Marmon-Herrington. Первый полный

Спор о том, кто наладил выпуск первых SUV, ведется уже больше полувека. На лавры первооткрывателя класса претендуют многие производители, в том числе и уже мало кому известная американская компания Marmon-Herrington

621
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените материал от 1 до 5)
Загрузка...
Фото: RM AUction

Большинство обывателей считают первым американским SUV’ом полноприводный универсал Willys Station Wagon, представленный в июле 1949 года. Однако история утверж­дает, что это совсем не так. По иронии судьбы основой успешной карьеры нынеш­него бестселлера Ford Explorer послужил автомобиль, созданный в далекие 30-е годы прошлого века компанией Marmon-Herrington, организовавшей выпуск полно­приводных моделей Ford.

Для нужд армии

Компания Marmon-Herrington Incorporated была основана в городе Индианаполис, штат Индиана, в 1931 году Уолтером Мармоном и полковником Артуром Эррингтоном. К тому времени Уолтер уже успел накопить достаточный опыт в производстве авто­мобилей благодаря своему старшему брату Говарду, создавшему в свое время автомобильную фирму Marmon Motor Car Company. Уолтер занимался деловой составляющей активности компании, в то время как Говард посвятил себя процессу конструирования. Вторым компаньоном новообразованной фирмы стал британец Артур Эррингтон. Во время своей службы в рядах американской армии он активно занимался разработками полноприводных машин. По долгу службы Эррингтон познакомился с братьями Мармон и предложил организовать производство полноприводных грузовиков с колесной формулой 4×4 и 6×6 для нужд армии, чтобы поправить тяжелое финансовое положение компании Marmon. Эррингтон запатентовал собственную систему привода передних ведущих колес на основе использования карданных шарниров равных угловых скоростей, которые стали ключевым элементом конструкции собираемых компанией автомобилей. В ассортимент выпускаемой компанией Marmon-Herrington продукции вошли авиационные топливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, машины для подъема заградительных аэростатов, разведывательные машины, броневики и бронетранспортеры, а также эвакуаторы. Часть бронемашин и бронетранспортеров имели не только полный привод, но и полноуправляемое шасси.

В 1932 году фирма Marmon-Herrington начала выпуск грузовиков для исполь­зования в пустынной местности. Заказ поступил от одной из компаний, занимавшейся прокладкой нефтяного трубопровода в Ираке. В это же время было построено несколько 31-местных сочлененных автобусов, которые выполняли регулярные рейсы по маршруту Багдад — Дамаск. Кроме того, для того же заказчика была изготовлена партия грузовиков с 20-тонными полуприцепами, которые повсеместно использовались для перевозки грузов на Ближнем Востоке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Первый электрокар Ford получит платформу от Focus

Бизнес оказался весьма успешным. В 1935 году компания Marmon-Herrington наладила массовые поставки своих автомобилей покупателям из Персии и Саудовской Аравии. Продукцией молодой компании заинтересовались и на родине. В частности, армейское руководство разместило крупный правительственный заказ на разработку и производство танков с использованием комплектующих компании Ford, а также прицепов для их транспортировки.

Двойная цена

Тесные связи с предприятием Генри Форда послужили хорошим стартом для новых проектов. Так, в том же 1935 году начались работы по созданию гражданских модификаций грузовиков на шасси Ford грузоподъемностью 0,5 и 1 т.

Первые серийные экземпляры легких коммерческих машин появились в продаже в 1937 году, а спустя два года в продуктовой линейке компании Marmon-Herrington насчитывалось порядка 56 различных полноприводных модификаций на базе моделей Ford. Покупателям предлагались самые разнообразные вариации кузовов, в том числе пикапы, универсалы, панельные фургоны, купе и седаны, а также шасси для специальных нужд. Все машины комплектовались фордовским 85-сильным мотором V8. Так, например, универсал оценивался в $1805, что вдвое превышало стоимость заднеприводного аналога. Еще $175–230 предлагалось выложить за комплект более широких покрышек с развитыми грунтозацепами.

Производство машин осуществлялось в два этапа. Первоначально компания заказывала ту или иную модель у Ford. Полностью готовый автомобиль прибывал на завод Marmon-Herrington в Индианаполисе, где кузов и силовой агрегат демонтировались. На шасси устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач с мощным сцеплением и раздаточная коробка. Затем происходил монтаж передней и задней осей, которые соединяли в своей конструкции элементы фордовской подвески с оригинальными деталями фирменной полноприводной трансмиссии. Для увеличения клиренса выхлопную трубу переставляли на новые крепежные места. Передаточное отношение главной передачи было уменьшено, чтобы облегчить движение на низких скоростях на бездорожье. В процессе модернизации колесная база машины увеличивалась. Покупателям были доступны на выбор несколько вариантов типоразмеров покрышек, которые монтировались на 15-дюймовые колесные диски. С 1939 года компания Marmon-Herrington устанавливала на свои машины гидравлические тормоза собственной конструкции вместо фордовских механических.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Ford представил полицейскую версию внедорожника Explorer

Для коллекции

К сожалению, точных данных о количестве изготовленных компанией Marmon-Herrington полноприводных автомобилей на базе моделей Ford не сохранилось. Многие из них были безвозвратно утеряны на бездорожье, а также на полях Второй мировой войны. На сегодняшний день «в живых» осталось всего несколько десятков таких машин.

Представленный на наших иллюстрациях автомобиль прошел полный цикл реставрационных работ и сегодня выглядит ничем не хуже, чем в день своего рождения в стенах завода Marmon-Herrington в Индианаполисе. Судя по номеру кузова, автомобиль был построен компанией Ford в октябре 1939 года. Спустя некоторое время машина подверглась модернизации на заводе Marmon-Herrington. Готовый к эксплуатации полноприводный универсал отправился к своему первому владельцу в солнечную Калифорнию, о чем свидетельствуют регистрационные номера этого штата 2K1472, сохранившиеся вместе с машиной. Несколько раз автомобиль менял своих владельцев, пока летом 2000 года не оказался в заботливых руках Ника Александера, который занялся ее тщательным восстановлением. Кузов машины и ее деревянный каркас прекрасно выглядят. Не менее впечатляюще оформлен салон. Сиденья отделаны искусственной кожей, которая повторяет оригинальную обивку. Для безопасности водителя и переднего пассажира имеются ремни безопасности, а пол покрыт новенькими резиновыми ковриками. Год упорного реставраторского труда был вознагражден на конкурсе в Калифорнии в 2001-м, а двумя годами спустя — победой в классе Woodie на престижном Конкурсе автомобильной красоты в Пеббл-Бич.

Интересно, что уникальные полноприводные модификации автомобилей Ford, созданные компанией Marmon-Herrington, на сегодняшний день представляют огромный интерес для коллекционеров независимо от состояния машины. В частности, представленный на наших иллюстрациях автомобиль ушел с аукциона к своему новому владельцу за 231 тысячу долларов.