суппортами, окрашенными в красный цвет, и вентилируемыми дисками.

Что касается личных ощущений по торможению – как мне кажется, автомобиль с такой массой по законам физики вообще не должен останавливаться так, как это делает Panamera GTS. Безусловно, на треке приходилось иногда делать круги, чтобы остудить тормоза, ведь даже керамика не всегда готова выдержать журналистский напор, но делать это приходилось намного реже, чем обычно.

Выше или ниже

И наконец, еще одна особенность Panamera GTS – пневмоподвеска с амортизаторами с изменяющейся жесткостью. Panamera GTS и так имеет клиренс на 10 мм ниже, чем у обычной версии, а включение спортивного режима еще на 15 мм сокращает расстояние от кузова до асфальта. Для трека это отличное умение, но ведь бывают и обратные потребности – например, нежданная яма на киевском асфальте или порожек при заезде в гараж. Не вопрос – специальная кнопка поможет владельцу приподнять Panamera GTS на целых 30 мм.

В качестве опции для Panamera GTS предлагается и система активного противодействия кренам, которая уже в самом начале вычисляет в повороте склонность кузова к наклону и в значительной степени снижает его. Мало того, она же снижает раскачку автомобиля на волнистой поверхности – с помощью тех же активных стабилизаторов в составе обеих подвесок, которые в зависимости от угла поворота руля и поперечного ускорения создают усилие, противодействующее боковому крену.

Минуты удовольствия

Усталые, но счастливые, мы возвращаемся с трассы в отель – практически тем же путем.

– Мне не то чтобы страшно, но я просто предупреждаю: уже «сотня»… – мягко возвращает меня на землю мой коллега, с комфортом устроившийся в кресле пассажира справа. И это на горном серпантине! Но он зря беспокоится: после взаимопонимания, достигнутого на треке, мы можем исполнять еще и не такое. Porsche Panamera GTS – автомобиль уникальный, который, оставаясь в повседневной жизни комфортнейшим средством передвижения, готов похвас­таться действительно спортивным (а не псевдоспортивным!) поведением и показать себя достойным бойцом даже на гоночной трассе. Но я сбрасываю скорость – и правда, ведь это обычная горная дорога, а не гоночный полигон, а каждый километр приближает меня к минуте расставания с этим автомобилем. Зачем же красть у себя удовольствие?

Девятый не лишний

Итак, что мы имеем? В линейке Porsche Panamera версия 4S c 400-сильным
мотором разгоняется до 100 км/ч за 5 с и имеет максимальную скорость 282 км/ч. Далее в рейтинге Panamera раньше следовал Panamera Turbo с 500-сильным мотором и ускорением до «сотни» за 4,2 с. Сотня «лошадей» разницы между двумя версиями – это ли не повод вместить между ними еще одну? Porsche предлагает некий усредненный вариант – автомобиль на грани настоящего спорта и эпикурейского наслаждения. Он и выглядит, и ведет себя на трассе как Panamera Turbo, но в то же время не обладает возможностями, которые могут увлечь слишком азартного владельца в неприятные ситуации.

Panamera S стартует в цене с 94 400 евро, полноприводная версия оценивается в 103 200 евро, а вот Panamera Turbo стоит уже 150 600 евро – полторы «эски»! В то же время новинка оценивается на нашем рынке в 113 000 евро – это гораздо ближе к цене S, нежели к сумме, запрашиваемой за Turbo.