Не дай ему замерзнуть

Зима приносит автомобилисту массу хлопот. Избежать холода в квартире помогает утепление фасадов, но что делать, когда тепла недостает автомобилю?

141
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Красочная реклама дает нам надежду на то, что с автомобилем мы покупаем другой мир, в котором всегда тепло и комфортно. Но при наступлении серьезных холодов может обнаружиться, что двигатель нагревается недостаточно, а печка не справляется с обогревом салона.

И тогда желание дискутировать на тему необходимости автомобильного отопителя отпадает само собой – нужно скорее решать проблему.

Кому довериться?

Потребность в дополнительном обогреве всегда существует у дизельных двигателей, учитывая их конструктивные особенности. Но в последние годы проблема ширится и становится актуальной для бензиновых агрегатов и электромобилей. Несмотря на бурное развитие моторостроения, многие бывалые автомобилисты убеждены, что печка классической модели «Жигулей» даст фору любой новомодной разработке. Но очевидно, что миллиарды долларов, инвестированные автопроизводителями в инновационные технологии, не могут быть потрачены впустую, поэтому на проблему стоит смотреть в несколько иной плоскости.

Борьба за экологию породила «даунсайзинг» – тенденцию к ограничению объемов двигателя и уменьшению его размеров и веса. Вместе с тем силовой агрегат должен соответствовать все более жестким экологическим требованиям, что отражается на возможности двигателя выделять достаточное количество тепла для обогрева. Обычно его хватает для умеренного климата континентальной Европы или Турции, но в скандинавских странах, например, автомобили изначально оборудованы предпусковыми подогревателями.

В Украине такая опция для некоторых новых автомобилей тоже доступна, однако нужно учитывать несколько моментов – высокую цену и фактическую непригодность к ремонту. В случае неисправности подогревателя дилерский сервис предложит только замену агрегата целиком. Отремонтировать его «на стороне» тоже будет несколько проблематично, ведь доступ к сервисной информации по обслуживанию отопителей есть только у дилера. Поэтому все ремонтные работы таких агрегатов – пресловутый метод проб и ошибок механика. Несмотря на то что в первичное оснащение компоненты поставляют лидеры рынка, немецкие Webasto и Eberspacher, такие подогреватели отличаются от поставляемых на aftermarket-рынок.
Соответственно, перед принятием решения нужно определиться, готовы ли вы платить за установку и обслуживание подогревателя дилеру либо на свой страх и риск сэкономите, купив и установив отопитель там, где вам заблагорассудится.

Виды отопителей

Существует два наиболее распространенных вида дополнительных устройств для обогрева автомобиля: жидкостные и воздушные. Жидкостный обеспечивает предварительный подогрев двигателя, а воздушный незаменим при обогреве салона автомобиля.

Стоимость и обслуживание предпускового подогревателя жидкостного типа дороже, чем воздушного, что оправдано с точки зрения функциональности. Жидкостное устройство объединяет в себе функции предпускового подогревателя двигателя и обогревателя салона. Основной его задачей является предварительный прогрев силового агрегата, чтобы обеспечить легкий и стабильный старт при низких температурах. Это минимизирует экстремальную работу мотора в условиях отсутствия масляной пленки, а также снимает нагрузку со стартера и аккумулятора. Аппарат также обеспечивает обогрев салона, но не может использоваться для этих целей на протяжении длительного времени, поскольку включенный вентилятор стремительно разряжает АКБ. При этом потребление энергии самим отопителем минимально.
Немецкие производители уделяют большое внимание безопасности использования своего оборудования. Благодаря оснащению отопителя блоком управления перед каждым запуском он опрашивает все подключенные системы: проверяется подача топлива, уровень антифриза и напряжение в АКБ. Включается система по предварительной настройке таймера или с помощью дистанционного управления. При недостаточном напряжении отопитель не запускается.

Автономный предпусковой подогреватель жидкостного типа работает благодаря подогреву антифриза, который по малому кругу гоняет электрическая водяная помпа. Для этого при установке подогревателя необходима врезка в контур системы охлаждения, подключение для подачи топлива и питания от АКБ. Такой монтаж требует профессионального подхода и влияет на гарантию автопроизводителя. Автономный отопитель оснащен собственным глушителем, благодаря чему продукты сгорания топлива не попадают в салон при обогреве.

Электроника современных автомобилей не всегда позволяет устройству нормально функционировать. В таком случае установщик должен уметь правильно обойти блокировку, чтобы подогреватель не работал с ограниченным функционалом. Например, нередко не удается подключить реле, необходимое для обогрева салона. Тогда устанавливается IPCU-реле для запуска вентилятора салона, что позволяет программировать скорость обдува и включать климат-контроль на первом положении вентилятора. Другие режимы создают повышенный разряд аккумулятора. У современных Mercedes-Benz и BMW зачастую возникает проблема блокировки подключения подогревателя CAN-шиной. Решить ее удается путем установки дополнительного блока управления стоимостью около 300 евро. Изредка случается и так, что нормальное функционирование отопителя вообще невозможно и автомобиль с включенным подогревателем уходит в аварийный режим.

Что касается аналогов продукции признанных немецких производителей, то, несмотря на меньшую стоимость, их ресурс существенно ниже. Иногда такие отопители получают положительные отзывы, но в массе своей остаются неремонтопригодными. Их корпуса и детали не обладают достаточной стойкостью к коррозии, в результате чего не удается сохранить герметичность при повторной сборке. Слабыми местами таких агрегатов являются также свечи, электронные датчики и насосы. О китайских отопителях не стоит даже задумываться – при внешнем сходстве с немецкими аналогами их начинка попросту не соответствует базовым требованиям. Так, вместо подшипников нередко устанавливаются простые втулки, а вместо мощных моторчиков могут стоять игрушечные, похожие на загрузочные моторчики от видеомагнитофона.
Для длительного обогрева салона необходим воздушный обогреватель, именуемый в простонародье феном или дуйкой. Сфера его применения достаточно широка: кроме минивэнов и микроавтобусов, он успешно используется в трейлерах, грузовиках, яхтах. Меняется лишь мощность агрегата. С таким подогревателем можно уверенно стоять в пробке, ожидать очереди на границе, переждать снежный занос, просто переночевать с включенным обогревом и не опасаться за разряд аккумулятора.

Обслуживание

Официальная гарантия на немецкие отопители составляет 2 года или 750 часов, но практика показывает, что их реальный ресурс может достигать 8–10 лет. Оборудование не требует проведения особых регламентных работ, но при бездействии может забиваться, подклинивать из-за попадания дорожной грязи, влаги и реагентов. Самое негативное воздействие оказывает попадание соли. Она буквально вгрызается в любую щель, поэтому единственным требованием для нормального функционирования оборудования является его регулярная работа для самоочистки. Следует включать прибор хотя бы 1–2 раза в месяц даже не в отопительный сезон. Если не следовать этим рекомендациям и не включать прибор в теплое время года, стоит посетить СТО до наступления холодов и сделать профилактику. В таком случае механик разбирает оборудование и чистит его механическим путем.

Для исправной работы автономного отопителя ни в коем случае нельзя использовать герметики для системы охлаждения. Они выводят из строя помпу стоимостью 100–120 евро. Также следует воздержаться от применения топливных присадок, которые могут повлиять на работу свечей.

Большинство неисправностей отопителей украинские механики научились устранять даже в отсутствие рекомендаций со стороны официальных представителей. Квалифицированно выявить проблему помогает специальный диагностический сканер: для оригинального оборудования – дилерский, для немецких отопителей – их фирменный. Диагностика позволяет опросить электронные составляющие: блок управления отопителем, датчики температуры на входе и выходе, датчик горения пламени, контролирующий работу печки. По совокупности факторов диагностика способна выявить возможные проблемы в работе моторчика, свечи, помпы и даже топливного насоса. Стоит отметить, что самодиагностика или неквалифицированный ремонт в гаражах может обернуться двойными расходами.

Электрический обогреватель

Существует еще один, малораспространенный у нас способ предпускового подогрева с помощью оборудования, подключенного к бытовой электросети. Подогрев охлаждающей жидкости в таком случае происходит в течение длительного времени, не давая температуре опуститься до запуска двигателя. Скорее всего, такое решение предусмотрено для северного климата, где сверхнизкие температуры часто не позволяют автомобилю завестись. Стоит также учесть, что такой способ нельзя назвать автономным или мобильным, так как он требует доступа к розетке.

Согреет ли электромобиль?

В электромобилях для обогрева салона предусмотрены специальные тэны, однако они не выделяют достаточного количества тепла при сильных морозах. К тому же и без того ограниченный запас хода сокращается вдвое. Проблема дооборудования электромобилей обогревателями решается только в частных специализированных мастерских. Умельцы в «холодных» странах пришли к этому давно, но в наших краях установкой обогревателей в электромобили занимается пока лишь несколько человек.

Комментарий

Николай
Шуляковский,
ведущий инженер
ООО «Эберспехер Украина»

Сегодня на рынке есть множество моделей автомобильных охранных систем с функцией удаленного запуска двигателя. Но такие системы делают то же самое, что и водитель, то есть запускают холодный мотор. А «предпусковик» является независимым от двигателя источником тепла. Он работает на топливе автомобиля, прогревая жидкость системы охлаждения и, как следствие, двигатель и салон. Тепло в салон поступает из печки автомобиля через штатную систему воздуховодов. Автомобиль, оборудованный автономным отопителем, к приходу владельца на парковку имеет очищенные ото льда стекла, теплый салон, теплый двигатель –
движение можно начинать сразу. «Холодного пуска» – стоянки с заведенным двигателем и связанных с этим проблем – нет в отличие от варианта с использованием сигнализации. У автомоби­лей, оборудованных турбированными двигателями
с непосредственным впрыском топлива (бензин/дизель с небольшим рабочим объемом), есть проблема нехватки тепла во время движения.
К тому же эти двигатели абсолютно не греются на холостых оборотах. Такие двигатели, а с ними и их владельцы страдают от хронического недогрева в холодное время года. Во время стоянки в пробках температура двигателя быстро падает, и тепла для салона не хватает. «Предпусковик» отлично решает и эту проблему: он может использоваться в том числе и в движении. Решить такие задачи сигнализации
с дистанционным или автозапуском не под силу.