Жан Бугатти. Внук каменщика

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 2, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Бугатти
Bugatti Type 57 SC Atalante. В 1934–1940 гг. построено 710 машин 57-й модели, в том числе 17 Atalante с цельным лобовым стеклом. Четыре купе скупили братья Шлумпф — бывшая частная коллекция ныне государственный музей Cite de l’Automobile в Мюлузе

На заре автомобильной эры многие фирмы управлялись династиями. Семейной была и компания Bugatti, основанная Этторе Бугатти. Глава фамилии Джованни-Луиджи Бугатти был каменщиком. Его наследник Карло стал декоратором и мебельщиком эпохи art nouveau. Младший сын Карло, Рембрант,  заслужил известность как скульптор. Профессиональным художником не стал лишь старший сын, Этторе. Он выбрал совершенно иную сферу применения талантам — автомобили.

Так продавали автомобили в 1930-е: купе Type 57 S выставлено рядом со своим трехлитровым двигателем, а плакат внизу рассказывает о рекорде скорости на железной дороге: 196 км/ч развила автомотриса Bugatti. На такой скорости от Парижа до Гавра — один час

Брак с первой женой Барбарой Больцони подарил Этторе четверых детей. Среди них был и герой нашего рассказа. Малыш Жанберто Мария Карло Бугатти. появился на свет 15 января 1909 года в немецком Кёльне, где его отец работал на заводе компании Deutz. Вскоре клан переехал в Мольсхайм, где Этторе организовал собственную фирму.

Дизайнер-самоучка

Жан Бугатти воспитывался в духе традиций, унаследовав от отца Этторе и деда Карло артистический талант. С малых лет он рос в окружении мастеров и ремесленников, которые строили автомобили Bugatti в соответствии с высокими требованиями его отца. Формального образования Жан не получил. Семейная мануфактура заменила ему детскую площадку, школу и институт.

К концу 1920-х молодой Жан Бугатти все больше погружался в деятельность семейного предприятия, привнося в автомобили марки не только стилистические идеи, но и конструктивные усовершенствования. Он схватывал все на лету, был в курсе достижений техники. Среди проектов тех лет отметим создание Bugatti Type 50, в основу которого легла конструкция гоночных болидов американской марки Miller.

Прежде чем Жан стал полноправным компаньоном отца, марка Bugatti славилась легкими гоночными моделями — визитной карточкой Этторе Бугатти. С безупречными кузовами, созданными Жаном, марка получила известность еще и благодаря уникальному дизайну. В 1927 году Жан вместе с кузовщиком Жозе Вальтером организовал на фабрике в Мольсхайме отдел кузовов — Carrosserie Bugatti.

Все дело в дедушке…

Вехой в жизни Жана стала работа над культовым Type 41 Royale. Машина предназначалась текстильному магнату Арману Эсдерсу. Радиатор роскошного двухдверного родстера украсил танцующий слон — миниатюрную фигурку создал дядя Жана, известный скульптор Рембрант Бугатти. Несмотря на гигантские размеры, шестиметровый автомобиль до сих пор олицетворяет элегантность. По легенде, источником вдохновения для Жана послужил… изгиб спинки сломанного стула, изготовленного его дедом Карло.

По воспоминаниям сестры, с 1927 года и вплоть до своей нелепой гибели в 1939-м Жан Бугатти спроектировал около 110 кузовов для различных моделей, включая знаменитый Type 57. Важно отметить, что Жан не только рисовал уникальной красоты кузова, но участвовал в разработке двигателей и шасси.

В начале 1930-х Bugatti боролась за существование. Пережить экономический кризис, охвативший весь мир, фирме помогли… поезда. Этторе Бугатти заполучил крупный заказ французских железных дорог на строительство автомотрис (рельсовых автобусов, как бы теперь сказали). Они оснащались 12,7-литровой рядной «восьмеркой», сконструи­рованной первоначально для Bugatti Type 41 Royale. Но если «королевских» автомобилей построили всего шесть, то с 1934 по 1937 год для SNCF изготовили 85 мотрис. Для выполнения заказа Этторе перебрался в парижский филиал, оставив автомобильный завод в Мольсхайме на попечение Жана.

Тем временем стремительное падение продаж требовало принятия радикальных мер для спасения бизнеса. Первое, от чего необходимо было отказаться, — от широкого ассортимента моделей различных типов.

Оправдать доверие

Жан видел решение в создании принципиально новой машины, которая удовлетворила бы запросы клиентов разнообразием кузовов и вариантов исполнения. Так на свет появился Type 57. 3,3-литровый рядный восьмицилиндровый мотор в базовой атмосферной версии развивал 135 л.с., трансмиссия была 4-сту­пенчатая механическая.

Серийное производство началось в 1934 году и продолжалось до самой войны. Выпустили множество вариаций, в том числе в 1937-м Type 57C с механическим нагнетателем.

Однако главное достоинство Type 57 заключалось не столько в технических характеристиках, сколько дизайнерском гении создателя. Кузова Жана Бугатти выделялись элегантными и гармоничными формами. Седаны Galibier, купе Ventoux и кабриолеты Stelvio составляли основу модельной гаммы Type 57. Большинство кузовов, в том числе и появившееся позже купе Atalante, строились на фабрике Bugatti в Мольсхайме или кузовным ателье Gangloff.

Клиенты оценили новое детище Bugatti и его спортверсии — Type 57 Grand Raid Roadster и модернизированный Type 57T с кузовом торпедо. Эти машины демонстрировали возможность трансформации Type 57 и отвечали требованиям рынка. Растущий интерес покупателей заставил Жана и команду дизайнеров вновь приняться за чертежи.

Ключевой особенностью новой Type 57S стала принципиально иная рама, которая позволила опустить центр тяжести и установить легкий изящный кузов. Прототип, получивший за обтекаемую форму название Aerolithe, дебютировал в 1935 году на автошоу в Лондоне. Мощность уже компрессорного двигателя выросла до 170 л.с., а скорость —до 193 км/ч. Стиль же послужил отправной точкой для создания купе 57 SC Atlantic, ставшего вершиной творчества Жана Бугатти.

Typ 41 Royale Coupe de ville Binder. У шести существующих Royale разные кузова. Две машины хранятся в музее Мюлуза, третью удалось собрать из запчастей и двигателя от авто­мотрисы

Жажда скорости

Если человек талантлив — он талантлив во всем. Справедливость подобного утверждения в полной мере подтверждал и Жан Бугатти. Прекрасный дизайнер и конструктор был к тому же отличным водителем. С детства Жан общался с заводскими испытателями и гонщиками фирменной команды, которые тестировали машины неподалеку от фабрики. Он мог бы добиться успеха в автоспорте, если бы не категорический запрет отца участвовать в гонках.

Этторе Бугатти надеялся передать сыну бразды правления бизнесом, поэтому оберегал его от опасных соблазнов. Увы, любовь к спортивным автомобилям оказалась для Жана роковой. 11 августа 1939 года он решил собственноручно провести тесты гоночного Type 57C Tank, который буквально недавно одержал победу в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Неожиданно у него на пути оказался местный житель, который возвращался домой на велосипеде. Жан пытался избежать столкновения, но на скорости более 200 км/ч машина потеряла управление и отправилась в кювет, сметая все на своем пути. Так в возрасте 30 лет оборвалась жизнь талантливого дизайнера и конструктора.