Как минимизировать последствия ДТП

Увы, нам остается только завидовать западной системе, где после ДТП водители спокойно обмениваются номерами страховых полисов и разъезжаются. У нас же, как правило, самые большие сложности начинаются уже после аварии. Как минимизировать негативные последствия ДТП?

Нарушение участниками дорожного движения ПДД, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества, влечет за собой наложение штрафа в размере от 340 до 425 грн. или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Данная категория дел об административных правонарушениях интересна тем, что привлечение водителя к ответственности по ст. 124 КУоАП на самом деле во многих случаях является лишь первой ступенькой к дальнейшей судебной волоките. Связано это с тем, что размер ущерба, который наносится в результате ДТП, может достигать невероятных размеров. Не говоря уже о жизни и здоровье людей. А постановление суда, которым тот или иной водитель признается виновным в совершении ДТП, имеет преюдициальное значение при разрешении в дальнейшем споров о возмещении вреда и в том числе при привлечении виновных лиц к уголовной ответственности (если для этого есть основания). Именно поэтому по сравнению с другими делами об административных правонарушениях водителю нужно ориентироваться в некоторых моментах, которые позволят ему не быть наказанным без вины и вместе с тем не допустить уклонения от заслуженной ответственности лиц, виновных в нанесении ему того или иного ущерба.

Сверим по списку

Если нарушение участниками дорожного движения правил повлекло повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества, на месте ДТП инспекторами ГАИ составляется протокол об административном правонарушении в отношении этих лиц, к которому должны прилагаться:

— схема места ДТП (подписывается лицами, которые принимали участие в осмотре, и работником Госавтоинспекции МВД);
— объяснения участников происшествия и свидетелей (в случае их наличия);
— показания технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения;
— другие материалы, необходимые для принятия решения по делу.

В случаях, когда участникам ДТП причинены телесные повреждения, вызывается следователь для проведения осмотра места происшествия в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Одновременно на месте оформления соответствующих документов об административных правонарушениях водителям выдаются справки о повреждении транспортных средств. Копия схемы или фотографии с места ДТП предоставляются участникам происшествия согласно их письменным заявлениям в подразделении ГАИ МВД, сотрудники которого оформили указанное ДТП.

Важная схема

Водителю просто необходимо знать, что должно быть изображено на схеме дорожно-транспортного происшествия, поскольку именно она является тем фундаментом, на основании которого в дальнейшем эксперт будет устанавливать степень вины каждого лица. А как показывает практика, не единичны случаи неполного указания работниками милиции всех необходимых исходных данных при составлении схемы ДТП, что, в свою очередь, делает невозможным предоставление экспертом категорического вывода об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия. Во избежание этого на схеме в обязательном порядке должны быть графически изображены и зафиксированы следующие объекты:

— участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие;
— постоянные ориентиры, к которым на схеме осуществлена привязка объектов и следов;
— транспортные средства, причастные к ДТП, координаты их размещения относительно элементов проезжей части и постоянных ориентиров;
— следы тормозного пути колес транспортных средств: их размещение относительно элементов проезжей части; длина от их начала до каждого колеса транспортного средства с изображением мест разрывов; длина следов на участках с разным покрытием;
— другие следы и предметы, касающиеся происшествия: размещение частей и объектов (обломки кузова, частицы краски, обломки стекла, осыпание грунта, следы жидкости и др.), отделившиеся от транспортного средства, в отношении элементов проезжей части, транспортных средств; площадь рассеивания обломков стекла, осыпание грунта и т.п;
— координаты места столкновения, наезда и т.д. относительно постоянных ориентиров;
— ширина проезжей части вместе с раздельными полосами;
— ширина тротуаров, обочины;
— размеры участков с различным состоянием дорожного покрытия;
— размеры и размещение дефектов дорожного покрытия;
— расположение дорожной разметки, светофоров, дорожных знаков и других средств технического регулирования дорожного движения;
— расположение шлагбаума, средств сигнализации, дорожных знаков на подходе к железнодорожному переезду.

В обязательном порядке в схеме места ДТП заполняется таблица дорожных условий и указываются названия объектов, изображенных на схеме. На ее обратной стороне указываются:

— марка (модель) поврежденного транспортного средства;
— номерной знак транспортного средства;
— владелец транспортного средства;
— перечень видимых (внешних) повреждений транспортного средства, которые произошли в результате ДТП.

Составленная на месте происшествия схема места ДТП приобщается к материалам дела. Она подписывается лицами, которые принимали участие в ДТП, а также работником Госавтоинспекции МВД, ее составившим.

Если на месте ДТП сотрудник ГАИ не может объективно установить лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 124 КУоАП, или отсутствуют прямые доказательства его вины, оформленные материалы в течение суток передаются для дальнейшего рассмотрения инспектору по дознанию подразделения ГАИ МВД, на территории которого произошло происшествие. А он уже должен в кратчайшие сроки (не более одного месяца с момента совершения ДТП) установить все обстоятельства дела, принять другие меры для объективного определения лица (лиц) его совершившего, составить в отношении них соответствующие протоколы и в пятидневный срок направить их в суд.

Теперь хотелось бы обратить внимание на несколько спорных моментов по квалификации правонарушений, предусмотренных ст. 124 КУоАП.

Не та статья

Статья 124 КУоАП, как уже отмечалось, предусматривает ответственность за нарушение участниками дорожного движения ПДД, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества. То есть объективная сторона данного правонарушения предусматривает наступление реальных последствий в виде повреждения определенных объектов. В случае, если во время ДТП реальных последствий в виде повреждения транспортного или иного имущества не произошло, а имеют место только телесные повреждения, то производство по такому делу подлежит прекращению из-за отсутствия состава административного правонарушения. Хотя понятно, что в таких случаях законодательство предусматривает уже уголовную ответственность.

Животное — вещь!

Вместе с тем существует парадокс следующего плана. Если наезд на человека (при отсутствии поврежденного транспорта и другого имущества) не содержит состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 124 КУоАП, то наезд на животное, принадлежащее тому или иному лицу, такой состав все-таки образует. С чем это связано? Согласно гражданскому законодательству Украины, все объекты гражданских правоотношений можно разделить на четыре группы:

1) имущество;
2) действия (работы и услуги);
3) результаты интеллектуальной (творческой) деятельности;
4) нематериальные блага.

Под термином «имущество» в гражданском праве подразумевается вещь или совокупность вещей, находящихся во владении у собственника. Под вещами понимаются материальные объекты внешнего мира. К ним относятся как предметы материальной и духовной культуры, то есть продукты человеческого труда, так и предметы, созданные самой природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности — земля, полезные ископаемые, растения, животные и т.п.

Украинское государство устанавливает правила поведения людей при использовании той или иной вещи. В связи с этим появляется определение «правовой режим вещи». Он является условным и означает не свойства вещи, а устанавливает, каким должно быть поведение людей относительно нее. Особым объектом гражданских правоотношений являются животные, и согласно Гражданскому кодексу Украины на них распространяется правовой режим вещи, кроме случаев, установленных законом. Предусмотрено установление законом необходимых специальных правил обращения с животными.

В соответствии со ст. 35 Закона Украины «О животном мире» ущерб, причиненный собственникам и пользователям объектов животного мира, подлежит возмещению в соответствии с законом.

Таким образом, если водитель совершил наезд, скажем, на чью-нибудь собаку или кошку, то данные животные подпадают под понятие «иное имущество», которое упоминается в ст. 124 КУоАП. Поэтому в таких случаях виновное лицо вполне правомерно будет привлекаться к административной ответственности именно по этой статье.

Свое не считается

Бывают ситуации, когда в результате ДТП поврежденным оказывается только автомобиль лица, допустившего нарушение ПДД. Возникает вопрос, будет ли в таком случае привлечение лица к ответственности, предусмотренной ст. 124 КУоАП, правомерным. Судебная практика склоняется к тому, что нет.

Так, в 2014 году Хмельницкий горрайонный суд рассматривал дело об административном правонарушении о привлечении лица по ст. 124 КУоАП. Как было установлено судом, водитель, управляя автомобилем Skoda Fabia, проявил невнимательность, не следил за дорожной обстановкой и соответственно не отреагировал на ее изменение, в результате чего при съезде с дороги с бетонным покрытием на дорогу с белощебневым покрытием, допустил повреждения управляемого им транспортного средства. Суд признал водителя виновным по ст. 124 КУоАП и наложил на него штраф в размере 340 грн. Апелляционная же инстанция данное решение отменила и при этом отметила следующее: диспозицией ст.124 КУоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение участниками дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества. В соответствии со ст. 9 КУоАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное, умышленное или неосторожное действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность. Принимая решение по делу, суд первой инстанции не обратил внимания на то, что ущерб причинен самому нарушителю, что исключает объективный признак правонарушения — его общественную опасность. Учитывая изложенное, у судьи местного суда не было правовых оснований признавать водителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 124 КУоАП.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.