По батареям!

С приближением зимы все актуальнее становится вопрос: переживет ли старый аккумулятор еще один год зимней эксплуатации?

220
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Большинство автолюбителей ожидает постепенного и ощутимого для водителя ослабевания мощности аккумуляторной батареи. Поводом для беспокойства является заметное ухудшение холодного старта, тусклый свет фар или слабый звуковой сигнал. Но проявление признаков неисправности далеко не всегда происходит постепенно или становится явно выражено. Нередко аккумулятор подводит совершенно некстати и без предварительных симптомов. Это обусловлено особенностями его устройства – окончательное падение напряжения происходит только перед полной разрядкой.

Это необслуживаемая батарея, но под наклейкой можно различить контуры пробок. Потери воды должны быть незначительны, однако при жестких режимах эксплуатации они все же случаются. Долить воду можно, если пробки предусмотрены конструкцией

Стоит понимать, что неисправности АКБ – болезнь не только подержанных автомобилей со старыми батареями и неисправным электрооборудованием, подобные проблемы случаются и на совсем новых машинах. В автомобилях возрастом от одного до шести лет, несмотря на еще свежие аккумуляторы, неисправность чаще всего вызвана обилием бортовой электроники. Такие системы, как старт-стоп или система рекуперации тормозов, сами по себе потребляют много энергии. К этому добавляется большое количество систем обеспечения комфорта (обогрев сидений, стекла, предпусковые подогреватели, кондиционер и прочее). Аккумулятор попросту не справляется с нагрузкой, а городские короткие поездки и простой в пробках не обеспечивают заряда против таких истощений.

Для иллюстрации общей картины неисправностей стоит просмотреть статистику немецкого автомобильного клуба ADAC. Неисправность АКБ является причиной поломок не менее чем в 30% случаев. И это не предел, ведь проблемы с АКБ могут также отразиться на состоянии генератора, стартера и элементов систем электроники и комфорта.

Профилактика

Оптимальный срок службы и гарантия на стартерную аккумуляторную батарею рассчитаны исходя из нормального режима эксплуатации, в котором она получает необходимую дозарядку от генератора. Повышенный и пониженный ток одинаково вредны для аккумулятора, поэтому важно уделять внимание инспекции работы стартера и генератора. Например, неполадки стартера увеличивают силу потребляемого им тока, а неисправное реле генератора может давать повышенный или пониженный заряд батареи. В результате батарея выходит из строя значительно быстрее. Неправильную работу электрики могут вызвать также косвенные причины: окисление клемм ведет к ухудшению параметров стартера и заряда батареи, также недозаряд гарантирован при слабом натяжении приводного ремня.

Постоянный недозаряд может привести к полному или глубокому разряду – критическому состоянию, после которого батарея может уже не восстановиться. Глубокий разряд является самой распространенной причиной выхода АКБ из строя и опасен тем, что водитель не замечает, как разряд накапливается. Это происходит при недостатке или отсутствии заряда, например при коротких непродолжительных поездках, долгом простое автомобиля или эксплуатации в лютые морозы.

Правый «плюс» говорит об «обратной» (или «европейской») полярности. «Прямая» полярность присуща большинству оте- чественных и китайских авто. Токовыводы азиатских машин расположены сверху АКБ, а на европейских утоплены в корпус

В результате сильного разряда происходит так называемая сульфатация пластин – крупные кристаллы свинца закрывают поры активной массы, в результате чего емкость аккумулятора понижается. Устранить незначительную сульфатацию можно с помощью длительного заряда током, равным 10% от номинальной емкости. Еще правильнее регулярно проводить контрольно-тренировочные циклы, позволяющие полностью разрядить и зарядить батарею несколько раз. Это помогает «раскачать» батарею, увеличить ее емкость и повысить ресурс. Такие циклы рекомендованы даже новым аккумуляторам в качестве профилактики. Но не стоит надеяться на чудо, если вы вдруг решились на подобные процедуры на пятом году жизни аккумулятора: ожидаемого увеличения емкости не произойдет. Проведение полного контрольно-тренировочного цикла потребует нескольких дней (каждый этап не менее 10 часов) и применения специального оборудования, поэтому все же лучше посетить автосервис.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Куда уходит масло в автомобиле?

Еще одной важной причиной неисправности батареи является низкий уровень электролита. Не будем рассуждать о возможности добавить воду в необслуживаемый АКБ, но если определенный уровень предусмотрен, то за ним нужно следить. В процессе работы батареи вода понемногу испаряется из емкостей. Особенно активно эти процессы происходят летом, когда температура воздуха и подкапотного пространства повышается, тем самым способствуя испарению. Вода активно улетучивается и при повышенных токах зарядки. Важно также понимать, что превышение уровня так же критично, как и его понижение.

Предостережение касается также желающих долить или поменять электролит. Низкая плотность или недостаток электролита не повод его добавлять. В результате эксплуатации уровень электролита может падать из-за выкипания воды, но количество серы в банках остается прежним. Доливать электролит стоит только в случае, если он пролился из банки или загрязнен. В остальных случаях решение стоит принимать на основании замеров плотности электролита и проверки АКБ нагрузочной вилкой, так как неоднородность и чрезмерная плотность электролита могут ухудшить показатели аккумулятора.

Ток заряженной батареи без нагрузки должен составлять не менее 12,6 вольт, под нагрузкой – не менее 10,2 вольт

Разряд при долгом простое происходит из-за присущего всем батареям эффекта саморазряда. Нормальным считается потеря 10% заряда за 14 дней, но этот показатель существенно увеличивается при загрязнении и попадании влаги на батарею. Стоит заметить: чем ниже температура, тем хуже зарядка батареи генератором. Например, при -30°C за бортом зарядка генератором практически не осуществляется, поэтому при суровых морозах стоит заносить аккумулятор в отапливаемое помещение и подзаряжать с помощью стационарного зарядного устройства. Непосредственно на батареи отрицательные температуры влияют двояко. Холода позволяют уменьшить саморазряд аккумуляторных батарей, но неполная зарядка отзовется плохой работой или даже отказом аккумулятора в мороз. Это связано с уменьшением рабочих температур электролита с недостаточной плотностью. Например, замерзание стандартного электролита с плотностью 1,28 г/см3 предусмотрено при -65°C, но понижение его плотности до 1,2 г/см3 (разряд АКБ 60%) приводит к замерзанию уже при -20°C. Дальнейший разряд и, следовательно, понижение плотности электролита приведет к температуре замерзания -7°C. Поэтому, чтобы избежать кристаллизации электролита, разряженные батареи нельзя оставлять в автомобиле, а следует заносить в тепло.

Типы батарей

Если никакие способы воздействия на аккумулятор не дают должного эффекта, ее все же потребуется заменить. А для этого нужно ориентироваться в типах современных стартовых АКБ. Среди стартовых батарей на сегодняшний день встречаются обслуживаемые или малообслуживаемые, необслуживаемые и гибридные. Также батареи делятся по технологии изготовления материалов электродов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Тормоза перед зимой: готовность №1

Классический тип (Pb-Sb) – обслуживаемые, так называемые малосурьмянистые батареи, в основе которых лежат свинцовые пластины, легированные сурьмой. Такие батареи устарели морально и технически и встречаются сегодня в продаже очень редко. Хотя обладают очевидными плюсами: очень привлекательной стоимостью и стойкостью к глубокому разряду. Но на этом фоне есть значительные минусы: большая степень саморазряда, тяжелая восприимчивость к повторному перезаряду и очень сильная токсичность.

Гелевые батареи породили множество мифов, но их применение в автомобиле не оправдано: AGM-аккумуляторы имеют более высокие показатели

Большое распространение сегодня получили малообслуживаемые батареи с применением кальция для легирования одного электрода (Sb/Ca). Можно найти очень доступные по цене варианты, но также есть и достаточно дорогие образцы. Рекомендованы для подержанных и отечественных автомобилей, у которых наблюдается нестабильность в электрике и зарядке. Необходимо следить за уровнем электролита и по необходимости добавлять воду до уровня.

При изготовлении и положительного, и отрицательного электродов с добавкой кальция получается батарея с технологией (Ca/Ca), которая не требует обслуживания. Это и есть главное преимущество таких батарей, так как не придется возиться с электролитом. Но вместе с этим «двойной кальций» скрывает и определенные минусы. Такой тип аккумуляторов не переносит глубоких разрядов, которые неизбежно случаются в условиях городских пробок и украинских зим. В случае полного разряда восстановить батарею, скорее всего, не получится. Хотя в условиях мягкого центральноевропейского климата такая технология достаточно популярна.

Гибридные аккумуляторные батареи (CA+) сочетают в себе преимущества двух предыдущих типов (положительный электрод кальцинирован, а отрицательный сделан из малосурьмянистого сплава). В результате аккумулятор получает стойкость к глубокому разряду по сравнению с технологией «двойного кальция», а также улучшенные показатели высоких пусковых токов, виброустойчивости и саморазряда. Технология применяется большинством именитых производителей и является наиболее оптимальной на сегодняшний день, оставаясь относительно доступной по цене. Такая батарея обладает надежностью и долгим сроком эксплуатации.

Батареи AGM дороже обычных, но обеспечивают исключительные показатели в автомобилях с системами старт-стоп

Наиболее продвинутыми, а поэтому дорогими являются аккумуляторы на основе технологии AGM. Аббревиатура означает абсорбирующее стекловолокно, которое, прилегая к свинцовым пластинам, связывает электролит. Такие аккумуляторы обладают в четыре раза большей циклической устойчивостью и ускоренной внутренней реакцией относительно стандартных батарей. Такой аккумулятор может быть использован в любом автомобиле, но особенно рекомендуется при задействовании большого количества электрики и вспомогательных устройств. Однако стоимость таких девайсов чуть ли не единственный минус – они обойдутся втрое дороже стандартных АКБ. Батареи AGM штатно установлены в автомобилях с системами старт-стоп, и в этом случае не могут быть заменены на стандартные аккумуляторы.