50-летие Elf: Гонки без остановки

180
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...

Гонки являются частью ДНК бренда Elf с самого его рождения. Это и испытательный полигон, и маркетинговая площадка, и вызов, и вдохновение.  Бренд Elf появился 28 апреля 1967 года, а уже 10 июня дебютировала в гонке «24 часа Ле-Мана», где за сутки спортпрототипы наматывают 5600 км – больше, чем за весь сезон проезжают болиды Ф-1.

Акция «красные круги идут» навсегда вошла в маркетинговые каналы как пример ребрендинговой кампании, приковавшей внимание всей страны. 6 января 1967 года одну из АЗС самой разветвленной сети заправок Франции, Enterprise de Recherches et d’Activites Petrolieres, под видом съемок украсили бордами Le rond rouge! с большими алыми кругами. После чего каждую ночь в «красное» переодевались все новые станции и магазины ERAP. Пятая республика буквально замерла в ожидании развязки, которая наступила в первую минуту 28 апреля, когда по сигналу ракетниц все дистрибьюторские точки госкомпании сменили свои noname-ливреи на лого Elf.

Первый блин вышел отнюдь не комом: в 1967 году 1,3-литровые крохи Alpine A210 заняли 9, 10, 12 и 13 места. Год спустя они и вовсе поднялись до 8-11 мест. Но красноречивей всего об их высочайшей эффективности говорят победы в Index of Performance и Index of Thermal Efficiency, котировавшихся не меньше победы в абсолюте.

«После кампании Le rond rouge! нам нужен был новый коммуникационный канал, – вспоминал в своей автобиографии экспансию в «большие гонки» первый маркетинг-директор Elf Франсуа Гитер. – После многочисленных консультаций с экспертами из разных областей мы решили вернуть Францию на Олимп». Но с чего начать, ведь мир авто- и мотоспорта уже тогда был необычайно широк и разнообразен, а позиции Франции на гоночных трассах оставляли желать лучшего. При этом права на ошибку не было, ведь к новому бренду благодаря акции Le rond rouge! было приковано повышенное внимание.

В 1968 году Matra едва не принесла Elf первое «серебро». Из-за проблем с проводкой на старте она откатилась во второй десяток, но в дождь Анри Пескароло (напарник из-за неработающего дворника отказался садиться за руль) вывел «Матру» на второе место. Увы, на последнем пит-стопе проводка загорелась.

В ту пору топливные компании шли по пути наименьшего сопротивления, просто поддерживая команды или пилотов в обмен на размещение своих логотипов. Гитер с самого начала не видел перспективы в подобном сотрудничестве, поскольку продвигался не конкретный товар или технология, а в лучшем случае торговая марка. Он сумел убедить свое руководство в необходимости разрабатывать новые формулы топлива, масел и других техжидкостей непосредственно с гоночными командами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Elf. Полвека побед в Формуле-1
Мари-Клод Бомонт и Лелла Ломбарди лидировали в марафоне в 1975 года перед своим последним пит-стопом. Увы, подвели стратеги, распорядившиеся залить в их 2-литровый Alpine А441 слишком мало топлива. А поскольку длина трассы по нынешним меркам огромна (13,6 км), у девушек не было шансов доползти даже на «честном слове».

Выбор партнера для такого проекта оказался непростым и пал в итоге на автомобильное отделение аэрокосмического концерна Matra, а также на подразделение Alpine, отвечавшее в Renault за спорт и тюнинг. Гитер придумал «национальную гоночную идею» – команду, в которой пилоты, инженеры, механики, моторы, покрышки, масла, топливо – все будет французским. И тут же принялся воплощать ее в жизнь, создав гоночную школу для селекции талантливых французских пилотов, не без помощи Renault убедив присоединится к проекту такие компании как Michelin, Cibie и S.E.V. Marchal.

. В 1976-1977 гг. Alpine А442 неизменно стартовали с поулов, лидировали и так же дружно сходили из-за проблем с турбонаддувом. А когда в 1978 году таки победили, гендиректор Renault Бернар Ано объявил о сворачивании «лемановской» программы ради полноценного участия Equipe Renault Elf в Ф-1.

Первый гоночный продуктом Elf стал «лемановский» бензин с кислородосодержащей «прививкой» для лучшего сгорания и повышенным октановым числом для увеличения детонационной стойкости. Конечно, по современным меркам такой подход выглядит наивно, но это сейчас у Elf за гоночные разработки отвечают сразу два департамента научно-исследовательского центра, чья работа вылилась, в том числе, в ежегодно обновляющуюся линейку профессиональных смазочных материалов HTX и в гоночные сорта бензина Race 102 и Turbo Max. А в те времена болиды часто-густо заправлялись на АЗС и использовали самое обычное масло «с полки».

После демарша Alpine марка Elf не ушла из Ле-Мана. В разные годы она поддерживала как французские конюшни Courage, Pescarolo, DAMS, deCortanze так и заводские команды Toyota, Cadillac, Panoz, SARD, Saleen. А также команды, выступавшие на Ferrari, McLaren, Porsche (на фото), Venturi и Chevrolet Corvette.

Кто знает, куда бы завел нас такой подход, если бы и Elf пошел по пути наименьшего сопротивления, просто разместив свои логотипы на бортах «лемановских» спортпрототипов. Зато сегодня мы имеем возможность использовать техжидкости Elf, которые буквально вчера помогли одержать победы в самых престижных соревнованиях мира.

Реинкарнация Alpine, а вместе с ней и «национальной французской идеи», состоялась в 2013 году и закончилась победой в серии ELMS в категории LMP2. А год назад Alpine принесла Elf уже 7-е за время их сотрудничества «золото» в «24 часах Ле-Мана», плюс титул в чемпионате мира.