Stutz DV-32 Super Bearcat. Отважный боец

95
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Stutz DV-32 Super Bearcat

Ни одно имя не скажет вам больше об американской марке Stutz, чем Bearcat. Фактически вся недолгая история существования этого бренда неразрывно связана с этой моделью.

Талантливый инженер и предприниматель Гарри Клейтон Штутц выбрал довольно необычный слоган — «Автомобиль, который творит день». И этим днем стало 30 мая 1911 года, когда на гоночную трассу в Индианаполисе выехал его первый автомобиль. Несмотря на тот факт, что автомобиль в своей дебютной гонке пришел к финишу лишь одиннадцатым, а вся слава досталась Рэю Гарруну на Marmon, для машины, которую собрали за день до соревнований, это был успех. А для Гарри Штутца — достаточный повод, чтобы начать серийное производство автомобиля. Так на свет появился Stutz Model A.

Первый Bearcat

Годом спустя компания выпустила первое поколение модели Bearcat (англ. «смельчак, отважный боец»). Легкая и приземистая машина имела открытый кузов спидстер. В ее конструкции использовали шасси модели A, а покупателям предлагалось выбирать между 4- и 6-цилиндровой конфигурацией мотора вплоть до 1915 года. Двигатель с Т-образной головкой блока цилиндров поставляла фирма Wisconsin. В зависимости от конфигурации он развивал порядка 50-60 лошадиных сил. Клиент мог выбирать из двух вариантов колесной базы — 3048 или 3302 мм. Двухместный кузов был прост и примитивен: двери, боковины и ветровое стекло отсутствовали.

Stutz DV-32 Super Bearcat

С 1917 года Bearcat оснащался исключительно 4-цилиндровыми моторами собственной конструкции, а модель пережила несколько модернизаций. В частности, рабочий объем двигателя снизили с 6,4 л до 5,9 л. Тем не менее все они имели по четыре клапана на цилиндр, так что не думайте, что современные 16-клапанные моторы — это прорыв в технологиях. Последним представителем первого поколения Stutz Bearcat стала модель Speedway Four, дебютировавшая в 1924 году, которая получила оригинальную составную конструкцию головки блока цилиндров.

Гоночные успехи

В 1915 году Эрвин «Пушечное ядро» Бэйкер за рулем Stutz Bearcat преодолел маршрут длиной 4,5 тысячи километров из Сан-Диего в Нью-Йорк за 11 дней 7 часов и 15 минут, побив ранее установленный рекорд. Интересно, что сегодня на это путешествие Google отводит 42 часа чистого времени. С 1915 по 1917 год заводская гоночная команда, получившая название «Белый эскадрон» за белый цвет машин, успешно выступала в различных соревнованиях, принеся в копилку марки немало почетных наград. За рулем белоснежных Stutz выступали такие звезды автоспорта тех лет, как Эрл Купер, Хауди Викокс, Жиль Андерсон и Боб Бурман.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Громкий юбилей. 50 лет AMG

Впервые команда заявила о себе в 1915 году на престижных гонках на Кубок Вандербильта и Гран-При Америки. Несмотря на многочисленные трудности и неполадки, выпавшие на долю команды, гонщики смогли завоевать командный титул. В свою очередь Эрл Купер набрал максимальное количество очков в неофициальном национальном чемпионате среди гонщиков.

Фортуна сопутствовала Куперу и в следующем году, когда он одержал победу в гонках, проводимых Американской автомобильной ассоциацией (ААА) в солнечной Калифорнии. На большинстве этапов он приходил к финишу вторым, однако к концу сезона после победы в 50-мильной гонке в Эскоте обошел Mercer и Duesenberg.

В 1917 году Купер за рулем Stutz под 8-м номером выиграл 4 из 6 гонок, но вступление Соединенных Штатов в Первую мировую войну не позволило ему в полной мере насладиться успехом, так как ААА отказалась присуждать какие-либо титулы.
Купер продолжил сражаться на треках уже в 1919 году. В легендарной гонке Indy 500 он долгое время удерживал третью позицию, но заклинивший клапан разрушил все его надежды на победу. В результате он пришел к финишу лишь одиннадцатым.

Смена лидера

После периода нестабильности и ухода из фирмы Гарри Шутца компанию Stutz Motor Car Company приобрел сталелитейный магнат Чарльз Шваб. Он переманил к себе инженера венгерского происхождения Фредерика Московица, ранее работавшего в фирме Marmon, и назначил его президентом компании. В результате этих кадровых изменений стартовал процесс создания нового поколения автомобилей Stutz. Новинка преобразилась практически полностью. На смену прежнему мотору пришла новая V-образная «восьмерка» с верхнеклапанной головкой блока цилиндров, а рама с двойным выгибом лонжеронов позволила уменьшить высоту машины. У модели появился нормальный кузов, полноценное ветровое стекло, а также гидравлические тормоза всех колес.

Кроме того, в гамме появилась 8-цилиндровая 16-клапанная модель Vertical 8, с которой компания вернулась в мир автоспорта. Впервые модель Vertical 8 приняла участие в Stevens Challenge в 1927 году в категории машин с закрытым кузовом. Седан Stutz показал в 24-часовой гонке среднюю скорость 110 км/ч, что позволило завоевать главный приз.

Для менее состоятельных покупателей компания предлагала более скромную модель Stutz Black Hawk с двухместным алюминиевым кузовом спидстер. Ей также сопутствовала удача в гонках. Так, в чемпионате серийных автомобилей, который проводила ААА в 1927 году, «Черный ястреб» побеждал во всех гонках, в которых выходил на старт. Проще было бы назвать те гонки, в которых Stutz не одержал бы победу…

Наиболее яркой историей стало пари на огромную сумму в 25 тысяч долларов, которую заключил Московиц со своим другом Чарльзом Вейманом, основателем кузовного ателье Weymann, интересы которого в Америке представляла компания Stutz. Друзья поспорили по поводу результатов соревнований между Stutz Black Hawk и более мощной Hispano-Suiza. Гонка состоялась на трассе в Индианаполисе за три дня до Stevens Challenge. Планировалось провести суточный заезд, но вновь вышедший из строя на 56-м круге клапан послужил причиной поражения лидировавшего в гонке Stutz. Несмотря на поражение, Чарли был настолько впечатлен характеристиками Stutz, что в следующем году выставил машину в 24-часовой гонке Ле Мана. Вейманн пригласил в свою команду Эдуарда Бриссона и Роберта Блоша, которые с честью выполнили поставленную перед ними задачу, уступив совсем немного на финише Bentley Вульфа Барнато и Бернарда Рубина. Обе машины смогли показать лучшее время круга в гонке!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Bugatti 57 SC Atalante. Пятьдесят седьмой

Лебединая песня

В мае 1931 году компания Stutz наладила производство нового 8-цилиндрового мотора с четырьмя клапанами на цилиндр. Новинка получила обозначение DV-32 (DV — Dual Valve, 32 — суммарное число клапанов). Благодаря подобной модернизации мощность двигателя удалось поднять на 40 процентов — до 156 л.с. Конечно же, он не мог соревноваться с 16-цилиндровыми монстрами от Cadillac или Marmon, но имел достаточно хорошие показатели эффективности.

И здесь вновь появляется имя Bearcat. Двухместный автомобиль с колесной базой 3416 мм обладал минимальным комфортом, но гарантировал своему владельцу максимальное удовольствие от вождения. Чуть позже в гамме появился герой нашего рассказа — еще более скоростная модель Super Bearcat с ультра- легким кузовом кабриолет от ателье Weymann и укороченной до 2946 мм базой. Несмотря на все свои достоинства, DV-32 стал для компании Stutz лебединой песней. В год своего дебюта удалось реализовать 384 автомобиля марки. Еще примерно 120 Stutz нашли своих владельцев в 1932 и 33-м годах, а последние 6 экземпляров были изготовлены годом спустя. Компания Stutz прекратила свое яркое, но короткое существование.

Stutz DV-32 Super Bearcat

На наших иллюстрациях представлен Stutz DV-32 Super Bearcat, выпущенный в 1932 году. Сменив несколько владельцев, этот автомобиль в 1974 году пополнил знаменитую коллекцию автомобильного музея Уильяма Харры. Спустя десять лет автомобиль был приобретен на аукционе очередным владельцем, который тут же отправил машину в мастерскую известного американского реставратора Джона Сандерса Antique Auto Restoration. Четыре года кропотливого труда не прошли даром, о чем свидетельствуют несколько престижных наград Американского клуба антикварных автомобилей (AACA). На сегодняшний день, по данным специалистов, сохранилось не больше десяти экземпляров короткобазной модели Super Bearcat. Неудивительно, что истинные ценители готовы заплатить за него 600 тысяч долларов.