Свечи зажигания: чем они друг от друга отличаются?

Эта маленькая деталь не стоила бы нашего внимания, не будь она одной из самых частых причин отказа всего автомобиля. Почему внешне одинаковые свечи для вашего мотора могут принципиально отличаться по свойствам?

Может показаться странным, но со времен первых автомобилей Карла Бенца начала 1900-х годов свеча зажигания почти не изменилась: стальной корпус с резьбой и шестигранником под ключ, белая керамика изолятора, электроды на двух полюсах. Но сходство только внешнее, а по характеристикам между ними целая пропасть. Перед нами – одна из интереснейших иллюстраций развития технологий: без внешних изменений каждый компонент радикально изменил свои качества.

Букет проблем

В свече зажигания сконцентрирована масса современных технологий. Неудивительно, ведь эта маленькая конструкция работает в беспощадных условиях: зажатая в колодце головки блока между четырьмя клапанами, свеча работает при внутреннем давлении 15 атмосфер и температуре свыше 1000°С. Наружная часть свечи на порядок холоднее, что тоже не облегчает ее службу.Сюда нужно добавить и «отягчающие» электрические

факторы: ток напряжением до 35 000 вольт, который должен создать электрическую дугу в нужном месте – на электродах. Металл, из которого они сделаны, не должен подвергаться эрозии, коррозии и оплавлению.

Эволюция бензиновых ДВС поне­многу уплотняет компоновку головки блока цилиндров. Рабочий объем двигателя, а с ним и геометрические размеры, и диаметр цилиндра уменьшаются, клапанов все чаще применяется четыре на цилиндр, а не два, как раньше. Это заставляет конструкторов делать свечу тоньше, что влечет за собой уменьшение диаметра резьбовой части и сокращение поверхности теплообмена свечи с головкой. И без того горячая, она охлаждается еще хуже.

Степень сжатия новых бензиновых двигателей от модели к модели растет, что усложняет условия искро­образования. Осложняет получение правильной искры и обедненная рабочая смесь, на которой во многих режимах работают современные моторы. Применяется на легковых двигателях и система дожига вы­хлопных газов (EGR). Чтобы вовремя поджечь смесь в таких условиях, требуется более мощная искра, а это сокращает срок службы электродов и повышает требования к свойствам керамического изолятора.

Иными словами, чтобы современная свеча достойно выдерживала эти, без преувеличения, адские условия, конструкторы вынуждены применять в ней все более сложные материалы и технологии.

На чем экономят

Качественная и посредственная свечи внешне могут быть совершенно неотличимы, при этом работать они будут совершенно по-разному.

Диэлектрические качества изолятора напрямую зависят от керамики, от глинозема для ее получения, а еще – от температуры и режима запекания. Выдержка в печах при переменной степени нагрева составляет долгие часы. Это огромный расход электроэнергии, поэтому безответственные производители экономят не только на качестве глины, но и на технологии ее обработки. Кроме того, печь с возможностью контроля температуры до градуса на каждом метре конвейера стоит немалых денег, доступных только топовым производителям. Остальные используют для изоляторов более дешевые технологии.

Еще одно важное отличие – в корпусе. Так, металлический корпус хорошей современной свечи получают методом выдавливания – скоростные станки-автоматы лепят стальную деталь как будто из пластилина. Прежде всего это позволяет снизить себестоимость, поэтому при высоком качестве свеча остается доступной по цене. Естественно, прочностные и структурные показатели полученного таким образом корпуса также на высоте.

Одно из «узких мест» свечи зажигания – материал, уплотняющий стыки изолятора, корпуса и центрального электрода. Одновременно он должен проводить ток, гасить электромагнитные помехи и герметизировать соединения, противостоящие температуре в 1000°С и давлению в 15 атмосфер. Состав этот настолько важен и настолько сложен, что является одним из самых больших секретов производителей свечей зажигания.

И конечно же, все автолюбители знают о том, что самые лучшие свечи должны иметь платиновые или иридиевые электроды. На самом деле это не совсем так, но для некоторых автомобилей все же такие свечи весьма и весьма желательны. Во-первых, электроды с напайками из тугоплавких металлов намного долговечнее обычных, медно-никелевых. Во-вторых, они позволяют делать электрод более тонким – до 0,4 мм, что улучшает искрообразование даже в самых тяжелых условиях. Некоторые производители дорогих свечей отмечают, что приваривают напайку лазерной круговой сваркой, что улучшает теплоотвод и продлевает ресурс свечи.

Подвох второго плана

Даже если мы не говорим об откровенных подделках, свечи, выпускаемые брендами второго эшелона, могут значительно отличаться в работе от лидеров сегмента. Часто дело тут даже не в стремлении производителя сэкономить, а в отсутствии технической возможности сделать свечу совершенной – самое современное оборудование по карману далеко не всем производителям.

Недорогие свечи как минимум будут отличаться от лучших меньшей долговечностью – порой в разы, ведь лучшие модели служат 60–90 тыс. км, а «ширпотреб» отъездит лишь 20–30 тыс. км. Беда не только в быстрее выгорающих электродах, но и в пробое изолятора или утечках искры через низкокачественную керамику. У дешевой свечи не редкость пропуски зажигания на некоторых режимах работы мотора. Незаметные «невооруженным глазом», они приводят к падению мощности и повышению расхода топлива.

Отсутствие качественного гальванического покрытия (хрома) на электродах также приводит к их ускоренному износу и накоплению на них нагара. Не соответствующий условиям работы цемент-герметик «расшатывается» и нарушает герметичность свечи. А в некоторых случаях «не та» свеча, хоть и соответствующая по установочным размерам, в определенной модели мотора не будет работать совсем. Поэтому применительно к двигателям разработки последнего десятилетия настоятельно рекомендуется использовать свечи, предписанные производителем силового агрегата.

И наконец, о браке: у лучших марок он составляет 1–2 свечи на миллион выпущенных экземпляров – весомый аргумент для спора о том, стоит ли переплачивать «за имя».
Иван Колесник

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.