Skoda. 120 лет молодости

189
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...

120 лет назад молодой книготорговец Вацлав Клемент и механик Вацлав Лаурин из небольшого города Млада-Болеслав запустили собственное производство велосипедов. Тогда они себе и представить не могли, во что вырастет их небольшая мануфактура.

Компаньоны назвали свою фирму сочетанием собственных фамилий – Laurin & Klement. Но велосипеды решили выпускать под более лаконичным именем – Slavia. В те годы спрос на двухколесный транспорт неуклонно рос, поэтому дела у фирмы быстро пошли в гору и через пару лет велосипеды из Млада-Болеслава стали известны на всю Австро-Венгрию.

Наверное, партнеры так и продолжали бы производить велосипеды, если бы не один интересный случай, произошедший через пару лет после начала работы. Во время очередной деловой поездки во Францию Вацлав Клемент, будучи человеком, увлеченным техникой, приобрел в Париже мотоцикл братьев Вернер. Но тот оказался далеко не совершенным ни по качеству, ни по техническим характеристикам. И Вацлавы решили сами выпустить мотоцикл, оснастив свои велосипеды 1,5-сильным одноцилиндровым моторчиком собственной разработки.

Конструкция получилась настолько удачной, что спустя год, в 1899 году, английская фирма Heweston закупила у Laurin & Klement 150 мотоциклов. А к началу ХХ века на предприятии Laurin & Klement производили уже трех- и четырехколесные мотоэкипажи.

Следующей важной вехой в истории Laurin & Klement стал выпуск собственного автомобиля в 1905 году. Первенец фирмы Voiturette A оснащался литровым двигателем V2, который развивал 7 л.с. За два года в Млада-Болеславе изготовили 44 моторных экипажа. В последующие два года вышли еще три модели с индексами В, С и D. А к 1907 году предприятие стало акционерным обществом, что позволило увеличить капитал и нарастить производственные мощности. Завод постоянно выпускал новые модели с разными двигателями и кузовами. И уже перед Первой мировой войной автомобили Laurin & Klement стали экспортировать в Германию, Великобританию, Россию и даже Японию.

От Laurin & Klement к Skoda

Первая мировая война, конечно же, скорректировала производственные планы, но предприятие не остановилось. А вскоре после ее окончания и вовсе выпустило новую модель 450 с 5-литро­вым 6-цилиндровым мотором мощностью 70 «лошадок». Однако для дальнейшего наращивания производства Laurin & Klement нуждался в сильном партнере.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Громкий юбилей. 50 лет AMG

Поэтому в 1925 году автомобильная компания из Млада-Болеслава слилась с крупнейшим в чехословацкой республике машиностроительным предприятием Skoda, расположенном в Пльзене. Слияние капиталов позволило модернизировать завод и обновить модельный ряд автомобилей, которые теперь выпускались под маркой Skoda.

Именно после слияния и преобразования компании в акционерное общество (1930 г.) производство в Млада-Болеславе расширилось, а свет увидели такие модели, как Skoda 422 и Skoda 422 Popular, которые принесли марке коммерческий успех и международную известность.

Вообще 30-е годы стали золотым веком Skoda. Именно в этот период появились среднеразмерные модели Rapid и Favorit, а также роскошный седан 860, перетекший в 1934 году в семейство Superb.

Вторая мировая война, пожалуй, нанесла Skoda самый серьезный урон за всю ее историю. Во-первых, завод выполнял военные заказы. А во-вторых, в мае 1945 года предприятие в Млада-Болеславе сильно пострадало от бомбардировок. Но уже в 1946 году построили 250 автомобилей Skoda Popular, а вскоре в производство запустили модель 1101 Tudor.

В 50-е годы на заводе в Млада-Болеславе было налажено производство автомобилей Tatra – седан 600 Tatraplan и полноприводный грузовик Tatra 805. Однако наряду с ними продолжалась разработка и выпуск собственных автомобилей. Именно в этот период свет увидели такие удачные модели, как Skoda 1200, 440 Spartak, Octaviа, а также элегантный родстер Felicia.

Завод Skoda

В начале 60-х на предприятии в Млада-Болеславе провели серьезную реконструкцию, а в 1964-м на конвейер встала первая заднемоторная модель Skoda – седан 1000 MB. Машины с такой компоновкой были очень популярны в те годы, поскольку были технологически просты для массового производства.

И от этой компоновочной схемы чешские инженеры не отказывались довольно долго. Так, в 1969-м увидело свет новое заднемоторное семейство с индексами 100 и 110, а к 1976 году их заменили модели 105, 120 и 130.

Под крылом Volkswagen

Впрочем, подобная приверженность к одной компоновочной схеме сыграла со Skoda злую шутку. К концу 70-х – началу 80-х годов практически весь автомобильный мир повально перешел на переднемоторную, переднеприводную компоновку. Поэтому Skoda пришлось в буквальном смысле догонять остальных.

Модель Felicia, выполненная по привычной нам теперь компоновочной схеме, увидела свет лишь в 1987 году. Она, конечно, не вывела чешского производителя из финансовых трудностей, в которых тот оказался к концу 80-х, но выполнила другую важную миссию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Packard Panther-Daytona. Последний выход пантеры

На производителя из Млада-Болеслава обратил внимание немецкий концерн Volkswagen, в состав которого Skoda вошла несколько лет спустя, в 1991 году. То, какой важной вехой в жизни чешской марки стало это слияние, думаю, рассказывать не стоит. Ведь эта история разворачивалась прямо на наших глазах.