Где должен быть госномер на автомобиле

На каждом механическом транспортном средстве (за исключением троллейбусов и трамваев) должен быть установлен госномер — это аксиома. Однако Олег ТКАЧУК отмечает, что даже самая строгая норма ПДД порой понимается нашими служителями закона превратно.

Кодекс Украины об административных правонарушениях гласит: управление водителем транспортным средством без номерного знака или с номерным знаком, который не принадлежит этому средству или не отвечает требованиям стандартов, или с номерным знаком, закрепленным в неустановленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров, перевернутым или неосвещенным, — влечет за собой наложение штрафа в размере от 170 до 255 гривен.

Казалось бы, перечень исчерпывающий и предельно простой, но давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций, в которых и водители не всегда бывают правы, и сотрудники ГАИ порой своевольно толкуют вышеизложенные положения законодательства.

Ситуация 1

Водитель управлял мотоциклом, на котором отсутствовал номерной знак, и его остановил инспектор ГАИ. Как оказалось, водитель двигался без номерных знаков лишь потому, что только что получил их в МРЭО и не имел технической возможности прикрепить к мотоциклу, — МРЭО, как известно, услуг по установке знаков не предоставляет.

Согласно п. 3.15 «Инструкции о порядке осуществления подразделениями Госавтоинспекции МВД государственной регистрации, перерегистрации и учета транспортных средств, оформления и выдачи регистрационных документов, номерных знаков на них», утвержденной приказом МВД от 11.08.10 (№379), на зарегистрированные транспортные средства Центром выдаются регистрационные документы, а также номерные знаки, соответствующие требованиям государственного стандарта Украины. Порядок получения номерных знаков и регистрации транспортных средств установлен Постановлением №1388 Кабинета министров Украины от 07.09.98 «Об утверждении Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов». Согласно этим документам эксплуатация ТС, не зарегистрированных (не перерегистрированных) в подразделениях Госавтоинспекции (кроме транспортных средств, зарегистрированных до вступления в силу этого Порядка) и без номерных знаков, которые отвечают государственным стандартам, запрещается.

Указанными выше нормативно-правовыми актами не предусмотрено предоставление водителю определенного времени для установки номерных знаков с момента их получения у соответствующих органов. Пользование транспортными средствами без номерных знаков вообще запрещено — независимо от наличия технической возможности установить их при выдаче. Урегулирование этого вопроса возложено непосредственно на владельца транспортного средства и водителя, так что в этом случае наложение на водителя административного взыскания по ч. 6 ст. 121 КУоАП будет вполне правомерным.

Ситуация 2

Водителя привлекли к административной ответственности за то, что номерной знак размещался в не предусмотренном заводом-производителем для него месте. Водитель управлял грузовиком, и номерной знак размещался не по центру, а слева от оси в направлении движения.

А вот в этом случае водитель привлекался к ответственности уже незаконно. Почему?
Пунктом 30.2 постановления КМУ №1306 от 10.10.01 «О Правилах дорожного движения» определено, что на механических транспортных средствах (за исключением трамваев и троллейбусов) и прицепах в предусмотренных для этого местах устанавливаются номерные знаки соответствующего образца.

ДСТУ 4278:2004 «Знаки номерные транспортных средств» п. 3.2 определено, что количество номерных знаков на транспортных средствах должно составлять: на автотранспорте — два знака; на тракторах, мототранспорте, прицепах — один знак.

Знаки на легковых автомобилях нужно устанавливать только по оси симметрии автомобиля. На других транспортных средствах знаки должны устанавливаться либо по оси симметрии, либо слева от нее в направлении движения таким образом, чтобы они не выступали за габариты.

Знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов.

То есть в приведенной ситуации водитель не нарушил ни ПДД, ни требований соответствующих государственных стандартов. И суд, естественно, обратил на это внимани­е.

Ситуация 3

Водитель привлекается к административной ответственности за управление транспортным средством с загрязненным номерным знаком настолько, что нет возможности определить его символы с расстояния 20 метров.
Как показывает практика, довольно часто инспекторы ГАИ даже не считают нужным проводить замеры видимости номерного знака с определенного расстояния, а определяют ее степень на глаз.

Такое отношение, несомненно, является недопустимым. И на этом основании в случае обжалования водителем вынесенного постановления в суде шансы вы­играть дело очень велики, поскольку обязанность доказывания по административным делам данной категории возлагается именно на инспектора ГАИ. А доказательствами по такому делу являются: протокол об административном правонарушении, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей, заключение эксперта, вещественные доказательства, показания технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, которые используются при надзоре за выполнением правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, а также другие доказательства. Как видим, в этот перечень субъективное мнение инспектора входить никак не может.

Ситуация 4

Довольно часто водители используют декоративную сетку, которую закрепляют на номерном знаке. В практике были случаи, когда инспектор ГАИ считал, что такая сетка уменьшает освещенность и видимость номерного знака, и на этом основании привлекал человека к административной ответственности.

Да, согласно п. 30.2 Правил дорожного движения запрещается изменять размеры, форму, обозначение, цвет и размещение номерных знаков, наносить на них дополнительные обозначения или закрывать их, они должны быть чистыми и достаточно освещенным­и.

Однако опять же при привлечении водителя к административной ответственности нужно принимать во внимание ч. 6 ст. 121 КУоАП, которая предусматривает необходимые для этого следующие условия: закрытие номерного знака другими предметами или загрязнение номерного знака, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров.

По многим делам предоставленная водителем фотофиксация номерного знака транспортного средства убедительно доказывала суду, что символы четко читаются и с декоративной сеткой. И в таких случаях постановления инспекторов ГАИ отменялись, а производства по делам закрывало­сь.

Кстати, скандальным законом от 16.01.14 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности до­рожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме» № 723-VII (который позже был отменен) планировалось привлекать водителя к ответственности за «загрязнение, не позволяющее четко определить символы знака» без указания расстояния. Это, несомненно, дало бы толчок к злоупотреблениям со стороны должностных лиц соответствующих органов государственной власти.

Ситуация 5

Нередки случаи, когда инспектор ГАИ привлекал водителя к административной ответственности по ч. 6 ст. 121 КУоАП со следующим утверждением: «Управлял автомобилем с недостаточно осве­щенным государственным номерным знаком».
Однако, повторимся, часть 6 ст. 121 КУоАП предусматривает административную ответственность за управление водителем транспортным средством, не зарегистрированным либо не перерегистрированным в установленном порядке, без номерного знака или с номерным знаком, который не принадлежит этому средству или не отвечает требованиям стандартов, или с номерным знаком, закрепленным в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров, перевернутым или неосвещенным.

В этом же случае водитель привлекался к административной ответственности за управление транспортным средством с «недостаточно освещенным государственным номерным знаком», что не определено ч. 6 ст. 121 КУоА­П как действие, которое имеет состав административного правонарушения. Поэтому суд становился на сторону водителя и отменял незаконные постановления о наложении штрафа.

Ситуация 6

Пойдем дальше: да, часть 6 ст. 121 КУоАП предусматривает ответственность водителя за управление транспортным средством с неосвещенным номерным знаком.
Но надо учитывать, что ответственность в этом случае может наступить, только если транспортное средство двигалось с неосвещенным номерным знаком в темное время суток. Таким периодом в соответствии с изменениями, внесенными в Правила дорожного движения, является часть суток от заката до рассвета. Так, были случаи, когда инспектор ГАИ налагал на водителя взыскание в виде штрафа за указанное правонарушение, причем сам же в протоколе и отмечал, что ПДД были нарушены в 15 ч 30 мин, тогда как закат в этот день начался в 15 ч 59 мин. Тумана, дождя, снега, других явлений, создающих условия недостаточной видимости, не было. В дальнейшем суд, конечно же, признал такое постановление незаконным.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.