Несколько нарушений ПДД сразу. Какое наказание?

В настоящее время не являются каким-то исключением ситуации, когда водитель одновременно совершает сразу несколько нарушений Правил. Какое наказание ждет нару­шителя в подобных случаях?

Если водитель одновременно совершил несколько нарушений Правил дорожного движения (а вернее, если инспектор ГАИ выявил эти нарушения), на нарушителя может быть одновременно составлено сразу несколько протоколов.
Кстати, в том, что подобные «комплексные» нарушения Правил происходят повсеместно, нет ничего удивительного. Например, непристегнутый водитель, разговаривая во время движения по мобильному телефону, может быть остановлен за превышение скорости. Теоретически в подобном случае должно составляться сразу три протокола — за каждое нарушение отдельно, но практически этого никогда не происходит. Прежде всего, по той простой причине, что в конечном счете штраф (а вернее, постановление о наложении штрафа) должен быть выписан всего один — за самое серьезное нарушение (или за любое из них, если предусмотрены одинаковые максимальные санкции). Ведь наше гуманное законодательство предусматривает поглощение менее серьезного наказания более серьезным (в отличие, например, от США, где все санкции суммируются).

Два в одном

Так, статья 36 Админкодекса предусматривает, что в случае совершения нескольких административных правонарушений, дела по которым одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), штраф взыскивается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных.
Таким образом, в вышеупомянутом случае вместо того, чтобы уплатить от 731 до 935 грн. (51–85 грн. за непристегнутый ремень, 255–340 грн. за превышение скорости на 21–51 км/ч и 425–510 грн. за разговор по «мобилке»), на водителя составят один-единственный протокол. Скорее всего, в данном случае это будет протокол за превышение скорости — по той простой причине, что именно это нарушение доказать легче всего. Ведь постановление о наложении штрафа «за пользование водителем во время движения транспортного средства средствами связи, не оборудованными техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук», хотя и предусматривает больший штраф, но в подавляющем большинстве случаев может быть легко обжаловано в суде.

Прежде всего, по той причине, что данное нарушение крайне сложно подтвердить какими-либо доказательствами («показаниями технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, которые используются при надзоре за выполнением правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения»). А без доказательств подобное обвинение может быть легко оспорено. В то же время в случае обжалования данного постановления, предусматривающего штраф за разговор по «мобилке», составить новое постановление за превышение скорости уже не удастся, так как это не предусмотрено Админкодексом.

Теоретически в подобном случае инспектор может составить протокол и выписать постановление о наложении штрафа за превышение скорости на месте, а прокол за разговор по «мобилке» отправить для рассмотрения по месту жительства нарушителя. Но практически это совершенно бессмысленно и может быть сделано лишь с целью поморочить голову водителю или убедить его дать отступные. Ведь все дела за нарушения, выявленные одновременно, и рассматриваться должны одновременно — то ли на месте, то ли в другой инстанции. Понятно, при условии, что рассмотрение подобных дел находится в компетенции этой самой инстанции (ГАИ или суда, но об этом чуть позже). Поэтому в ГАИ подобный протокол просто проигнорируют. Во всяком случае, должны так поступить.

Практически два протокола составляют, как правило, только в тех случаях, когда одним из нарушений является отсутствие полиса «автогражданки». Ведь полис этот (согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств) имеют право проверять только при составлении протоколов о нарушении Правил дорожного движения. Если же данное условие будет нарушено (проверка полиса без сопутствующего нарушения), то постановление о наложении штрафа может быть обжаловано, поскольку согласно ст. 62 Конституции Украины обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем. И хотя нашим судам глубоко наплевать на соблюдение законности при добыче доказательств, ГАИ тем не менее в данном случае нередко соблюдает формальности.

Ответить за все

В то же время отдельное место занимает оформление «букета» нарушений, за одно (или несколько) из которых предусмотрена возможность лишения прав. Напомним, лишить водительского удостоверения могут не только за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и за совершение ДТП, но и за создание аварийной ситуации; за не остановку по требованию работника милиции; за повторное на протяжении года управление транспортным средством, не прошедшим обязательный технический контроль или имеющим неисправности, с которыми его эксплуатация запрещена; а также за въезд на железнодорожный переезд, когда движение через него запрещено.

Расписывать возможные комбинации нарушений не имеет смысла, да это по большому счету и не имеет значения. Главное, что в подобном случае на месте составляется протокол как за «лишенческое» нарушение, который передается для рассмотрения в суд, так и за сопутствующее нарушение. При этом, если рассмотрение дела и принятие решения по такому нарушению (например, за превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и т.п.) находится в компетенции сотрудника ГАИ, он на месте выписывает постановление о наложении штрафа, независимо от того, что дело по второму нарушению передано в суд. Таким образом, в данном случае, поскольку рассмотрение дел по таким нарушениям находится в компетенции различных инстанций, взыскания по ним выносятся независимо одно от другого. В результате за ряд выявленных одновременно нарушений (в случае, если за одно из них предусмотрено лишение прав) водителя могут и оштрафовать, и сделать на определенное время пешеходом, либо наложить два разных штрафа.

Важно не ошибиться

И напоследок отметим еще одну важную деталь: в квитанции об уплате штрафа необходимо указывать не номер постановления о наложении штрафа, а номер протокола, на основании которого данное постановление составлено. Здесь вполне могут возникнуть недоразумения, особенно если в постановлении указаны номера двух протоколов, чего быть не должно. Но в любом случае в квитанции об уплате штрафа необходимо указывать номер протокола, на основании которого этот штраф наложен. Ведь в противном случае могут возникнуть претензии исполнительной службы, которая потребует оплаты «неоплаченного» штрафа в двойном размере. И хотя рано или поздно все выяснится, это потребует и времени, и нервов, так что и здесь важно не ошибиться.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.