История ATS 2500 GT. Капризы судьбы

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 4, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
ATS 2500 GT

Небольшая итальянская фирма Automobili Turismo e Sport SpA, или же сокращенно ATS, даже по автомобильным меркам прожила очень недолгую жизнь и тем не менее успела оставить след в истории не только итальянского, но и мирового автопрома.

Впослужном списке обоих талантливых инженеров было немало достижений, в том числе непосредственное участие в создании одного из самых известных Ferrari, первого поколения купе GTO. И как ни странно, оба они приняли участие в знаменитом «дворцовом перевороте» 1961 года в Ferrari, в результате которого группа конструкторов и менеджеров компании ушла «на вольные хлеба».

Разработка базовой концепции спортивного автомобиля, который со временем получил имя ATS GT, стартовала еще в бытность работы Карло Чити в Маранелло. Идея заключалась в создании первой среднемоторной модели Ferrari. Однако вместе с уходом Чити и Биццаррини план получил развитие уже в рамках проекта ATS.

Благодаря спонсорской поддержке трех состоятельных бизнесменов во главе с графом Джованни Вольпи ди Мизюрата де Серениссима, который в свою очередь был основателем гоночной команды Scuderia Serenissima, компания ATS приступила к созданию двух машин: дорожной модели и гоно­чного болида для «Формулы-1».
1960-е годы были настоящим праздником скорости. Технологии еще уступали конструкторской смелости, а люди сломя голову бросались в новые, зачастую авантюрные проекты. Неудивительно, что в водоворот событий вокруг компании ATS попали многие известные люди, в том числе чемпион F1 1961 года и трехкрат­ный победитель «Ле-Ма­на» американец Фил Хилл, который принял приглашение выступать в гонках за новообразованную команду ATS. А параллельно инженеры трудились над «гражданской» версией автомобиля.

Среднемоторное диво

Мировой дебют ATS 2500 GT Coupe состоялся в Женеве весной 1963 года. Эффектный автомобиль с необычной среднемоторной компоновкой и кузовом, напоминающим формами акулу, стал сенсацией выставки. Первенец марки был оснащен 2,5-литровым двигателем V8, спроектированным Карло Чити. Двигатель расположили за сиденьями водителя и единственного пассажира. Для снижения массы мотор получил легкосплавные блок и головку блока цилиндров. В каждой головке цилиндров был установлен один распредвал, а питание мотору обеспечивал квартет карбюраторов Weber. В зависимости от настроек мощность двигателя достигала от 220 до 250 лошадиных сил. От мира гонок ATS унаследовал пространственную трубчатую раму из хромомолибденового сплава, пятиступенчатую коробку передач, полностью независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес. С таким арсеналом купе могло разгоняться до 250 км/ч.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Ford Mustang в кино

Обтекаемый кузов для ATS создал талантливый дизайнер Франко Скальоне, незадолго до этого ушедший из Bertone. А за постройку кузова взялось туринское ателье Серафино Аллемано. Всего за несколько лет было изготовлено 12 шасси, включая 8 гоночных. Причиной столь малого тиража была постоянная нехватка денег. Неожиданно для всех участников проекта главный инвестор компании граф Вольпи решил отказаться от финансирования ATS. Мало того, в качестве компенсации своего финансового участия он забрал с собой готовый автомобиль и еще четыре некомплектных шасси, которые он планировал использовать для создания собственных спорткаров под именем Serenissima и оснащенных 3,0-литровым мотором, созданным Чити.

№2004

Купе ATS, которое забрал себе Джованни Вольпи, имело шасси под номером 2004 и было укомплектовано 3,0-литровым двигателем V8. Машину украшает эмблема Serenissima, которую по требованию графа установили взамен оригинальной.

ATS 2500 GT

По иронии судьбы Вольпи никогда не пользовался этим автомобилем, а вскоре отдал его Альфу Фрэнсису в качестве гонорара за его работу в команде ATS. Бывший механик Стирлинга Мосса, а позже владелец собственной гоночной команды, Фрэнсис имел солидные связи в Модене, поэтому Вольпи вовсе не хотелось иметь с ним неприятностей. Немного покатавшись на машине, Альф продал ее в 1966 году своему приятелю Брюсу Макинтошу, а в придачу отдал запасной 2,5-литровый мотор. Поста­вив купе на учет в ближайшем отделении дорожной полиции, Макинтош отправился покорять серпантины итальянских Альп. Но радость обладания мощным среднемоторным спорткаром длилась недолго. Намотав на одометре менее трех тысяч километров, Брюс попал в аварию, ставшую причиной полной замены передней части машины. Надо отдать должное Макинтошу, который со всей ответственностью подошел к восстановлению, поручив его британской фирме Grand Prix Metalworks Карла Роснера.

Оказалось, что ремонт машины требует гораздо больше времени, чем рассчитывал Брюс. Устав ждать, Макинтош предложил Роснеру приобрести ее. Так автомобиль вновь сменил владельца. В начале 70-х купе оказалось в руках Норберта Макнамары из Калифорнии. Извест­ный гонщик и коллекционер автомобилей к тому времени уже был обладателем самого первого экземпляра ATS на шасси 2001, который был представлен на автошоу в Женеве. Единственным недостатком этого авто было отсутствие «родного» мотора, который был заменен в процессе эксплуатации более мощным двигателем Chevrolet. Долгие безуспешные поиски оригиналь­ного мотора наконец-таки увенчались успехом — Макнамара нашел столь желанный мотор, а в комплекте с ним получил… еще один автомобиль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Marmon-Herrington. Первый полный

Мечты сбываются

Нынешний владелец ATS 2500 GT 3.0 Litre Coupe и его жена впервые познакомились с Макнама­рой в 1987 году, когда они приехали в Северную Калифорнию с целью приобрести у него DeTomaso Vallelunga. Будучи радушным хозяином, Макнамара с гордостью показал гостям знаменитую коллекцию итальянских спорткаров, среди которых были и два купе ATS. Увидев эти машины, супруги буквально потеряли покой. Три года они настойчиво предлагали Макнамаре продать один из автомобилей ATS, однако он был непреклонен. По каким-то причинам семейство вынуждено было перебраться в Коста-Рику, но мечта приобрести купе ATS переехала вместе с ним. Только в 2005 году, спустя почти 20 лет после их первой встречи, нынешний владелец смог приобрести желанный экземпляр ATS. Автомобиль прибыл в Коста-Рику в реставрационный центр, где несколько лет мастера доводили купе до оригинального состояния.

Последний из ATS

Купе ATS 2500 GT 3.0 Litre Coupe с шасси под номером 2004 уникально и представляет большой интерес для коллекционеров. Это последний автомобиль, изготовленный компанией ATS, и один из двух экземпляров, оснащенных 300-сильным 3,0-литровым мотором V8.

ATS 2500 GT
В 1961 году Карло Чити основал AutoDelta, ставшую гоночным филиалом Alfa Romeo, и мотор V8 от ATS стал прообразом двигателей 2.0/2.5 V8 знаменитой Alfa Romeo Tipo 33. В 1984-м Чити увлекся моторами F1 и работал по заказам разных фирм вплоть до своей смерти в 1994-м

Интерьер купе отделан черной кожей Connolly, а напольное покрытие изготовлено из высококачественной шерсти. Автомобиль полностью укомплектован в соответствии со спецификацией. В наличии оригинальные инструменты, домкрат и два фирменных проспекта. Знатоки смогут по достоинству оценить оригинальный комплект спортивных приборов, в том числе прообраз бортового компьютера Heuer Speed Pilot и раллийный хронометр, спортивные ремни безопасности с четырехточечными креплениями. Весь процесс реставрации машины тщательно задокументирован, а в комплекте прилагается фотоальбом и несколько раритетных журналов Road & Track и Automobile Quarterly со статьями, посвященными марке ATS.

В 2008 году ATS 2500 GT 3.0 Litre Coupe принял участие в ралли классических автомобилей Modena Cento ore Classic в Италии, где на одном из этапов завоевал первый приз. После мероприятия машина вернулось в Коста-Рику, где прошла тщательную проверку всех узлов и агрегатов. Несмотря на возраст, автомобиль прекрасно выдержал испытания гонкой. Примечательно, что ни кузов, ни шасси не имеют следов коррозии, что объясняется заботой мистера Макнамары и сухим теплым климатом Калифорнии. В 2009 году купе предстало перед гостями и участниками престижного конкурса красоты Pebble Beach Concours d’Elegance, где завоевало один из призов. На сегодняшний день стоимость автомобиля оценивается в полмиллиона долларов.