Точка в деле проточки

За лишние пару метров, пару секунд торможения ведется борьба не менее ожесточенная, чем за время разгона до сотни. Но торможение, в отличие от скорости, не дань статусу – от этого могут зависеть жизни людей. Можно ли экономить на замене дисков, предпочитая этому популярную проточку?

164
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

Несмотря на то, что городской цикл вождения не отличается высокими скоростями, наличие бесконечного количества «старт-стопов» как нельзя лучше способствует быстрому износу деталей тормозной системы. Нужно ли говорить о том, что тормоза являются одной из наиболее ответственных систем в автомобиле и ежедневная проверка их исправности рекомендована в любом автотранспортном предприятии. Ведь холодная статистика утверждает, что до половины аварий по причине неисправностей происходит именно из-за неполадок тормозов!

Стоит ли доверять?

По поводу проточки тормозных дисков ломают копья не только обыватели, но и специалисты автосервиса. Механики в своей среде так и не пришли к единому мнению: то ли это допустимая процедура, то ли пережиток времен дефицита запчастей, когда можно было отремонтировать или восстановить любую деталь. И как обычно бывает в таких случаях, каждый местный авторитет нахваливает свой собственный метод, а его высказывания, передаваемые из уст в уста, распространяемые на сходках гаражных кооперативов, форумах автоклубов и прочих посиделках порождают мифы и легенды.

Чтобы поставить точку про проточку достаточно привести всего два довода от авторитетов глобальных и неоспоримых – инженеров автосервисного оборудования автопроизводителей. Оборудование для восстановления дисков производится и применяется в таких развитых с позиции автосервиса странах, как Италия, Германия и даже США. Станки по проточке, получившие официальную омологацию автопроизводителей, с успехом применяются в сетях авторизованных СТО. Другое дело, что такое оборудование просто не могут позволить себе гаражные мастерские.

Технология

Существуют два метода проточки дисков и основные их отличия заключаются в методах обработки: со съемом дисков или непосредственно на автомобиле. Проточка на стационарном оборудовании или на токарном станке более трудоемка и занимает больше времени. Для работы потребуется специально обученный человек или квалифицированный токарь. Кроме того, токарный станок позволяет протачивать диск за раз лишь с одной стороны, а специальное оборудование одновременно подает по одному резцу для обработки каждой стороны.

Проточка дисков не снимая с автомобиля считается более точной, так как учитывает биения ступицы колеса (приобретенные от неровностей дороги). Компенсировать их помогает встроенный гироскоп. Без учета этих величин эффект от проточки может быть недолговечен: относительно большие биения ступицы снова начнут проявляться в виде волнообразного износа на дисках.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Тормоза перед зимой: готовность №1

Мобильное оборудование более удобно в работе: не требует специальных навыков, менее трудоемко и помогает экономить время. Топовые устройства для мобильной проточки полностью управляются с помощью компьютера: механику остается лишь выбрать автомобиль и необходимые параметры обработки из списка. Из последних новинок – оборудование с регулируемой высотой подачи, которое позволяет проточить диски даже без подъемника, лишь приподняв авто на домкрате.

Однако не стоит обольщаться – оборудование такого уровня по карману лишь самым продвинутым сервисам, остальные присматриваются к более доступным китайским аналогам. А сэкономив на оборудовании и цене проточки, на выходе мы часто разочаровываемся в услуге как таковой.

Тормозной диск

От соблюдения пропорций металла, качества исполнения дисков во многом зависят рабочие характеристики и эффективность торможения. Отечественный рынок перенасыщен контрафактной продукцией, которая при неплохом внешнем виде отличается низким качеством. Работая в паре с колодкой, диск несет колоссальную нагрузку вследствие трения, воздействия высоких температур и влияния внешней среды. А тормоза современных автомобилей становятся еще более чувствительными благодаря наличию электронных блоков, датчиков, неуклонному увеличению скоростей и температур. Изменение параметров диска ведет к снижению эффективности работы АБС, антипробуксовочной системы и системы стабилизации курсовой устойчивости.

Корка ржавчины (зачастую на заднем контуре или при закисании суппорта) не сбивается колодками

Диск должен выдерживать экстремальные температуры и нагрузки, его поверхность – оставаться гладкой, не иметь повреждений и биения для эффективного прилегания тормозной колодки. Добиться этого не легко, так как пара диск-колодка открыта для агрессивного влияния окружающей среды. Попадание дорожной пыли и грязи, несвоевременная замена колодок приводит к царапинам и неравномерному износу на рабочей поверхности. Самый большой износ возникает при резких торможениях, сильно разогревающих диски.

Большое влияние оказывает влажность, возникающая при остывании, испарении, дожде, что приводит к сильной эрозии, ржавчине на дисках. Еще одной причиной появления ржавчины является бездействие автомобиля или тормозных механизмов. Например, зимой коррозия задних тормозных дисков усугубляется, потому что тормозные усилия задних колес на скользкой дороге не требуются. Диски покрываются толстым слоем ржавчины, которая зачастую не стирается колодками. Помимо снижения эффективности тормозов такой слой ржавчины негативно влияет на колодки и может вызывать неприятные скрипы при движении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Куда уходит масло в автомобиле?

Попадание воды на интенсивно разогретые диски ведет к их искривлению. В процессе нормальной рабочей эксплуатации диски нагреваются до 200-300°C. Превышение этих температурных показателей, резкое охлаждение диска после нагрева может привести к закалке и разрушению дисков. По этой причине следует избегать резких перепадов температуры: например, мойки авто или торможения в луже после интенсивной езды. В результате перегрева колодка теряет сцепление с диском и просто скользит по его поверхности. Явным показателем подобных процессов является изменение цвета и наличие микротрещин на рабочей поверхности. Даже небольшие микротрещины свидетельствуют о начале внутреннего разрушения металла.

Существует минимальный уровень толщины диска, ниже которого проточка запрещена. Такие блины – только в тренажерный зал

Причиной неравномерного износа дисков может быть также невысокое качество фрикционной смеси колодок и неоднородный состав металла дисков. При перегреве наступает неравномерное тепловое расширение разных частей диска и его деформация.

Рекомендации

Игнорирование биений на педали тормоза приводит к воздействию и выходу из строя деталей рулевой рейки, шаровых опор, ступичных подшипников. Проточка диска показана при повреждениях на его рабочей поверхности, а также при небольшом превышении показателей осевого или радиального биения. В случае если изменения более серьезны (волнообразный износ или восьмерка), снятие верхнего слоя с дисков даст лишь краткосрочный эффект. Через 5-15 тыс. км биение руля вернется, и эффективность тормозов опять понизится. В таких случаях необходима установка новых дисков в паре с новым комплектом колодок.

Параметры диска для нормального функционирования тормозной системы и систем ABS, TSC, ESP:

  • Отклонения плоскости диска не должно превышать 0,05 мм (50 микрон)
  • Боковое биение не должно быть более 0,025 мм (25 микрон)
  • Средний диаметр – отклонения не должны превышать 0, 0005 мм (5 микрон).