Что лучше – докатка или запаска?

Спор относительно того, что лучше – докатка или полноразмерное запасное колесо – относится к категории бесконечных. Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако мы попробуем взвесить за и против каждого из вариантов.

Автовладельцы «старой закалки» неукоснительно следуют правилу – ни метра за пределы гаража или стоянки без полноразмерного запасного колеса. Несколько десятков лет назад, когда шиномонтажи не были распространены повсеместно, отсутствие запаски могло стать большой проблемой. Практика установки облегченной версии запасного колеса (докатки) появилась относительно недавно и сразу завоевала популярность благодаря экономии места в багажном отделении.

Как это часто бывает, когда дело касается принципиальных новшеств, дискуссии относительно их безопасности и практичности не утихают. Между тем в паре «докатка vs запаска» каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Малая форма

Докатка отличается от основных колес как по внешнему виду, так и по функциональности. Строго говоря, это узкая шина, надетая на штампованный диск. Она значительно уступает полноразмерному колесу по ширине и диаметру. Ее плюсы – небольшой вес; меньшие габариты, легкая установка на ось автомобиля. Но есть и минусы. В силу существенных различий по таким параметрам, как типоразмер, вес, давление и рисунок протектора, при использовании докатки не рекомендуется ехать со скоростью, превышающей 60–80 км/ч. Кроме того, этот вариант запасного колеса категорически не рекомендуется устанавливать на переднюю ось большинства автомобилей, за исключением тех, которые оснащены постоянным, неотключаемым полным приводом.

Что лучше - докатка или запаска?

Комфорт движения, по понятным причинам, тоже оставляет желать лучшего. Вместе с тем на привычном маршруте «дом – офис» такой вариант вполне приемлем.

Нестареющая классика

Несмотря на стремительные изменения в автоиндустрии, полноразмерное запасное колесо не сдает своих позиций. Следует признать его минусы: нагрузку на багажник, относительно высокую цену, а также трудоемкую установку. Но это единственный вариант запаски, который обеспечивает полноценную замену поврежденного колеса без ущерба для сцепления, скорости и комфорта вождения.

Отметим, что в этом случае колес у автомобиля по умолчанию пять, поэтому придется потратиться чуть больше. Ведь все пять колес должны быть как близнецы: одинаковые шины, диски аналогичной конструкции (штампованные или литые) и вес тоже одинаковый. В идеале желательно иметь два комплекта по пять шин – летний и зимний. И конечно, зимние шины должны быть одного типа – либо шипованные, либо фрикционные, иначе разница в сцеплении с дорогой даст о себе знать с первых же метров.

Из тех же «сцепных» соображений шина запасного колеса включается в цикл ротации. Известно, что для равномерного износа каждые 8–10 тыс. км пробега шины нужно менять местами.

Еще один момент: каким бы ни был ваш водительский стаж и опыт, после установки запасного колеса при первой возможности загляните на шиномонтаж. Пусть профессионалы проверят давление в шинах и затяжку болтов. От этого напрямую зависит безопасность вождения и то, как долго прослужат шины.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.