Что стучит в подвеске?

218
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 2, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Что стучит в подвеске?

«Хороший стук себя покажет» – так говорят ленивые мастера автосервиса в ответ на жалобы клиента о непонятных звуках из-под днища. Но стоит ли ждать, когда прямо на ходу начнут отпадать детали подвески?

В подвеске автомобиля не менее десятка различного рода шарнирных сочленений, которые и являются главной проблемой ходовой части. Шарниры со временем изнашиваются, начинают люфтить и сопровождать перемещения деталей звуком. Последнее даже неплохо, потому что акустическое сопровождение служит водителю сигналом к ремонту. В противном случае неисправность надолго остается замаскированной, а с проблемами в подвеске шутки плохи. Из-за них машина может потерять управление. Давайте разберем стуки и скрипы ходовой части «по косточкам». Отметим при этом, что большинство стуков ходовой проявляются при активной работе подвески, то есть на неровностях или в поворотах. Но окончательный диагноз нужно ставить не на дороге, а на СТО при помощи опытных автомехаников или специальных стендов.

Барабанная дробь

Мелкие дробные стуки со стороны того или иного колеса могут свидетельствовать о нескольких проблемах. Чаще всего так звучат разболтанные стойки стабилизаторов. В особенности звуки слышны на неровностях мелкого и среднего масштаба. Стабилизатор как деталь изолирован от других частей автомобиля резиновыми втулками и/или шаровыми шарнирами, поэтому обычно такой вид неисправности не отдается гулко на весь кузов, оставаясь локализованным около того колеса, где имеет место проблема.

Замена стоек стабилизатора – наи­более частый вид ремонта подвес­ки, у разных моделей он требуется с периодичностью 10–50 тыс. км. По конструкции стойки могут быть попроще – со сменными втулками и более сложные – с неразборными шаровыми шарнирами. Соответственно, значительно отличается и цена запчастей. Отметим, что, как правило, изношенные стойки не оказывают серьезного влияния на безопасность движения, хотя затягивать с ремонтом не стоит, поскольку проблемы могут распространиться на соседние детали. Имейте в виду, что у некоторых моделей автомобилей на задней оси стабилизатора поперечной устойчивости (так полностью называется этот узел) может и не быть.

Подобным образом и при подобных обстоятельствах звучат и изношенные шаровые опоры рычагов подвески: люфт в этом шарнире сопровождается стуком, когда колесо часто ходит вверх-вниз с небольшой амплитудой. Правда, во многих случаях шаровая гремит сильнее, чем стойка стабилизатора. На современных машинах шаровые опоры неразборные, меняются только в сборе (хотя, по сути, в них изнашиваются только пластиковые вкладыши). Более того, нередко опора является неотъемлемой частью рычага и заменить ее отдельно нельзя, из-за чего цена ремонта оказывается немалой. И откладывать его нельзя, поскольку «разбитая» опора влияет на углы установки колес, нарушает управляемость, и в конце концов все может закончиться разрушением узла и аварийной остановкой автомобиля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Лобовое стекло. Проблемы и решения

Аналогичным образом дают о себе знать разболтанные сочленения рулевой трапеции: чаще речь идет о шарнирах тяг, расположенных возле колес, реже – о внутренних шарнирах, которые установлены ближе к рейке. Наружные шарниры обычно меняются отдельно, внутренние иногда считаются пожизненными, то есть служат столько же, сколько и весь реечный механизм, и меняются вместе с ним. Мелким дробным стуком на неровностях иногда «высказывается» и сама рейка. В большинстве случаев она подлежит ремонту или регулировке, хотя есть модели, где это невозможно.

Наковальня

Одиночные, бессистемные удары при работе подвески может издавать все тот же стабилизатор – при вышеупомянутом износе его стоек, а чаще – при износе втулок стабилизатора, через которые он крепится к кузову. Стуки подобного рода более гулкие, более заметные, хотя и менее частые. Такой аккомпанемент имеет место не обязательно на ямах, но и в повороте, при кренах кузова и его раскачке.

Отдельными несистематическими звуками сопровождается работа подвески с пришедшими в негодность сайлент-блоками рычагов – втулками, через которые рычаг крепится к кузову. Если эта резино-металлическая деталь порвана или деформирована, рычаг получает свободу в непреду­смотренных плоскостях. Звук возникает уже при крайнем износе и сопровождается также уводом автомобиля с курса, неравномерным износом соответствующей шины и даже видимым нарушением углов установки колес. Износ сайлент-блоков наступает позже других расходников ходовой, обычно ближе к 80–100 тыс. км пробега. Собственно, отсылка к расходникам тут не особо уместна, поскольку во многих случаях сайлент-блок неотделим от рычага – во всяком случае, согласно официальной документации производителя. Чтобы не менять этот шарнир в сборе с рычагом, некоторые умельцы пытаются заменять эти детали по отдельности.

Отчетливые удары, гулкие и массивные, сопровождают каждое резкое движение колеса вверх-вниз при неис­правном амортизаторе. Водитель не всегда оценивает этот звук правильно, часто принимая его за нормальное явление при преодолении выбоин среднего и крупного размера. В то время как исправный амортизатор должен демп­фировать (смягчать) работу пружины подвески на ямах, исключая громкий звук и сотрясение. Правильно диагностировать эту неисправность можно на специальном стенде, который показывает эффективность амортизатора в цифровом выражении, обычно в процентах от максимальной эффективности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Свечи зажигания: чем они друг от друга отличаются?

Переборкой амортизаторов сегодня практически никто не занимается, и замена их целиком обходится весьма недешево. Но ездить с изношенными демпфирующими элементами небезопасно, поскольку кроме снижения комфорта «уставший» амортизатор удлиняет тормозной путь на неровной дороге.

Художественный свист

Скрип и писк, казалось бы, всего лишь досадное явление, но обычно оно оказывается сигналом тревоги. Часто скрип издают шаровые опоры, по какой-то причине оставшиеся без смазки или пораженные коррозией, а в таких условиях, как известно, данный узел трения долго не проживет. То же самое можно сказать относительно наконечников рулевых тяг – шарниров, расположенных около передних колес. Пополнение запаса смазки в современных шаровых опорах и рулевых наконечниках конструкцией не предусмотрено. Но при желании все еще можно найти умельцев, которые врезают в корпус таких шарниров масленки и шприцуют их.

Изредка скрип и скрежет при вращении руля генерируют опорные подшипники передней подвески типа McPherson. Как правило, эти ответственные детали заменяют в сборе без лишних разговоров.

Леденящий душу скрип издают тормозные колодки – естественно, при торможении. Причина – износ колодок до металла, иногда – загрязнение направляющих, чаще – несоответствие колодок дискам или просто результат непритертости новых колодок к старым, изношенным дискам. Кстати говоря, колодки тормозов могут не только скрипеть, но и греметь на неровностях. Такое бывает не часто: как правило – из-за утерянных специальных удерживающих элементов (пружин), реже – из-за износа деталей колесного тормозного механизма.

Не откладывай

Мы рассказали не обо всех причинах стука из-под днища машины, но имейте в виду: мы старались осветить те, которые могут угрожать безопасности движения. Поэтому, если начало что-то стучать, поскорее обращайтесь на СТО, мастерам которой доверяете. И не переживайте прежде времени – многие такие неисправности удается устранить за небольшие деньги.