Это просто полный…

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 2, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Полный привод

С приходом зимы водители моноприводных автомобилей с завистью смотрят на владельцев машин со всеми ведущими колесами. И это понятно — последние чувствуют себя за рулем гораздо более уверенно. Благодаря чему — попробуем разобраться.

Прежде чем погрузиться в пучину терминов и технических подробностей, обратимся к истории. Первым применил полный привод на автомобиле гениальный Фердинанд Порше, построивший еще в 1899 году электромобиль Lohner-Porsche и представивший его годом спустя на всемирной выставке в Париже. В 1902 году братья Спайкер выпустили полноприводный гоночный Spyker 4WD.

Lohner-Porsche — первый в мире автомобиль с 4 ведущими колесами — был создан в 1899 году в Австрии Фердинандом Порше. Годом спустя этот электромобиль показали публике на всемирной выставке в Париже

В 20-30-е годы с полным приводом экспериментировали на своих гоночных болидах Этторе Бугатти и Гарри Миллер. Но все эти машины не отличались надежностью и были очень сложными по своей конструкции, что препятствовало реализации идеи в серийных машинах. Как это часто бывает, развитию полного привода поспособствовали военные, которым нужны были маневренные вездеходы. В предвоенные годы по обе стороны Атлантики появились армейские машины с приводом на все колеса, которые впоследствии успешно зарекомендовали себя на полях сражений. Несмотря на ряд смелых попыток реализовать полноприводную трансмиссию на легковых машинах, до восьмидесятых годов полный привод ассоциировался исключительно с вездеходами. Ситуация радикально изменилась в марте 1980 года, когда на автосалоне в Женеве была представлена серийная модель Audi Quattro. После появления системы quattro на легковых автомобилях Audi и ряда аналогичных систем у других компаний, привод на все колеса стал рассматриваться как средство более эффективного использования мощности двигателя и повышения управляемости, особенно на скользких покрытиях. Сегодня большинство ведущих автопроизводителей имеют в своей модельной гамме машины, оснащенные полноприводной трансмиссией, причем конструкции этих трансмиссий и используемые в них узлы и агрегаты могут существенно отличаться.

Audi Quattro дебютировал на автосалоне в Женеве в марте 1980 года. «Зеленый свет» модели дал тогдашний глава конструкторского бюро Audi Фердинанд Пих, внук создателя Lohner-Porsche…

Автомобили с колесной формулой 4х4 можно условно разделить на две группы: с постоянным полным приводом или с подключаемым. Вторая группа, в свою очередь, делится также на две категории — с механическим (ручным) или автоматическим подключением.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Метан (CNG) вместо бензина. Есть ли смысл?

При принудительном подключении второй оси все четыре колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью. Поэтому такой тип привода можно использовать только на покрытиях, допускающих проскальзывание колес — грязь, песок, снег, лед и т.д. Как правило, ручное подключение второй пары колес осуществляется посредством раздаточной коробки, установленной после обычной коробки передач. Подключение производится при полной остановке автомобиля, чтобы не повредить механизм «раздатки». Часто помимо функции подключения дополнительного моста водитель может вручную заблокировать расположенный внутри раздаточной коробки межосевой дифференциал. У владельцев полноценных внедорожников подобная схема соответствует положениям 4High и 4Low соответственно. Такая простая и надежная система привода наиболее полно удовлетворяла потребностям военного ведомства, поэтому получила широкое распространение на армейских вездеходах, а в послевоенные годы легла в основу для создания гражданских версий внедорожников, которые часто используются за пределами дорог общего пользования.

Система PTM Porsche 911 Carrera 4 изменяет распределение тяги по осям раз в 100 мс

Постоянный полный привод означает, что мотор приводит в движение все колеса одновременно. В данном случае крутящий момент от двигателя через карданные валы направляется к осям и распределяется к каждому из колес с помощью дифференциалов. Иногда в конструкции автомобиля используется раздаточная коробка, поддерживающая как режим постоянного полного привода, так и режим подключаемого полного привода, то есть имеет дифференциал, блокировку дифференциала и возможность полного отключения одной оси. Такая схема обычно используется на многоцелевых вездеходах.

В трансмиссии автомобилей, не предназначенных для движения по бездорожью, раздаточная коробка не используется. В этих машинах нашли применение сложные конструкции коробок передач, объединенных в единый блок с межосевым дифференциалом или муфтой, выполняющей его функции. Большинство современных автомобилей имеют электронное управление межосевым дифференциалом, позволяющее динамически менять соотношение передаваемого момента между осями. Подробнее о конструкции дифференциалов и его помощников мы расскажем в следующий раз.