Автомобільні бренди
Автомобільні бренди

Машина за долги

Украинское автомобильное сообщество вновь бурлит слухами: теперь за любой долг по кредиту или по неуплате штрафов будут изымать автомобили! Владимир ШЛЯХОВОЙ подтверждает: эти разговоры отнюдь не беспочвенны.

Источник слухов — постановление Кабинета министров Украины №54 от 25.01.2012 г., которое вступило в силу 13 февраля 2012 года. Данным документом были внесены изменения в Порядок временного задержания и хранения транспортных средств на штрафплощадках, утвержденный постановлением Кабмина №1102 от 17.12.2008 г. И согласно этому постановлению автовладельцев, имеющих задолженности по кредитам, штрафам и даже квартплате, может поджидать неприятный сюрприз. Кстати, касается это и тех водителей, которые ездят на автомобилях должников — в том числе и на купленных по доверенности.

На всех постах

Закон «Об исполнительном производстве» давно уже разрешает государственному исполнителю одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства накладывать арест на имущество и денежные средства должника. А теперь утвержден порядок задержания автомобилей, объявленных в розыск государственными исполнителями за долги. В случае выявления такого автомобиля сотрудник ГАИ должен составить в присутствии двух свидетелей протокол временного задержания автомобиля и акт его осмотра, а сам автомобиль отправить эвакуатором на штрафплощадку.

Что греха таить, в ближайшее время у нас наверняка будет выработана такса на откуп от подобного задержания, но, даже если автомобиль останется у проштрафившегося владельца, каждый проезд стационарного поста, где разыскиваемые машины выявляют системы «Рубеж», будет влетать ему в копеечку. Поэтому должникам такие посты нужно объезжать десятой дорогой. Но лучше сразу погасить задолженность по кредиту! Впрочем, подобные проблемы могут возникать не только у должников, но и у тех, кто купил машину по доверенности. Ведь ее официальный хозяин всегда может влезть в долги, платить по которым придется покупателю непереоформленного автомобиля.

Без права доступа

Возврат временно задержанного транспортного средства должника, хранящегося на штрафплощадке, осуществляется только по требованию государственного исполнителя. Но водителю такого автомобиля в любом случае придется позаботиться о скорейшем погашении долга. И дело даже не в тех астрономических суммах, которые с него потребуют за стоянку на штрафплощадке. Просто такую машину могут быстренько продать за смешные деньги своим людям, в результате чего автовладелец, лишившись своего автомобиля, может еще остаться должным.

Примечательно, что в данный Порядок введена еще одна весьма сомнительная и даже коррупционная норма: водителю автомобиля должника, находящегося на штрафплощадке, запрещен к нему доступ. Так что все имеющиеся в машине ценные или скоропортящиеся вещи необходимо забирать в момент задержания.

И за штраф тоже?

И хотя данные изменения направлены прежде всего на задержание по инициативе банков кредитных автомобилей, за которые их покупатели не выплачивали кредит более трех месяцев, несомненно, что различного рода злоупотреблений, связанных с применением данного постановления, будет более чем достаточно. Ведь тем же государственным исполнителям будет гораздо проще подать в розыск автомобиль, владелец которого не уплатил штраф, чем заниматься розыском самого должника и выбиванием с него штрафа. Да и ГАИ от такого сотрудничества в накладе не останется, зарабатывая на отступных, на эвакуаторах и на штрафплощадках.

Согласно тому же Закону «Об исполнительном производстве» государственные исполнители, подавая автомобиль в розыск, должны руководствоваться только решениями судов, в которых, в частности, сказано, что машина подлежит изъятию у владельца и передаче банку в качестве залога за неуплаченный кредит. Но сначала судебный исполнитель должен отвести должнику срок на погашение долга и только после этого вынести постановление о розыске машины, заниматься которым отныне будет ГАИ.

В то же время у нас вполне может случиться и так, что «простимулированные» сотрудники ГАИ станут работать с банками напрямую, отбирая автомобили без решения суда. Нельзя исключить и возможность того, что государственные исполнители станут подавать машины в розыск и при наличии у их владельцев неоплаченных штрафов, хотя подобное законом не предусмотрено. Во всяком случае, без проведения предварительных исполнительных действий и при наличии другого, менее ценного имущества.

Тем не менее, учитывая наши реалии, теперь при числящемся штрафе в 250 грн. (в том числе и оплаченном), вместо того чтобы разобраться или прийти к должнику и описать у него пару табуреток, государственный исполнитель может объявить в розыск автомобиль, стоящий в сотни, а то и в тысячи раз больше.

Узаконено

Нельзя не отметить, что данными изменениями Кабмин попытался узаконить и поборы, связанные с работой эвакуаторов и штрафплощадок, легализируя использование для этого всевозможных подставных фирм. В частности, отныне постановление №1102 разрешает подразделениям ГАИ заключать договоры о доставке и хранении транспортных средств на штрафплощадках с государственными предприятиями, подведомственными МВД. А этим предприятиям, в свою очередь, разрешено привлекать для этих работ коммерческие структуры.

То есть фактически данными изменениями Кабмин утвердил то, что ГАИ незаконно практиковала до настоящего времени. А о стоимости, которую теперь будет запрашивать ГАИ за подобные «услуги», остается только догадываться.

Напомним, с нынешнего года в соответствии с перечнем платных услуг, которые предоставляются подразделениями МВД, стоимость 1 км доставки транспортного средства на эвакуаторе составляет 17 грн. Стоимость же хранения автомобилей на штрафплощадках, которая ранее составляла 10 грн. в сутки, данным перечнем не установлена, но в Киеве она доходит до 260 грн. в сутки. Насколько поднимутся эти цены в ближайшем будущем — страшно представить.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.

spot_imgspot_img