AC Cobra 427 Flip-Top. Бросок кобры

Судьба представленного на этой странице прототипа Cobra 427 Flip-Top с заводским индексом CSX 2196 проходит красной нитью сквозь историческое полотно легендарной марки Shelby

760
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...

Одна из старейших автомобильных фирм Великобритании появилась на свет благодаря идеям инженера Джона Уэллера и деньгам… торговца мясными продуктами Джона Портвейна. В 1901 году Джон-инженер убедил Джона-мясника вложить день­ги в создание фирмы по производ­ст­ву автомобилей. Для снижения налогов машину, названную Auto-Carrier, сделали трехколесной, а в движение ее приводил одноцилиндровый 5,6-сильный мотор воздушного охлаждения. Простая и недорогая машина принесла создателям неплохие дивиденды, а в 1907 году в честь нее фирму переименовали в Autoсarriers, сокращенно — АС.

Со временем решено было перейти к выпуску четырехколесных машин. К 1928 году компания стала одним из кру­пнейших в Великобритании производителей автомобилей, что помогло АС выжить в годы экономического кризиса. Очередная смена владельцев в 1930 году позволила перестроить производство, а спустя семь лет машины с эмблемой AC стали экспортироваться в США. Но начавшаяся Вторая мировая война внесла свои коррективы. Выпуск автомобилей был временно прекращен. Вместо них с 1939 по 1945 год фирма производила пожарное оборудование, детали для авиамоторов и различное вооружение.

В начале 50-х годов AC вернулась к выпуску автомобилей, но довоенные машины, выглядевшие архаично даже для консервативной Британии, покупались плохо. Ни денег, ни идей у братьев Харлок, владельцев компании, не было. И тут судьба неожиданно подкинула им счастливый билет. Они оказались совершенно случайно на презентации автомобиля, созданного Джоном Тоджеро для богатого клиента. Для своего времени это была очень прогрессивная конструкция.

Приземистый родстер имел пространственную раму, независимую подвеску всех колес и изящные формы, напоминавшие гоночные Ferrari. Братья Харлок использовали все свое красноречие, чтобы талантливый конструктор сменил вольные хлеба на место главного конструктора компании АС.

Так в 1954 году на свет появилась модель AC Ace. Через год на базе Асе создали стильное купе Асеса. Но проблема заключалась в том, что спроектированный основателем компании Джоном Уэллером еще в 1919 году ряд­ный шестицилиндровый двига­тель исчерпал свои возможности. При­шлось обратиться за помощью к коллегам из компании Bristol, которые любезно согласились поставлять для AC значительно более совершенный двухлитровый мотор. Радость братьев Харлок была, к сожалению, недолгой: в 1961 году Bristol прекратил выпуск собственных моторов. Компания АС вновь оказалась в весьма непростом положении.

И снова Фортуна улыбнулась британской марке, и вновь с совершенно неожиданной стороны… Помощь пришла из-за океана в лице давнего поклонника марки, гонщика, инженера и предпринимателя из Техаса — Кэрролла Шелби. Забегая вперед, можно смело утверждать, что именно благодаря Шелби марка АС обрела свой культовый статус.

Энергичный и неутомимый техасец являет собой хрестоматийный пример человека, который создал себя сам. Он прошел нелегкий путь от продавца хот-догов и водителя грузовика до пилота «Формулы-1» и победителя «Ле-Мана» 1959 года. Узнав, в какой ситуации оказались британцы, Шелби буквально за неделю до нового, 1962 года сумел организовать для АС поставки мощных восьмицилиндровых моторов Ford. Так ровно 40 лет назад родилась легенда по имени AC Cobra.

Дебют английского родстера с американским «сердцем» на Нью-Йоркском автосалоне превзошел все ожидания: от заказов не было отбоя на полгода вперед. Чтобы удовлетворить всех желающих, партнеры организовали самый длинный в мире конвейер: в Калифорнию доставляли кузова и шасси AC Асе, а обратным рейсом летели моторы, которые компания АС устанавливала на машины, предназначенные для европейского рынка. Коммерческий успех модели AC Cobra сопровождался многочисленными победами на гоночных трассах Старого и Нового Света.

Первоначально AC Cobra оснастили 4,2-литровым V8 Ford Windsor 260 мощностью 250 сил. Тяжелый мотор потребовал усиления рамы и шасси, установку радиатора большего объема и дисковых тормозов. Позже Cobra стала еще более «ядовитой» благодаря 4,7-литровому мотору Ford Windsor 289, выдававшему от 270 до 370 сил в зависимости от степени форсирования. Одну из таких машин журналист Джон Болстер разогнал до 265 км/ч, сделав новую запись в графе «самый быстрый серийный автомобиль» в Книге рекордов Гиннесса.

Но все это не идет ни в какое сравнение с машиной, которую вы видите на наших иллюстрациях. Первые победы в гонках AC Cobra одержала в Риверсайде в феврале 1963 года, когда к финишу пришли две из них, ведомые Дэйвом МакДональдом и Кеном Майлзом. Но если для Дэйва это была всего лишь очередная победа в серии, то Кен желал большего. Опытный гонщик с западного побережья, Майлз вскоре присоединился к компании Shelby, чтобы возглавить спортивное подразделение. Он стал одним из главных исполнителей воли Шелби в области создания автомобилей для гонок.

В годы войны Майлз занимался ремонтом танков в одном из подразделений Британских Королевских вооруженных сил. После ее окончания Кен отправился попытать счастья в Калифорнию в качестве сервис-менеджера компании MG. Все свободное время он посвящал автогонкам, впервые одержав победу в Пеббл Бич в 1953 году на MG TD. Будучи одержимым гонками, Майлз постоянно совершенствовал свои машины. Спустя некоторое время Кен пересел в кокпит Porsche команды Джонни фон Ньюманна, но остался разочарован. В качестве альтернативы машинам из Штутгарта Майл построил собственный болид Miles Special, для которого использовал шасси Cooper и двигатель Porsche. Этот «гибрид» оказался настолько успешным, что руководство Porsche поставило на вид фон Ньюманну, что их фирменные Porsche проигрывают «самоделкам» с немецким мотором. Немало Майлз сделал и в качестве организатора автомобильных соревнований.

Накопленный опыт очень пригодился Ке­ну на посту руководителя гоночного подразделения Shelby. Во многом бла­годаря Кену Майлзу модель Cobra смогла реализовать свой огромный го­но­чный потенциал. Например, в 1963 году, когда Дэн Герни и Кен Майлз заняли первые два места в 500-кило­метровой гонке в Бриджхэмптоне. Это была первая в истории соревнований FIA одновременная победа американского автомобиля и американского гонщика, а также первая в истории FIA победа для моторов Ford.

В конце 1963-го, пока Шелби трудился над гоночной версией Sunbeam Tiger, Кен Майлз занялся своим собственным проектом гоночной машины. Он прекрасно отдавал себе отчет, что Cobra 289 не сможет долго выдерживать натиск таких конкурентов, как Ferrari, Aston Martin и Jaguar, ведь каждый из них готовил свое «противоядие».

Майлз принял решение установить на Cobra новый, еще более мощный мотор, а затем по результатам тестов построить новую машину, которая бы соответствовала возросшей мощности. За основу взяли экземпляр под заводским индексом CSX 2196. Моторист Тэд Саттон установил под капот 623-сильный 7,0-литровый V8 серии 427, разработанный Ford специально для гонок, а Кэр­ролл Шелби собственноручно отправился протестировать полученное детище. Все с замиранием сердца ждали вердикта Шелби. Но все опасения были напрасными: машина шефу понравилась. Покинув салон, Шелби сказал всего лишь одну фразу: «Готовьте ее к гонкам». И работа над проектом закипела с новой силой. После изнурительных тестов в Себринге CSX 2196 вернулся на фабрику, где его разобрали практически до винтика и заново собрали. Новый обтекаемый кузов был выполнен из алюминия, а его передняя и задняя части откидывались, обеспечивая максимально удобный доступ ко всем узлам и агрегатам.

Детище Кена Майлза, получившее за характерную приплюснутую форму имя собственное Flip-Top, впервые отправилось покорять гоночные треки в ноябре 1964 года. Несколько сезонов машина уверенно демонстрировала хорошие результаты. В 1965-м ее продали в частные руки. Автомобиль до сих пор участвует в гонках, правда, уже в категории ретро.

Сегодня AC Cob­ra 427 — икона, популярнейший образец для строительства репликаров. Но в 60-е модель Shelby провалилась: построили лишь 23 экземпляра с 427‑м мотором плюс еще около 280 «гражданских» версий с более слабым Ford 428.
Неудивительно, что аукционная цена этого уникального болида достигает полутора миллионов долларов США.