Можно ли вернуть деньги за автомобиль с пробегом?

Можно ли вернуть деньги за автомобиль с пробегом?

На украинском авторынке преобладают сделки по покупке б/у автомобилей. В течение года продается около 70-80 тысяч новых легковушек и почти миллион с пробегом («свежепригнанные» вместе с внутренними перепродажами). Каждая покупка б/у авто в некоторой степени рискованная, ведь не все важные параметры можно проверить так, чтобы на 100% быть уверенным в полной исправности или безаварийном прошлом авто. Порой бывает так, что что-то «вылезает» через несколько дней или недель после покупки.

Например – после замены моторного масла появился дым в отработанных газах, а запуск мотора стал неуверенным. Такое может случиться, если продавец, зная о сильном износе двигателя, воспользовался присадкой в масло, которая временно замаскировала дефекты, а выявить это на практике средствами предпродажной диагностики довольно сложно. Бывает, что на месте подушек безопасности остаются лишь «реставрированные» панели, а контроллер эйрбегов «перепрошит», поэтому на компьютерной диагностике оператор видит: якобы все в порядке.

Перечень подобных примеров можно продолжать, но лучше исследовать вопрос, как украинское законодательство защищает (и защищает ли вообще) права покупателей подержанных автомобилей, если те столкнулись с определенными техническими недостатками машины, которые продавец скрыл перед продажей. Или же тех, кто просто желает вернуть авто, если оно исправно, но не оправдало ожиданий, – например, по уровню комфорта или расходу топлива.

Чтобы разобраться, можно ли б/у автомобиль (подобно, как большинство потребительских товаров), вернуть продавцу (физическому или юридическому лицу) в 14-дневный срок, или же требовать гарантийного устранения недостатков, если таковые возникли после покупки, мы воспользуемся комментарием Госпродпотребслужбы, который был предоставлен редакции AUTO.RIA.

  Какие нужны документы для управления мопедом

Покупка авто «с рук»

Закон Украины «О защите прав потребителей» не регулирует отношения, которые возникают между двумя физическими лицами при купле-продаже товара. В случае появления спорных вопросов, единственный законный путь их решения – обращение в суд. Возврат товара (авто) в течение 14 дней, устранение недостатков после продажи, в таком случае законом не предусматривается, сказано в комментарии ГППС.

Итак, покупая авто «с рук», покупатель фактически никак не защищен от обмана его продавцом относительно технического состояния, реального пробега, аварийного прошлого или других подобных, но не менее важных моментов, касающихся б/у автомобиля. Разбираться в судебном порядке, при возникновении претензий, конечно, можно. Однако процесс этот недешевый (государственные сборы, экспертизы, услуги адвоката) и точно не быстрый. Разумеется, и без каких-либо гарантий, кто в таком споре победит.

Покупка машины на «автокомисе»

Возможно, покупатель более защищен законом, если покупку б/у автомобиля осуществит на комиссионной площадке или у дилера, который реализует легковушки с пробегом? Ведь «автокомисы» в основном являются юридическими лицами, с адресом, реквизитами и заключают договор о продаже автомобиля. Специалисты Госпродпотребслужбы, ссылаясь на тот же закон «О защите прав потребителей», отметили, что возврат товара надлежащего качества в срок до 14 дней возможен только в случае, если он не использовался и сохранен его товарный вид. Что автоматически исключает подержанные автомобили из-под действия этой нормы.

Относительно гарантии – в законе сказано следующее: «относительно непродовольственных товаров, которые находились в использовании и были реализованы через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя удовлетворяются по согласию продавца». Простыми словами – если «автокомис», который торгует б/у авто, проявил собственную инициативу по определенной гарантийной поддержке своих товаров, и это прописано в договоре, тогда покупатель имеет шансы на послепродажную поддержку. В целом же законодательство не требует гарантийной поддержки «бэушных» автомобилей продавцами-юридическими лицами. А в случае возникновения спорных ситуаций, опять же остается единственный вариант – обращаться в суд.

  В Польше серьезно усложнили жизнь водителям

Итак, ситуация с защитой прав потребителей в сегменте автотранспорта с пробегом находится на крайне низком уровне. Продавцы, как частники так и «автокомисы», фактически никак не обязаны на уровне закона отвечать перед покупателем. «Скрученный» пробег, отсутствующие подушки безопасности, «перепрошитые» блоки управления электроникой и другие подобные дефекты, которые можно обнаружить лишь после определенного времени эксплуатации автомобиля, перейдут в собственность покупателя вместе с автомобилем. И предотвратить это на уровне закона, на практике, сейчас невозможно. Единственное «окошко» – проявление доброй воли «автокомисами», которые могут предоставлять определенную гарантию для б/у авто, на собственное усмотрение.

Вот и получается, что тостер или электродрель, стоимостью несколько десятков «условных», можно вернуть в магазин, или же рассчитывать на гарантийную поддержку от продавца или производителя. Потому что это новые товары. Автомобиль с пробегом, ценой в несколько тысяч долларов или евро – «кот в мешке», покупая который человек может рассчитывать только на собственное везение и порядочность продавца.