Искрометный разряд

После окончания гарантийного срока на автомобиль большинство владельцев «железных коней» посещает сервис только в случае поломки своего любимца. Лишь замена масла, как признак заботы о двигателе, проводится регулярно. Остальному не придают значения. И очень напрасно. Например, несвоевременная замена свечей зажигания может обернуться большими неприятностями

141
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Cервисные интервалы по замене расходников никто не отменял, даже если срок официальной гарантии истек. Механизмы автомобиля требуют регулярного обслуживания, потому что детали, какими бы надежными они ни казались, периодически выходят из строя. После превышения рекомендуемого срока замены появляется высокая вероятность неисправной работы свечи зажигания, что неизбежно отразится на других деталях двигателя и системы зажигания. Это может привести даже к капремонту силового агрегата. Без преувеличения.

Скрытая опасность заключается в том, что неисправность может проявиться не сразу, особенно на современных автомобилях, где применяются крайне эффективные методы борьбы с вибрацией двигателя. Электроника постарается замаскировать изменения в работе силового агрегата. Поэтому важно знать некоторые признаки возможной неправильной работы свечей. Особенно если замена по регламенту не в почете.

Подозрения на работу свечи возникают в случае тяжелого пуска, троения, нестабильной работы двигателя. Даже при непостоянных проблемах стоит сделать диагностику, поскольку периодические пропуски зажигания могут вывести из строя катушку зажигания или даже катализатор, в который попадает несгоревшее топливо. Неисправность свечи влечет за собой увеличение расхода топлива и показателей CO2 в выхлопе. При этом разгонная динамика, напротив, ухудшается.

Выявить и проверить неисправную свечу несложно, однако при поиске следует обратить внимание на целостность катушек зажигания, высоковольтных проводов, наличие масла или другой жидкости в свечных колодцах. Все это сигнализирует о проблемах в других источниках. При ярко выраженной нестабильной работе двигателя выявить неисправную свечу получится на слух. Нужно поочередно менять свечи на новые, а также, снимая с каждой свечи высоковольтный колпачок, наблюдать за работой мотора. Если отсоединить работающую свечу, двигатель начнет захлебываться, сильнее «троить» или вообще заглохнет. А если после отсоединения ничего не изменилось, значит, эта свеча и является неисправной.

Есть еще один распространенный способ диагностики, которую сможет выполнить любой водитель. Достаточно выкрутить свечу, но оставить ее подключенной к источнику питания, прислонить к блоку цилиндров и понаблюдать за искрой. При неисправности она может совсем отсутствовать или пробивать на изолятор. Присутствие на изоляторе нагара является гарантией того, что случится пробой и искра будет уходить на массу. Следует очистить нагар с помощью мелкой наждачки, жесткой щетки или же пескоструйки. Свечи нужно в обязательном порядке заменить при повреждениях и неестественно больших отложениях.

Что касается двигателя, то со временем из-за интенсивной работы и старения механизмов ему нужно уделять даже больше внимания. А свеча является расходным материалом, который подлежит замене после отработки определенного ресурса. И забыть о ней, значит, как минимум ухудшить возгораемость топлива и повысить расход. Как максимум – поменять сопутствующие дорогостоящие детали или даже приготовиться к капитальному ремонту двигателя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Куда уходит масло в автомобиле?

Проблемы выбора

Если все вышесказанное не по душе, хочется просто поменять деталь на сервисе и забыть о проблеме, не лишним будет понимать, какие есть варианты и чем один лучше или хуже другого. Зачастую при выборе свечи автовладелец доверяется рекомендациям сервисмена, а тот, как правило, руководствуется собственной выгодой либо наиболее простым и привычным для него вариантом. В результате выбор делается в пользу самой именитой и дорогой марки либо в пользу лучшего соотношения цена-качество. Ни тот, ни другой вариант не гарантирует оптимальное решение.

Хорошая свеча должна обеспечить искрообразование независимо от погоды, температуры, качества топлива или условий эксплуатации. Эволюция стандартов автомобильной промышленности порождает многочисленные требования к деталям и компонентам. Сторонники бюджетных вариантов могут недоумевать: зачем появляются свечи с применением дорогостоящих металлов и заоблачными ценами? Дело в том, что воздействие смены циклов двигателя, огромный перепад температур и давления, влияние агрессивной среды топливных испарений, остатки процесса горения повышают требования к материалам. Любая, даже стандартная свеча, должна выдавать искру в условии постоянных критических нагрузок: при температуре в 1000°С, напряжении 25–30 кВ и выше, давлении до 80 бар. Постоянно растущие темпы жизни, ведущие к увеличению интервалов техобслуживания, все более строгие ограничения шумов и вибраций, ужесточение экологических требований вынуждают к постоянному поиску новых решений при изготовлении свечей.

Сильные отложения на свече могут появляться из-за некачественного топлива, повышенного расхода масла или попадания охлаждающей жидкости

Исследования инженеров касаются в основном материалов и форм токопроводящих электродов. Для улучшения искрообразования пытаются применять электроды меньшего размера, с многочисленными ребрами или продольными канавками. Наиболее эффективным считается применение новых металлов при изготовлении токопроводника.

Стандарт

Классическая технология изготовления свечи подразумевает применение никелевых сплавов. Такие свечи приобрели популярность и много лет не нуждались в аналогах благодаря относительной простоте исполнения, привлекательной цене и достаточно неплохих характеристиках. Получили распространение и биметаллические решения: для улучшения теплопроводности стандартных электродов их сердцевина может быть выполнена из меди, при этом цена остается доступной.

Ресурс никелевой свечи составляет от 20 до 30 тысяч километров. Постепенно из-за постоянного воздействия тока происходит выработка на металлической поверхности, что негативно отражается на воспламеняемости и меняет технологический зазор. Решением проблемы могло бы стать увеличение диаметра электрода, но, по расчетам инженеров, лучшая воспламеняемость требует не увеличения, а уменьшения его размеров.

Углеродистые отложения могут обильно покрывать электроды и изолятор, когда температура свечи не превышает 450°С, что препятствует самоочищению

От характеристик свечи в итоге зависят и параметры двигателя. Поэтому крайне важными являются скорость воспламенения, а также интенсивность воспламенения при приближении к верхней мертвой точке. Это зависит от междуэлектродных зазоров, длины искры и калильного числа свечи, что напрямую сказывается на расходе топлива. Для улучшения фронта пламени и увеличения длины разряда зачастую применяют так называемую сколь­зящую искру. В отличие от воздушной, которая возникает между двумя электродами по воздуху, скользящая искра, условно говоря, растягивается с помощью верхушки изолятора и специальной формы электродов. В результате она преодолевает большее расстояние, образуя увеличенное пламенное ядро, способствующее воспламенению смеси. Существует еще ряд технологических способов увеличить воспламеняемость смеси в цилиндрах – использование нескольких свечей в одном цилиндре, реализация открытого искрового пространства или применение нескольких боковых электродов на одной свече.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Вся правда про ГБО

Многоэлектродники

Появление нескольких электродов на свече было вызвано желанием увеличить ее ресурс и получать искру в условиях даже некачественного топлива. При наличии нагара или отложений искре все труднее пробиться к боковому электроду, поэтому она уходит по пути наименьшего сопротивления. Наличие нескольких боковых электродов увеличивает шансы на искрообразование кратно их количеству. Но стоит также понимать, что вопреки некоторым рекламным лозунгам за один раз возникает только одна искра на один боковой электрод, поэтому качество самой искры от количества электродов не зависит. Ресурс центрального электрода также остается ограниченным. Несмотря на некоторое возможное увеличение ресурса свечи, ее замена все же должна быть приближена к рекомендуемой автопроизводителем.

Драгметаллы

Существующих технологий оказалось недостаточно для удовлетворения современных требований к мощности двигателя при работе на все более обедненных смесях, которые неизбежны при постоянном ужесточении экологических норм и использовании популярного газового топлива. Наиболее эффективным решением на сегодня стал поиск альтернативных металлов для производства электродов. И как ни странно, самыми подходящими оказались редкие и драгоценные. Наиболее дешевый из них – серебро. Но чаще используют титан, иридий, иттрий, платину и соединения на их основе. Показатели прочности редких металлов, жаростойкости, теплопроводности, стойкости к коррозии также намного превосходят стандартные никелевые сплавы. Ресурс свечи с такими электродами возрастает в два, а то и в пять раз. Причем параметры ее применения закладываются инженерами еще на этапе проектирования двигателя.

Применение драгоценных металлов позволяет не опасаться сверхвысоких температур и повышенного износа. Уменьшенный диаметр электрода из ценных металлов обеспечивает лучшую токопроводимость и увеличивает фронт пламени. Для сравнения температура плавления никеля составляет 1455°С, а иридия –
2447°С. Благодаря лучшим характеристикам драгметаллов можно уменьшить не только диаметр электродов, но и напряжение для возникновения искры. Это особенно важно для обедненных смесей, в том числе для работы на газе. Например, воспламенение газовой смеси требует увеличения напряжения на 5000 В по сравнению с бензином. Материал боковых электродов при этом должен обладать стойкостью к повышенной электроискровой эрозии. Также для понижения пробивного напряжения на газе необходим небольшой предустановленный зазор в 0,8 мм.